Понятие «карьерная Я-концепция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «карьерная Я-концепция»



 

«Я»-концепция («Образ Я», самоотношение, самосознание и др.) достаточно много исследовалось в работах разных авторов (Б.Г.Ананьев, 1968; А.Н.Леонтьев, 2005; В.С.Мерлин,1986; С.Р.Пантилеев, 2000;  В.В.Столин, 1983 и др.) и рассматривается как интегрирующий, системообразующий фактор субъективной реальности. По Р.Б.Бёрнсу (2000), «Я»-концепция является совокупностью всех установок личности, на основе которых развивается представление человека о самом себе.

«Карьерная Я-концепция» предполагает представление личности о себе как о субъекте профессионального самоопределения. Структура «Я»-концепции предполагает следующие основные компоненты: 1) ценностно-смысловой, предполагающий ориентацию на такие карьерные цели, которые не противоречат представлениям личности о достойной и значимом; 2) целевой, включающий выделение дальних и ближних целей, построение программы (плана) карьерных действий; 3) когнитивный, включающий представление о своем карьерном потенциале (знаниях, состоянии здоровья, карьерные возможности семьи и знакомых-приятелей и т.п.), а также – информированность о карьерных целях (профессиях, учебных заведениях и местах трудоустройства) и общей ситуации на рынке труда; 4) мотивационно-эмоциональный, включающий отношение к себе, выбираемым целям и всей планируемой жизни (и карьере); 5) деятельностно-волевой, включающий в себя представление о своих волевых качествах (готовности к саморгназизации, к мобилизации своего ресурса в ответственные карьерные моменты, готовность переносить неудачи и насмешки, адекватно относиться к завистникам и т.п.) и готовность выполнять карьерные действия в реальных условиях (если готовность к таким действиям - не высокая, то готовность к освоению необходимых действий)…

Главный в «Я»-концепции является несоответствие «идеального» и «реального» образов «Я» (по К.Роджерсу, 2000), порождающее у личности недовольство своим «реальным» положением и побуждающее ее к самосовершенствованию. Применительно к карьерному планированию, - это стремление повысить свою конкурентоспособность, свой профессионализм, свой статус в организации и обществе… Более конкретным стимулирующим фактором карьерного развития является постоянное несоответствие между различными компонентами «Я»-концепции. Например, несоответствие между ценностным компонентом и конкретными целями (противоречащими ценностям), между целевым компонентом (сложными и труднодостижимыми целями) и волевым компонентом (явный недостаток воли) и т.п. Также возможны и внутрикомпонентные противоречия, например, между разными ценностями, разными целями, разными представлениями и т.п.

Разрешение этих противоречий заставляет личность занимать рефлексивную позицию, которая является основой развития и самосознания, и «образа Я», и «Я»-концепции… Сложности развития «карьерной Я-концепции» могут быть связаны с проблемой самопринятия личности (отторжение «Я»-концепции), с переоценкой себя (часто приводящей к застреванию в развитии и стагнации «Я»-концепции), с проблемами взаимоотношений с окружающими (несоответствие между представлениями личности о самой себе и представлениями о себе других людей).

 

15.6.Индивидуально-личностные основания для выбора варианта «карьерной Я-концепции»

 

Выбор типа карьеры может рассматриваться как вариант снятия основных противоречий «карьерной Я-концепции», когда успешная карьера, во-первый, соответствует ценностям, целям и многих другим компонентам структуры «Я»-концепции, и во-вторых, способствует снятию (или смягчению) неопределенностей между различными компонентами и внутрикомпонентными неопределенностями. При этом все определяется особенностями «карьерной Я-концепции» конкретной личности. Поэтому, не может быть типа карьеры, самого удачного для всех.

Индивидуально-личностные различия при выборе типа карьеры предполагают также, что меняется сама личность и различные индивидуальные характеристики человека. Следовательно, через какое-то время прежний вариант карьеры может уже не устраивать человека (не соответствовать новым изменениям в самой его «карьерной Я-концепции»), и следовательно, человек готов сделать выбор нового варианта карьеры, более соответствующего его новым ценностям, целям, представлениям и т.п. Особые проблемы возникают тогда, когда человек действует просто по образцу, копируя других, пусть даже и успешных людей или ориентируясь на карьерные стереотипы, не учитывающие его личностно-индивидуальные особенности. Задача профконсультанта (коуча, рекрутера и т.п.) помочь самоопределяющемуся человеку строить свои карьерные перспективы с учетом данной «Я»-концепции, а также - вовремя переориентировать его на новые карьерные планы, если «Я»-концепция будет меняться…

Вопросы и задания:

1.Приведите пример успешной центростремительной карьеры.

2.Почему успешные горизонтальные карьеры в современной России встречаются редко (не популярны)?

3.Возможно ли карьерное планирование у пенсионеров? Приведите пример.

4.Зачем вообще нужно выделять типы карьер?

5.Возможна ли коллективная (групповая) карьера?

6.Можно ли говорить о карьере, если сам человек ничего не сделал для получения должности, прибыли и т.п. (кто-то его пристроил, помог, подстраховал, выбрал…)?

 

 

Литература к Разделу 1:

 

Основная литература:

 

Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии. – М.: Академия, 2009. – 176 с.

Дружинин В.Н. Варианты жизни. – СПб.: Питер, 2010. – 156 с.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. Теория и практика. – М.: Академический проект, 2008. – 192 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии. – М.: Юрайт, 2011. – 240 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с.

Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 208 с.

 

 

Дополнительная литература:

 

Акатов Л.И. Социально самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета. 2009. – 264 с.

Акмеология. Учебник (под общ. Ред А.А.Деркача). – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.

Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). – М.: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. – 184 с.

Берг В. Карьера – суперигра. – М.: АО «Интерэксперт», 1998. – 272 с.

Бёрнс Р. Что такое Я-концепция/ Психология самосознания (ред.-состав. Д.Я.Райгородский). – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С. 333-394.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.

Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988, №1, с. 77-82.

Братусь Б.С. Психология в моей жизни (интервью с Б.С.Братусем)// Мир психологии и психология в мире, 1994, №0, С.74-85.

Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников// Школа и производство,1990, №6, С.17-18.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире, 1995, №3, С. 21-28.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.- Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 528 с.

Дильтей В. Описательная психология. – СПб: Алетейя, 1995. – 160 с.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 208 с.

Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. – 256 с.

Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ// Педагогика, 1993, №4, С.106-110.

Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995. – 64 с.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983. – 165 с.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – 208 с.

Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 128 с.

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983, №2.- 95 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 221 с.

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2011. – 483 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде.- М.: Политиздат, 1984.- 158 с.

Маслоу А. Мотивация и личность/ Теории личности в западно-европейской и американской психологии (ред.-сост. Д.Я.Райгородский). – Самара: БАХРАХ, 1996, с. 422-449.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 256 с.

Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122.

Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции// Вопросы психологии, 1977, №5, С.158-163.

Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.

Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М.: Изд-во “Центр психологи и психотерапии”, 1996. - 478 с.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.- 408 с.

Пантилеев С.Р. Самоотношение/ Психология самосознания (ред.-состав. Д.Я.Райгородский). – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С.208-242.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

Прогресс психологии: критерии и признаки (под ред. А.Л.Журавлева, Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 336 с.

Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство, 1993, №4, С.20-22.

Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд.центр «Академия», 2014б. – 288 с.

Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Е.А.Климова, О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой. – М.: Юрайт, 2015. – 618 с.

Роджерс К. Измерение изменений в «Я»/ Психология самосознания (ред.-состав. Д.Я.Райгородский). – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С. 447-459.

Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, №1, С.98-105.

Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 536 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с.

Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 196 с.

Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда/ История советской психологии труда. Тексты. (20-30-е годы ХХ века) (Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой). - М.: Изд-во МГУ, 1983.- 360 с.

Татищев В.Н. Избранные произведения.- Л., 1979.

Укке Ю.В. Проблемы психологии профессий в США// Вопросы психологии, 1972, №1, С.169-180.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

Чистякова С.Н. Профессионально самоопределение. Словарь терминов. – М.: Академия, 2014. – 128 с.

Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Изд-во «Ось-89», 1997. – 208 с.

Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн.: ТПЦ “Полифакт”, 1992.- 128 с.

Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности/ Психология личности. Тексты (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея).- М.: Изд-во МГУ, 1982, С.55-59.

Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука. 1978.- 392 с.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс; Универс, 1994.- 336 с.

Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.026 с.)