Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъектность и псевдо-субъектность в профессиональном самоопределении
Псевдо-субъектность может проявляться в том, что человек не способен к настоящей рефлексии своих проблем, например, объясняя свою спонтанность слишком примитивно, часто даже обвиняя других людей в своей неуспешности (известный эффект «экстернального локус-контроля» в карьерном планировании – см. подробнее см. Могилевкин, 2007, С.86-95)… Также это может проявляться в явной переоценке своих возможностей, в пренебрежении советами специалистов, в надеждах на «счастливый случай», который решит все карьерные проблемы и т.п. Псевдо-субъектность нередко формируется в ходе неоправданно ускоренной подготовки человека к ответственным выборам, особенно, в условиях коммерческого консультирования или тренингов, когда клиентам участникам просто внушается, что они «многому научились» и способны сами решать многие сложные вопросы, т.е. «не зря потратили деньги на консультации и тренинги»... Следует признать, что дополнительная уверенность в себе, действительно, помогает в карьере, лишь бы она не превращалась в излишнюю самоуверенность, или в псевдо-субъектность. Вопросы и задания: 1.Приведите пример несформированного субъекта самоопределения. 2.В чем заключается «совокупность» субъекта самоопределения? 3.Корректно ли называть подростка субъектом профессионального самоопределения, ведь он еще толком не знает жизни? 4. В чем заключается «этический парадокс» исследования субъекта самоопределения? 5. Приведите примеры противоречивости субъекта самоопределения. 6.Профконсультант, помогающий клиенту, может ли сам рассматриваться как субъект (его - клиента) самоопределения? Почему?
Глава 30. Основные закономерности профессионального самоопределения 30.1.Важность знания основных закономерностей для оценки и прогнозирования ситуаций самоопределения
Сами закономерности отражают отношения между разными элементами (свойствами, процессами, проявлениями…) анализируемого объекта исследования, а также – отношения между разными элементами различных объектов. Закономерности обычно носят относительно стабильный характер и воспроизводятся при сходных условиях. Устанавливаются закономерности, либо на основе специальных исследований (по каждым конкретным факторам), либо на основе обобщения опыта (исторического, экономического, управленческого, психолого-педагогического…). Сами факторы могут быть разного уровня, но для решения конкретных задач, обычно выделяют из множества наиболее значимые для оценки данной ситуации. Знание таких закономерностей помогает эффективнее воздействовать на объект, а иногда – использовать потенциал этих закономерностей для развития объекта. Также закономерности помогают не повторять предшествующие ошибки, и даже прогнозировать развитие личности. К сожалению, пока еще многие закономерности не достаточно изучены и систематизированы. Ниже приводятся лишь некоторые примеры закономерностей, связанные с профессиональным самоопределением…
Общие закономерности
В зависимости от культурно-исторической ситуации в обществе - примеры: 1) чем больше реальной свободы в обществе, тем сложнее выбор и тем боле востребована профориентация; 2) чем примитивнее общество, тем раньше совершаются профессиональные выборы (еще обсудим подробнее); а в цивилизованных обществах подростку дают время на выбор и соответствующие ошибки (идея «моратория»; В зависимости профессионального самоопределения от уровня развития производства и технологий - примеры: 1) чем сложнее техника и производство, тем неизбежнее узкая специализация (идея, популярная в начале ХХ века); 2) чем динамичнее развивается производство, тем важнее универсальность работника, его гибкость и готовность работать с новой техникой (впервые заговорил об этом еще К.Маркс, когда ввел понятие «гармонично развитого индивида»); 3) в примитивных обществах усиливаются запреты на профессию для членов «нежелательных» партий; 4) в неразвитых обществах усиливается дискриминация по национально-расовому признаку… В зависимости от качества управления человеческими ресурсами (на уровне высшей и региональной власти): 1) чем примитивнее власть, тем меньше занимается кадровой политикой и профориентацией (например, сейчас – «рынок сам все отрегулирует»…); 2) при уменьшении роли государства, возрастает роль стихийной профориентации и, наоборот, при сильной ответственной власти стихийные варианты ослабевают, например, в семьях и даже в школах начинается «пропаганда» нечестных способов зарабатывания денег, или другой пример, когда родители и родственники пытаются «пристроить» подростков-любимчиков, и наоборот, при реальной свободе выбора (наличии привлекательных и доступных вариантов) подростки сами стремятся стать достойными гражданами и профессионалами…; 3) при неграмотной (недальновидной) кадровой политике трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация часто не согласованы, т.е. нет гармонии, когда, то «забывают» о трудовом воспитании (как это было в 90-е гг. прошлого столетия), то о школьном трудовом обучении (как это часто наблюдается сейчас, когда уроки труда заменены «технологиями»)…
Общероссийские закономерности - примеры: 1) к сожалению, сейчас хорошая работа часто не предполагает хорошего заработка (ситуация «псевдо-рынка») – и как следствие: ориентация на не честные способы зарабатывания денег, деградация наукоемких производств (отток наиболее активных и предприимчивых людей) и др.; 2) отсутствие продуманной миграционной политики, и как следствие: рабское положение мигрантов, обострение межэтнических противоречий, перекос на рынке труда (дешевая рабочая сила, влияющая на зарплаты «не мигрантов»). Региональные закономерности - примеры: 1) если местные власти помогают в профориентационной работе, то и работа спорится; 2) различия в зарплате за одну и ту же работу по регионам и, как следствие, – приток внутренних и внешних мигрантов в более благополучные регионы (например, в Москву); 3) при малой вероятности получения сверхдоходов за сомнительную работу – возможные следствия: люди чаще начинают работать «на совесть», люди больше ориентированы на собственное профессиональное и личностное развитие (мои примеры - впечатления от региональных конференций)…
30.3.Закономерности, характерные для данного социума (или конкретной социально-профессиональной группы общества)
Примеры возможной зависимости профессионального самоопределения от национально-религиозных представлений среди определенных социальных групп:1) у многих южных (и малых) народов более выражена сплоченность и взаимопомощь в карьерных вопросах; 2) у многих южных народов мужчины охотно работают продавцами; 3) национально-религиозные традиции дискриминации по гендерному признаку (для женщин и для мужчин) и т.п. Все это требует особого внимания и изучения, иначе, представители каких-то социальных групп могут воспринять рекомендации профконсультантов, менеджеров по персоналу и руководителей организаций как оскорбительные, что может провоцировать межэтнические, межрелигиозные, межкультурные и другие подобные противоречия…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.) |