Личная профессиональная перспектива (ЛПП) как интегрирующий фактор, снимающий противоречия между другими факторами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личная профессиональная перспектива (ЛПП) как интегрирующий фактор, снимающий противоречия между другими факторами



 

Личный профессиональный план (как более конкретная программа действий по реализации карьерных целей) и Личная профессиональная перспектива (с такой же аббревиатурой – ЛПП) являются интегрирующим фактором по отношению к другим фактором ситуации профессионального самоопределения (см. выше - предыдущий раздел).

Личная профессиональная перспектива, предложенная Е.А.Климовым (1990, с. 143-152) и несколько дополненная нами, включает следующие основные компоненты:

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы.

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.

4. Знание мира профессионального труда (макро-информационная основа самоопределения).

5.Попытка понимания главного смысла своей жизни (определение главного основания для чувства собственного достоинства, высшее достижение жизни…).

6. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.

7. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).

8. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микро-информационная основа выбора).

9. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей.

10.Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).

11. Представление о внешних препятствиях на пути к целям.

12. Знание о путях преодоления внешних препятствий.

13. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).

14. Представление о смысле своего будущего профессионального труда.

15. Начало практической реализации ЛПП.

Данная схема может рассматриваться и как вариант содержательно-профессиональной модели профессионального самоопределения, который можно использовать и при планировании профориентационной работы, и при проектировании конкретных методик. В частности, в Приложении 1 настоящего пособия представлен «Опросник по схеме построения ЛПП», многие вопросы которого соотносятся с обозначенными выше компонентами ЛПП.

Вопросы и задания:

1.Приведите примеры значимости объективных факторов на самоопределение личности.

2.Приведите примеры влияния субъективных факторов на профессиональное самоопределение.

3.Покажите на примере взаимосвязь объективных и субъективных факторов самоопределения.

4.Приведите примеры экстернального локус-контроля как фактора планирования и реализации карьеры.

5.Приведите пример приверженности корпоративному духу как фактора карьерной успешности.

Глава 29.Понятие «субъект профессионального самоопределения»

29.1.Специфика субъекта профессионального самоопределения

 

Как уже не раз отмечалось, важнейшей целью профориентации является создание условий для развития субъекта самоопределения, способного самостоятельно и осознанно решать свои карьерные вопросы. Само понятия, «субъект» является одним из самых сложных и неразработанных в философии и психологии, хотя работ по данной проблематике множество (Брушлинский, 2003; Климов, 1998; Налимов, 1989; Петровский, 1996; Сайко, 2006; Слободчиков, Исаев, 1995; Татенко, 1996 и многие другие). Часто субъект рассматривается как «инициатор активности», как человек, способный к самодвижению» и «саморазвитию», как человек, способный встать «над собой» и «овладеть собой», что помогает ему и «овладеть ситуацией» и т.п.

Важная характеристика субъекта – это готовность развиваться поэтапно, т.е. субъект не появляется вдруг, он развивается, и существенную роль в этом играют другие люди, создающие условия для его воспитания, обучения, формированию готовности принимать решения и брать на себя ответственность… Таким образом, можно говорить о субъекте, более развитом, находящемся на более высокой ступени развития и о субъекте, менее развитом, пока еще находящемся на более простых ступенях своего развития. Это позволяет снять вопрос о том, является ли подросток (или даже старший дошкольник) субъектом профессионального самоопределения (?). Конечно, является, но субъектом, находящемся на определенном этапе развития, так же, как и личность, ведь и она не появляется сразу, а формируется постепенно (поэтапно)…

Условно можно выделить следующие основные характеристики субъекта:

1.Принципиальная готовность к спонтанным (непредсказуемым, незапрограммированным…) действиям, нередко, вопреки логике и различным обстоятельствам (см. Налимов, 1989). С одной стороны, это позволяет человеку иногда совершать весьма эффективные действия, которых от него никто не ожидал и которые для него самого бывают неожиданными. Но, с другой стороны, это могут быть и деструктивные действия, которые сильно осложняют жизнь (и карьеру) данного человека. Здесь можно говорить о «спонтанности для самого человека». Заметим, что именно спонтанность отличает человека как носителя психического от неодушевленных объектов, которые всегда предсказуемы согласно законам физики и химии, а непредсказуемость в определенных случаях вообще рассматривается как «чудо» («непознанное явление», «артефакт» и т.п.).

2.Принципиальная готовность человека с рефлексии своей спонтанности как обращенность к самому себе, своему опыту, попытка понять природу своей активности. Часто именно готовность к рефлексии рассматривают как важнейшую характеристику субъектности. Но сама рефлексия возникает тогда, когда человек сам себе не понятен, и когда это сильно мешает ему в жизни, т.е. «не от хорошей жизни». Например, неодушевленные объекты не рефлексируют, т.к. для них «все ясно» и они точно знают, как надо реагировать, на те или иные воздействия (согласно законам физики и химии), правда, как и некоторые люди, считающие, что они уже «во всем разобрались»…

3.Готовность к пониманию самого себя (развитое самосознание, сформированный «Образ-я» и т.п.), предполагающая знание и учет, как своих возможностей, так и своих недостатков.

4.Готовность управлять своим поведением, основанная на рефлексии и знании себя. Например, когда человек, зная некоторые свои недостатки, не берется за деятельность, где эти недостатки могут помешать, сам отказывается от такой деятельности (не поступает в сложный вуз, отказывается от «выгодного карьерного предложения, если знает, что не оправдает ожиданий и т.п.).

5.Принципиальная готовность к нестандартным действиям, вопреки сложившимся представлениям о нем других людей, а иногда и вопреки традиционной логике. В основе здесь – хорошее знание себя и умение прогнозировать свои действия в разных ситуациях, понятных только данному человеку. Здесь человек способен на «спонтанность для других», когда окружающие не ожидают успешных карьерных действий от данного человека, потому, что не знают его истинного потенциала… И именно в таких случаях, человек становится и «инициатором активности», и «овладевает собой», а часто – и «овладевает ситуацией», в том числе, и различными карьерными ситуациями…

 

29.2.«Этический парадокс» познания и самопознания субъекта самоопределения

 

Парадокс заключается в том, что чем больше мы (психологи, профконсультанты) познаем субъекта профессионального самоопределения, тем в большей степени лишаем его субъектности. Ведь, по мере познания другого человека, мы снимаем его «спонтанность», ему (человеку) уже не нужно мучительно рефлексировать свое поведение (мы это делаем за него), ему не нужно познавать себя (мы ему все расскажем о нем самом), ему не нужно управлять собой (мы дадим ему готовые рекомендации) и такой человек уже не будет удивлять нас (психологов) своим необычным, непрогнозируемым поведением (на основе обследования данного человека мы сами будет строить прогнозы о его успешности или не успешности).

Получается, что, чем лучше развиты методы познания субъекта самоопределения и чем более квалифицированный психолог его обследует, тем меньше остается у человека субъектности – этого главного богатства любой личности и ее права быть собой. Именно поэтому, парадокс носит этический характер, т.к. порождает уже для психолога-профконсультанта соблазн манипулировать сознанием самоопределяющейся личности, что считается крайне нежелательным во многих видах консультирования. Уберечь профконсультанта от излишней манипуляции клиентом могут: 1) постоянная этическая рефлексия самого консультанта, его готовность размышлять о том, как свести манипуляцию к минимуму (к сожалению, иногда манипулировать приходится, например, при работе с социально незрелыми клиентами, с клиентами в состоянии аффекта, в условиях лимита времени на консультацию, когда решение нужно принимать «уже сейчас» и т.п.); 2) стремление использовать в работе активизирующие методы, предполагающие диалог, т.е. «субъект-субъектные» отношения между консультантом и клиентом; 3) постоянный интерес к личности клиента, готовность увидеть в нем как реального, так и потенциального субъекта построения собственной жизни и карьеры (см. подробнее – Пряжникова, Пряжников, 2010, С.150-154; Пряжников, Румянцева, 2013, С.20-24).

Как ни удивительно, но иногда «этический парадокс» порождается и стремлением самого клиента познать себя. Например, ему вдруг показалось, что он «разобрался» сам с собой окончательно (самостоятельно или с помощью психолога). И тогда, он может не воспринимать новые представления о себе, отказываться от любых попыток понять себя глубже (ведь он «уже окончательно разобрался, типа, «зачем еще время на это тратить?»…). Здесь можно говорить о некоторой познавательной стагнации личности, хотя процесс самопознания – бесконечный, ведь, «чем больше познаем себя, тем больше обнаруживаем неизведанного»… Правда, на определенных этапах развития возможны и некоторые «паузы» в самопознании, когда, например, человек просто пытается остановиться, задуматься и навести порядок в представлениях о себе (но и это тоже - рефлексивная позиция), или человек просто устал от постоянного «самокопания», или – окружающие (и даже профконсультанты) устали от него, когда рефлексия превращается в самоцель и уже не способствует подлинному развитию субъекта самоопределения…

 

 

29.3.Совокупный характер субъекта самоопределения

Совокупность проявляется в том, что на ответственные карьерные решения часто влияют другие люди и не понятно, кто же истинный субъект принятия решения. Получается, в таких выборах участвуют разные люди. Задача профконсультанта определить, кто в наибольшей степени оказал на данного человека влияние, и постараться отдельно поработать с этим другим человеком (родственником, приятелем, учителем, а иногда – и с другим консультантом…).

Но такая совокупность может быть и полезной, когда требуется даже специально организовать профориентационную работу таким образом, чтобы включить в нее разных близких людей самоопределяющейся личности (семью, сверстников, педагогов, врачей и др.). Правда, все равно, приходится на чем-то остановиться и интегрировать разные мнения, рекомендации, советы в конкретном выборе. Идеально, когда личность само способна к такой интеграции и этому можно обучить самоопределяющегося человека. Но если человек, по разным причинам к этому не готов, то в качестве интегратора выступает профконсультант.

29.4.Сложная организация субъекта самоопределения

 

Сложная организация проявляется в огромном многообразии внешних и внутренних факторов, воздействующих на субъекта самоопределения (см. Тему 28). Сами эти факторы находятся в постоянной динамике, когда между ними устанавливаются определенные взаимосвязи, меняется «удельный вес» (значимость) этих факторов, появляются новые факторы и т.п. Учесть все это с помощью традиционных исследовательских подходов практически невозможно. Например, только по одному-двум факторам пришлось бы проводить множество методик, определять корреляции между факторами и т.п. Такая исследовательская традиция применяется при написании дипломных и диссертационных работ, но часто почти не применима в реальной профконсультационной практике, т.к. обследование только одного человека заняло бы много лет (можно было бы написать множество диссертаций только по одному случаю)… В итоге, профконсультанты, не отказываясь от использования отдельных исследовательских методик (например, когда с их помощью удается что-то уточнить или проверить некоторые предположения о клиенте), все же должны оценивать ситуацию самоопределения целостно, опираясь на свой опыт и профессиональную интуицию, а также – на готовность клиента помочь консультанту в таком целостном «видении» и даже «чувствовании» ситуации самоопределения…

 

29.5.Противоречивый характер субъекта самоопределения

 

Сам выбор часто предполагает отказ от другого варианта. И в этом уже заложено противоречие выбора, к которому самоопределяющийся человек должен быть подготовлен. Кроме того, само развитие субъекта самоопределения предполагает определенные «кризисы разочарования» (см. подробнее - Тему 31), также основанные на противоречиях и готовности личности разрешать эти противоречия. Самоопределяющаяся личность как бы постоянно переосмысливает себя и свое место в различных «пространствах» самоопределения, т.е. сам уровень развития субъекта самоопределения во многом определяется его готовностью обнаруживать эти противоречия (как внутренние и внешние проблемы) и готовностью решать их.

Понятно, что сложность и острота противоречий иногда может оказаться непосильной для конкретного человека, и тогда он нуждается в помощи профконсультанта или других специалистов. Если же говорить о формировании готовности человека разрешать противоречия, возникающие в карьерном планировании, то лучше это делать на подготовительных этапах (еще в школе, в колледже, в вузе или в даже в организации на специальных занятиях и тренингах), а не в момент принятия ответственного решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.015 с.)