Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоопределение выпускников школ и абитуриентов
В работе с учащимися выпускных классов основной акцент переносится на конкретные выборы, когда после выделения и рассмотрения возможных вариантов выбирается окончательный вариант (через специально организованные индивидуальные и групповые профкоснультации) (Бендюков, 2000; Пряжников, 2014б). Нередко выборы выпускники сделали еще раньше, и тогда, эти выборы можно перепроверить. В работе с абитуриентами (уже выбравшими профессию и профессиональное учебное заведение) главный акцент должен быть сделан на знакомстве со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей (кафедр, факультетов и т.п.). Специфика профориентационной работы с данной группой часто определяется ограниченным временем собеседований или экспресс-диагностикой (если такая работа где-то вообще проводится). Опыт показывает, что лучше такую работу проводить силами самих преподавателей и психологов данного учреждения, которые хорошо знают его особенности и имеют опыт подобных собеседований.
33.7. Самоопределение на этапе получения профессионального образования
В работе со студентами главные акценты связаны с продолжающими выборами: специализации (во многих вузах – к третьему курсу), выбору темы курсовой и дипломной работы, места стажировки и производственной практики (нередко студенты сами вынуждены искать соответствующие организации), и особенно – выбор места будущей работы и трудоустройство по специальности. К сожалению, именно по этим направлениям много стихийности. Кроме того, важно понимать, что не во всем могут помочь и руководители конкретных вузов и колледжей (из-за пока еще слабых связей с профильными организациями). Не все проблемы могут непосредственно решить и профконсультанты, работающие со студентами и выпускниками вузом. В данном случае, сущность помощи заключается, во-первых, в подготовке к самоопределению, и во-вторых, в развитии взаимодействия вузов с соответствующими организациями (и по вопросам стажировок, и по вопросам производственной практики и по вопросам возможного трудоустройства как после окончания вуза, так и для еще обучающихся студентов…). Важнейшей особенностью самоопределения студента является его активная или пассивная позиция в ходе организации и выполнения своей учебно-профессиональной деятельности. Активная позиция предполагает не только выполнение учебных обязанностей (подготовка к занятиям и экзаменам, само посещение занятий…), но и инициатива в построении конструктивных отношений с преподавателями, побуждение их к раскрытию своего богатого опыта перед студенческими аудиториями. Хороший студент должен уметь слушать даже скучного преподавателя… Правда, и сами преподаватели должны уметь работать и с пассивными студентами. Пассивный студент просто «потребляет» знания, не утруждая себя сложностями, связанными с построением особых отношений с преподавателями, т.е. не используя возможность получить от них как можно больше через неформальное общение, через интересные (заранее подготовленные вопросы) и т.п. (см. подробнее – Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2015, С.378-428). Выбор активной или пассивной позиции во многом определит и дельнейшие карьерные успехи студента как будущего специалиста…
Как и у подростков, у многих студентов еще не завершился процесс гармонизации с окружающим миром, поскольку их реальная (активная и ответственная) трудовая деятельность еще не началась. Важную роль в такой гармонизации играет развитие «Образа-Я», «Образа мира» и «Образа себя в мире» (Климов, 1995). Перспективными, но мало используемыми методами формирования таких образов, являются групповые дискуссии и тренинги по сложным мировоззренческим вопросам (см. Павлова, 2010, С.135-139).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.004 с.) |