Глава 17. Традиционалистские парадигмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Традиционалистские парадигмы



 

Мы исходим из того, что традиции являются формой накопления и обобщения общественно значимого опыта. Сами традиции при этом обеспечивают стабильность общества в целом или какой-либо социально-профессиональной группы (Бондырева, Колесов, 2007). Иногда противопоставляют традиционное (патриархальное, консервативное) и инновационное (творческое, прогрессивное…), указывая, правда, на их взаимосвязь (см. Бондырева, Колесов, 2007, С.21). Следует отметить, что и традиционное изменчиво, а также содержит в себе немалый потенциал развития, ведь и традиции развиваются, обогащаются, переосмысливаются. Выделяя традиционалистские парадигмы, мы отличаем их от многих других тем, что сами эти изменения носят достаточно плавный, постепенный характер, что и обеспечивает относительную стабильность и преемственность в трудовом воспитании, обучении и решении карьерных вопросов личности.

Семейное воспитание

 

Дети часто рассматриваются как преемники своих родителей. Может встречаться и в современных семьях, где родители, например, обсуждают свою работу в присутствии детей, и последние с раннего детства проникаются не только знанием «нюансов» работы, но и моралью, и мировоззрением своих родителей. И раньше, и сейчас проявляется проблема «семейственности», когда родители пристраивают детей в своей профессии или свое организации. Как известно, есть здесь и негативные примеры (когда пристраивают бездарей и лентяев), но есть и позитивные примеры (когда формируются «семейные династии» и т.п.). При семейном трудовом воспитании часто более важной оказывается мораль («профессиональная идеология» - по Е.А.Климову), чем мастерство. Нередко навыки профессиональной деятельности осваиваются в ходе самой работы или после дополнительного обучения. Главный недостаток семейной парадигмы трудового воспитания – в некоторой ограниченности самоопределения детей, когда они изначально привязаны с профессии своих родителей. Хотя, если расширить кругозор ребенка и дать ему возможность рассмотреть и другие варианты самоопределения, то перспективы у такой парадигмы имеются даже в современных условиях, ведь, в целом, она формирует позитивное отношение к труду. Лишь бы ребенку повезло со своими родителями…

 

Общинное воспитание

 

Общинное воспитаниевозникло, пожалуй, вместе с семейным. Заметим, что даже у некоторых животных родители часто воспитывают своих детенышей, а оставшиеся без родителей детеныши нередко воспитываются другими членами стаи… Как и в семейном воспитании, важнейшую роль играет формирование определенной профессиональной морали и мировоззрения. Общинное воспитание часто предполагает равное отношение ко всем детям, хотя реально, дети более высокопоставленных в данной общине родителей все-таки пользуются дополнительным вниманием и уважением, имеют определенные поблажки… Нередко при таком трудовом воспитании дети рано знакомятся с разнообразными видами деятельности, характерными для образа жизни данной общины. Но и здесь сохраняется некоторая ограниченность в профессиональных выборах. В современном мире можно выделить некоторые аналоги общинного воспитания. Например, воспитание в сельской местности (при условии социальной привлекательности и хорошей оплаты сельского, фермерского труда). Или воспитание в семьях, имеющих широкий круг друзей – таких же профессионалов, когда ребенок наблюдает не только своих родителей, но и их коллег, которым также не безразлична судьба данного ребенка. Это могут быть и сохранившиеся традиции воспитания ребенка в национальных общинах, когда в той или иной степени в этом участвуют все члены данной общины… Важную роль и в семейном и в общинном воспитании играет создание благоприятной «развивающей среды» (см. Акатов, 2009).

Разновидностью общинного варианта (парадигмы) является дошкольное трудовое воспитание, осуществляемое в детских садах, а также – в детских домах и т.п. Фактически общество компенсирует невозможность родителей заниматься воспитанием своих детей созданием специальных учреждений, где с детьми занимаются специально подготовленные педагоги и воспитатели. Надо заметить, что при хорошей организации такой работы, эффекты могут быть просто замечательные, особенно, в соединении с полноценным семейным воспитанием, когда какое-то время с детьми занимаются их родители, а какое-то время ребенок проводит другими взрослыми, да еще и специально подготовленными к такой работе....

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.005 с.)