Развитие систем школьных олимпиад, конференций и т.п. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие систем школьных олимпиад, конференций и т.п.



 

Здесь предполагается специально организованный отбор победителей и призеров олимпиад, конференций, форумов. Это может быть достаточно эффективное средство отбора, особенно, если отбор проводится в несколько этапов. В таких олимпиадах часто могут участвовать школьники, проживающие и на других территориях и даже в других странах, что демократизируют систему отбора, т.к. делает его более доступным для большинства.

Понятно, что и здесь могут быть свои проблемы, но также и огромные неиспользованные возможности. В качестве главных проблем мы бы выделили следующие: 1) заформализованность некоторых олимпиад, которые в чем-то приближаются к банальному тестированию (множество письменных работ, ограничивающих творческое самовыражение участников); 2) превращение олимпиад в «легальное» средство провести в призеры и победители детей местных начальников или олигархов; 3) теорриториальные проблемы, когда олимпиада проводится дистантно (например, по Интернету), и есть риск, что вместо конкретного школьника ответственные задания будут выполнять другие люди (его родители, учителя и даже его более талантливые сверстники за определенную плату). Во многом компенсировать эти проблемы и сомнения могло бы развитие более «живых» форм взаимодействия школьников и преподавателей вузов, где эти олимпиады организуются.

В качестве важных достоинств олимпиад можно выделить: 1) возможность проверить себя для многих школьников; 2) возможность получить дополнительные льготы при поступлении в вуз для победителей и призеров олимпиад; 3) снижение степени «фатальности» неудачи, когда всегда остается возможность проверить свою готовность иным способом (например, при ЕГЭ такая «фатальность» часто является причиной нервных срывов как для выпускников школ, так и для их родителей); 4) повышение вероятности отбора действительно более достойных претендентов.

 

18.4. Предпрофильная подготовка и профильное обучение

Предпрофильная подготовка предполагает, что еще в 8-9 классе школьник должен уточнить для себя наиболее привлекательный профиль дальнейшего обучения. Профильная подготовка – это более углубленное изучение школьных предметов в рамках выбранного профиля (Бондарев, 2009; Чистякова, Родичев, 2004, 2007). Социологические опросы показывают, что немалая часть учащихся 8-9 классов уже определили для себя наиболее привлекательный профиль. Более того, многие учащиеся и их родители хотели бы определиться поскорее, чтобы не теряя времени, начать заниматься на подготовительных курсах и более целенаправленно готовиться к ЕГЭ по дисциплинам, близким к выбранному профилю. Следует признать, что для части школьников, это и справедливо, и полезно.

Но есть и другая немалая часть, которая еще находится в размышлении, и торопить ее с выбором было бы психолого-педагогической ошибкой. Таким школьникам необходимо дать возможность, попробовать себя в разных видах учебно-профессиональной деятельности через грамотно организованные уроки труда, через внешкольную трудовую деятельность (летние трудовые лагеря, волонтерство, через научно-техническое творчество в различных кружках на базе Домов творчества и т.п.), и, конечно же, через системную профориентационую работу. Важно также обеспечить «профессиональные пробы» для школьников, когда бы они могли проверить свою готовность и свое желание выполнять разнообразные трудовые действия, как это делается в системе «Фукуяма-тест», используемой в Японии еще с конца 50-х гг. прошлого века (см. Фукуяма, 1989). Уместно вспомнить и о важной закономерности: чем более развито общество, тем больше времени оно дает молодым людям на самоопределение и не торопит их с «окончательным» выбором, и наоборот, чем примитивнее общество, тем чаще в нем поощряется «раннее самоопределение» (об основных закономерностях в профессиональном самоопределении см. подробнее – в Разделе 3).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.004 с.)