Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема элиты и псевдо-элиты
Сами элитарные ориентации в карьере могут проявляться в следующих основных вариантах: 1) как «превосходство» над другими людьми (быть лучше других), с которыми данный человек ведет постоянную конкурентную борьбу, что близко к традиционному пониманию карьеры; 2) как «сопричастность» к каким-то элитным (уже признанным большинством) группам, и тогда смысл карьеры попасть в элитные школы, в элитные вузы и в престижные организации, о чем уже говорилось выше; 3) как «пребывание вне» каких-либо элитных групп, как следование своему самобытному пути, когда сам человек является хозяином своей жизни, что для большинства часто оказывается слишком сложным, не понятным и трудным в исполнении (Пряжников Н.С., 2000, С.124-127). Вероятно, подлинная элита – это те, кто способен «идти своим путем», т.е. готов творчески планировать свою жизнь и карьеру. Такое планирование предполагает также готовность решать такие проблемы, которые реально значимы для данной организации, отрасли, страны или всей культуры. Именно готовность решать значимые проблемы делает человека выдающимся. И наоборот, активная деятельность по поводу несущественных проблем (суета) превращают даже потенциально одаренного человека с большим ресурсом в ничтожество. Таких людей можно было бы даже назвать глупцами (см. подробнее о «психологическом феномене дурака» - Пряжников, 2012б, С.148-149). Таких людей вполне можно было бы назвать «псевдо-элита». Обычно по своим внешним проявлениям и даже по своему потенциалу, такие люди очень похожи на настоящую элиту (воспитанность, умение держаться в компании, эрудиция, даже отказ от излишеств и дурных привычек в виде алкоголя и курения…), но в чем-то более сущностном они не развиты. Они не способны увидеть значимую проблему, а если даже и увидят ее, то постараются «не заметить», чтобы не осложнять себе жизнь (или постараются «заболтать» ее в псевдо-интеллигентских разговорах и дискуссиях)… И, в итоге, их нередко богатый потенциал оказывается нерализованным… Условно можно представить различные ориентации самоопределяющейся личности в виде модели «психологического пространства элитарности» (см. Рис. 4.1), построенной на координатах: 1) внешние признаки элитарности (от «серости» до «яркости») и 2) творческая самореализация и достоинство (от стремления к высшим идеалам развития до отказа)
Рисунок 4.1. Пространство элитарности. По горизонтальной оси - внешние проявления элитарности (элитарная атрибутика), по вертикальной - внутренние проявления элитарности (подлинная элитарность).
Таким образом, еще с детства, и на всех последующих этапах развития главная ориентация в работе с самоопределяющейся личностью – на поиск и решение значимых проблем, которые и позволяют человеку по-настоящему реализовать себя, а может и стать элитой, если люди будут с благодарностью вспоминать его деяния. Вопросы и задания: 1.Приведите примеры элитарных ориентаций в профессиональном самоопределении. 2.Каковы признаки полноценной элиты и как они могут быть связаны с профессиональной деятельностью? 3.В чем принципиальное отличие полноценной элиты от псевдо-элты?
Глава 39. Специфика самоопределения «маленького» человека
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.004 с.) |