Субъектность и псевдо-субъектность в профессиональном самоопределении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектность и псевдо-субъектность в профессиональном самоопределении



Псевдо-субъектность может проявляться в том, что человек не способен к настоящей рефлексии своих проблем, например, объясняя свою спонтанность слишком примитивно, часто даже обвиняя других людей в своей неуспешности (известный эффект «экстернального локус-контроля» в карьерном планировании – см. подробнее см. Могилевкин, 2007, С.86-95)… Также это может проявляться в явной переоценке своих возможностей, в пренебрежении советами специалистов, в надеждах на «счастливый случай», который решит все карьерные проблемы и т.п.

Псевдо-субъектность нередко формируется в ходе неоправданно ускоренной подготовки человека к ответственным выборам, особенно, в условиях коммерческого консультирования или тренингов, когда клиентам участникам просто внушается, что они «многому научились» и способны сами решать многие сложные вопросы, т.е. «не зря потратили деньги на консультации и тренинги»... Следует признать, что дополнительная уверенность в себе, действительно, помогает в карьере, лишь бы она не превращалась в излишнюю самоуверенность, или в псевдо-субъектность.

Вопросы и задания:

1.Приведите пример несформированного субъекта самоопределения.

2.В чем заключается «совокупность» субъекта самоопределения?

3.Корректно ли называть подростка субъектом профессионального самоопределения, ведь он еще толком не знает жизни?

4. В чем заключается «этический парадокс» исследования субъекта самоопределения?

5. Приведите примеры противоречивости субъекта самоопределения.

6.Профконсультант, помогающий клиенту, может ли сам рассматриваться как субъект (его - клиента) самоопределения? Почему?

 

Глава 30. Основные закономерности профессионального самоопределения

30.1.Важность знания основных закономерностей для оценки и прогнозирования ситуаций самоопределения

 

Сами закономерности отражают отношения между разными элементами (свойствами, процессами, проявлениями…) анализируемого объекта исследования, а также – отношения между разными элементами различных объектов. Закономерности обычно носят относительно стабильный характер и воспроизводятся при сходных условиях. Устанавливаются закономерности, либо на основе специальных исследований (по каждым конкретным факторам), либо на основе обобщения опыта (исторического, экономического, управленческого, психолого-педагогического…). Сами факторы могут быть разного уровня, но для решения конкретных задач, обычно выделяют из множества наиболее значимые для оценки данной ситуации. Знание таких закономерностей помогает эффективнее воздействовать на объект, а иногда – использовать потенциал этих закономерностей для развития объекта. Также закономерности помогают не повторять предшествующие ошибки, и даже прогнозировать развитие личности. К сожалению, пока еще многие закономерности не достаточно изучены и систематизированы. Ниже приводятся лишь некоторые примеры закономерностей, связанные с профессиональным самоопределением…                                                       

 

Общие закономерности

 

В зависимости от культурно-исторической ситуации в обществе - примеры: 1) чем больше реальной свободы в обществе, тем сложнее выбор и тем боле востребована профориентация; 2) чем примитивнее общество, тем раньше совершаются профессиональные выборы (еще обсудим подробнее); а в цивилизованных обществах подростку дают время на выбор и соответствующие ошибки (идея «моратория»;

В зависимости профессионального самоопределения от уровня развития производства и технологий - примеры: 1) чем сложнее техника и производство, тем неизбежнее узкая специализация (идея, популярная в начале ХХ века); 2) чем динамичнее развивается производство, тем важнее универсальность работника, его гибкость и готовность работать с новой техникой (впервые заговорил об этом еще К.Маркс, когда ввел понятие «гармонично развитого индивида»); 3) в примитивных обществах усиливаются запреты на профессию для членов «нежелательных» партий; 4) в неразвитых обществах усиливается дискриминация по национально-расовому признаку… 

В зависимости от качества управления человеческими ресурсами (на уровне высшей и региональной власти): 1) чем примитивнее власть, тем меньше занимается кадровой политикой и профориентацией (например, сейчас – «рынок сам все отрегулирует»…); 2) при уменьшении роли государства, возрастает роль стихийной профориентации и, наоборот, при сильной ответственной власти стихийные варианты ослабевают, например, в семьях и даже в школах начинается «пропаганда» нечестных способов зарабатывания денег, или другой пример, когда родители и родственники пытаются «пристроить» подростков-любимчиков, и наоборот, при реальной свободе выбора (наличии привлекательных и доступных вариантов) подростки сами стремятся стать достойными гражданами и профессионалами…; 3) при неграмотной (недальновидной) кадровой политике трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация часто не согласованы, т.е. нет гармонии, когда, то «забывают» о трудовом воспитании (как это было в 90-е гг. прошлого столетия), то о школьном трудовом обучении (как это часто наблюдается сейчас, когда уроки труда заменены «технологиями»)…

Общероссийские закономерности - примеры: 1) к сожалению, сейчас хорошая работа часто не предполагает хорошего заработка (ситуация «псевдо-рынка») – и как следствие: ориентация на не честные способы зарабатывания денег, деградация наукоемких производств (отток наиболее активных и предприимчивых людей) и др.; 2) отсутствие продуманной миграционной политики, и как следствие: рабское положение мигрантов, обострение межэтнических противоречий, перекос на рынке труда (дешевая рабочая сила, влияющая на зарплаты «не мигрантов»).

Региональные закономерности - примеры: 1) если местные власти помогают в профориентационной работе, то и работа спорится; 2) различия в зарплате за одну и ту же работу по регионам и, как следствие, – приток внутренних и внешних мигрантов в более благополучные регионы (например, в Москву); 3) при малой вероятности получения сверхдоходов за сомнительную работу – возможные следствия: люди чаще начинают работать «на совесть», люди больше ориентированы на собственное профессиональное и личностное развитие (мои примеры - впечатления от региональных конференций)…

 

30.3.Закономерности, характерные для данного социума (или конкретной социально-профессиональной группы общества)

 

Примеры возможной зависимости профессионального самоопределения от национально-религиозных представлений среди определенных социальных групп:1) у многих южных (и малых) народов более выражена сплоченность и взаимопомощь в карьерных вопросах; 2) у многих южных народов мужчины охотно работают продавцами; 3) национально-религиозные традиции дискриминации по гендерному признаку (для женщин и для мужчин) и т.п. Все это требует особого внимания и изучения, иначе, представители каких-то социальных групп могут воспринять рекомендации профконсультантов, менеджеров по персоналу и руководителей организаций как оскорбительные, что может провоцировать межэтнические, межрелигиозные, межкультурные и другие подобные противоречия…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)