Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «карьерная Я-концепция»
«Я»-концепция («Образ Я», самоотношение, самосознание и др.) достаточно много исследовалось в работах разных авторов (Б.Г.Ананьев, 1968; А.Н.Леонтьев, 2005; В.С.Мерлин,1986; С.Р.Пантилеев, 2000; В.В.Столин, 1983 и др.) и рассматривается как интегрирующий, системообразующий фактор субъективной реальности. По Р.Б.Бёрнсу (2000), «Я»-концепция является совокупностью всех установок личности, на основе которых развивается представление человека о самом себе. «Карьерная Я-концепция» предполагает представление личности о себе как о субъекте профессионального самоопределения. Структура «Я»-концепции предполагает следующие основные компоненты: 1) ценностно-смысловой, предполагающий ориентацию на такие карьерные цели, которые не противоречат представлениям личности о достойной и значимом; 2) целевой, включающий выделение дальних и ближних целей, построение программы (плана) карьерных действий; 3) когнитивный, включающий представление о своем карьерном потенциале (знаниях, состоянии здоровья, карьерные возможности семьи и знакомых-приятелей и т.п.), а также – информированность о карьерных целях (профессиях, учебных заведениях и местах трудоустройства) и общей ситуации на рынке труда; 4) мотивационно-эмоциональный, включающий отношение к себе, выбираемым целям и всей планируемой жизни (и карьере); 5) деятельностно-волевой, включающий в себя представление о своих волевых качествах (готовности к саморгназизации, к мобилизации своего ресурса в ответственные карьерные моменты, готовность переносить неудачи и насмешки, адекватно относиться к завистникам и т.п.) и готовность выполнять карьерные действия в реальных условиях (если готовность к таким действиям - не высокая, то готовность к освоению необходимых действий)… Главный в «Я»-концепции является несоответствие «идеального» и «реального» образов «Я» (по К.Роджерсу, 2000), порождающее у личности недовольство своим «реальным» положением и побуждающее ее к самосовершенствованию. Применительно к карьерному планированию, - это стремление повысить свою конкурентоспособность, свой профессионализм, свой статус в организации и обществе… Более конкретным стимулирующим фактором карьерного развития является постоянное несоответствие между различными компонентами «Я»-концепции. Например, несоответствие между ценностным компонентом и конкретными целями (противоречащими ценностям), между целевым компонентом (сложными и труднодостижимыми целями) и волевым компонентом (явный недостаток воли) и т.п. Также возможны и внутрикомпонентные противоречия, например, между разными ценностями, разными целями, разными представлениями и т.п.
Разрешение этих противоречий заставляет личность занимать рефлексивную позицию, которая является основой развития и самосознания, и «образа Я», и «Я»-концепции… Сложности развития «карьерной Я-концепции» могут быть связаны с проблемой самопринятия личности (отторжение «Я»-концепции), с переоценкой себя (часто приводящей к застреванию в развитии и стагнации «Я»-концепции), с проблемами взаимоотношений с окружающими (несоответствие между представлениями личности о самой себе и представлениями о себе других людей).
15.6.Индивидуально-личностные основания для выбора варианта «карьерной Я-концепции»
Выбор типа карьеры может рассматриваться как вариант снятия основных противоречий «карьерной Я-концепции», когда успешная карьера, во-первый, соответствует ценностям, целям и многих другим компонентам структуры «Я»-концепции, и во-вторых, способствует снятию (или смягчению) неопределенностей между различными компонентами и внутрикомпонентными неопределенностями. При этом все определяется особенностями «карьерной Я-концепции» конкретной личности. Поэтому, не может быть типа карьеры, самого удачного для всех. Индивидуально-личностные различия при выборе типа карьеры предполагают также, что меняется сама личность и различные индивидуальные характеристики человека. Следовательно, через какое-то время прежний вариант карьеры может уже не устраивать человека (не соответствовать новым изменениям в самой его «карьерной Я-концепции»), и следовательно, человек готов сделать выбор нового варианта карьеры, более соответствующего его новым ценностям, целям, представлениям и т.п. Особые проблемы возникают тогда, когда человек действует просто по образцу, копируя других, пусть даже и успешных людей или ориентируясь на карьерные стереотипы, не учитывающие его личностно-индивидуальные особенности. Задача профконсультанта (коуча, рекрутера и т.п.) помочь самоопределяющемуся человеку строить свои карьерные перспективы с учетом данной «Я»-концепции, а также - вовремя переориентировать его на новые карьерные планы, если «Я»-концепция будет меняться…
Вопросы и задания: 1.Приведите пример успешной центростремительной карьеры. 2.Почему успешные горизонтальные карьеры в современной России встречаются редко (не популярны)? 3.Возможно ли карьерное планирование у пенсионеров? Приведите пример. 4.Зачем вообще нужно выделять типы карьер? 5.Возможна ли коллективная (групповая) карьера? 6.Можно ли говорить о карьере, если сам человек ничего не сделал для получения должности, прибыли и т.п. (кто-то его пристроил, помог, подстраховал, выбрал…)?
Литература к Разделу 1:
Основная литература:
Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии. – М.: Академия, 2009. – 176 с. Дружинин В.Н. Варианты жизни. – СПб.: Питер, 2010. – 156 с. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. Теория и практика. – М.: Академический проект, 2008. – 192 с. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии. – М.: Юрайт, 2011. – 240 с. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 208 с.
Дополнительная литература:
Акатов Л.И. Социально самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета. 2009. – 264 с. Акмеология. Учебник (под общ. Ред А.А.Деркача). – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с. Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). – М.: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. – 184 с. Берг В. Карьера – суперигра. – М.: АО «Интерэксперт», 1998. – 272 с. Бёрнс Р. Что такое Я-концепция/ Психология самосознания (ред.-состав. Д.Я.Райгородский). – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С. 333-394. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998. – 168 с. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988, №1, с. 77-82. Братусь Б.С. Психология в моей жизни (интервью с Б.С.Братусем)// Мир психологии и психология в мире, 1994, №0, С.74-85. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников// Школа и производство,1990, №6, С.17-18. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире, 1995, №3, С. 21-28. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.- Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 528 с. Дильтей В. Описательная психология. – СПб: Алетейя, 1995. – 160 с.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 208 с. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. – 256 с. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ// Педагогика, 1993, №4, С.106-110. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995. – 64 с. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983. – 165 с. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – 208 с. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 128 с. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983, №2.- 95 с. Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199 с. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 221 с. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2011. – 483 с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с. Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. – М.: Академия, 2005. – 304 с. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде.- М.: Политиздат, 1984.- 158 с. Маслоу А. Мотивация и личность/ Теории личности в западно-европейской и американской психологии (ред.-сост. Д.Я.Райгородский). – Самара: БАХРАХ, 1996, с. 422-449. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 256 с. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции// Вопросы психологии, 1977, №5, С.158-163. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М.: Изд-во “Центр психологи и психотерапии”, 1996. - 478 с. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.- 408 с. Пантилеев С.Р. Самоотношение/ Психология самосознания (ред.-состав. Д.Я.Райгородский). – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С.208-242.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с. Прогресс психологии: критерии и признаки (под ред. А.Л.Журавлева, Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 336 с. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство, 1993, №4, С.20-22. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд.центр «Академия», 2014б. – 288 с. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Е.А.Климова, О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой. – М.: Юрайт, 2015. – 618 с. Роджерс К. Измерение изменений в «Я»/ Психология самосознания (ред.-состав. Д.Я.Райгородский). – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С. 447-459. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, №1, С.98-105. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 536 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 196 с. Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда/ История советской психологии труда. Тексты. (20-30-е годы ХХ века) (Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой). - М.: Изд-во МГУ, 1983.- 360 с. Татищев В.Н. Избранные произведения.- Л., 1979. Укке Ю.В. Проблемы психологии профессий в США// Вопросы психологии, 1972, №1, С.169-180. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с. Чистякова С.Н. Профессионально самоопределение. Словарь терминов. – М.: Академия, 2014. – 128 с. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Изд-во «Ось-89», 1997. – 208 с. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн.: ТПЦ “Полифакт”, 1992.- 128 с. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности/ Психология личности. Тексты (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея).- М.: Изд-во МГУ, 1982, С.55-59. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука. 1978.- 392 с. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс; Универс, 1994.- 336 с. Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.026 с.) |