Подбор материала об особенностях развития (формирования, воспитания) процесса у младших школьников по теме исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор материала об особенностях развития (формирования, воспитания) процесса у младших школьников по теме исследования



      

       Особенности формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

 

       Формирование атмосферы толерантности, уважения к особенностям национальных, культурно-религиозных меньшинств – трудный и сложный процесс. Трудно переоценить ту роль, которую призваны сыграть школа и педагогическая общественность в деле распространения и укрепления принципов толерантности в российском обществе. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия.

       Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

       Воспитание и развитие толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

       Формирование толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.

       Воспитание толерантного сознания может эффективно осуществляться в рамках поликультурного образовательного пространства, что характерно для образовательной системы современной России. На данном этапе, когда пространство объединяется и взаимопроникновение культур неизбежно, важно понимать, чем является культура твоего этноса, а что каждый перенимает друг от друга. Понимание, что есть твой этнос, твоя культура, позволяет ребенку не потерять свою идентичность и сохранить ценности, которые несет в себе новая культура. Важная роль в этом процессе отводится учителю – организатору учебного процесса.

       Гуманизация воспитания и образования неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия, о роли педагога в учебном процессе и роли учащихся – не как пассивных наблюдателей, как активно участвующих субъектов деятельности. Эти изменения предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к многообразию мнений, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, принятие себя и других, ответственность, гуманизм. Именно от педагогических усилий и личностных качеств формируемое у учащихся качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым, гуманным, уважительно относиться к чувствам других – позиция, норма жизни.

       Необходимо понимать, что формирование толерантности должно носить комплексный, системный характер и учитывать индивидуальные особенности детей. В целях эффективности проводимой воспитательной работы следует параллельно осуществлять работу с родителями, так как они являются основными трансляторами ценностей для ребенка. Правильное понимание ими толерантности предполагает приложение определенных усилий, создания ситуаций, способствующих проявлению у ребенка сдержанности, уступчивости, терпимости. Проектируя и реализуя образовательный и воспитательный процессы важно учитывать общую закономерность: воспитание толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры, а та, в свою очередь, – становлению толерантной личности.

       Повышению эффективности условий воспитания толерантности в школе может способствовать организация толерантной образовательной среды. Согласно последним нормативно-правовым документам, она должна обеспечивать социально-педагогические условия формирования у учащихся полифункционального и толерантного мышления, а также навыков коммуникации и готовности к личностному и профессиональному самоопределению, взаимодействию в условиях поликультурного общества. «Освоение разных видов деятельности является необходимым условием для развития полифункциональности и толерантности сознания обучающихся». Кроме школы существуют другие источники, прямо или опосредованно формирующие и питающие толерантность ребёнка. Среди них на первом месте находится семья.

       Толерантная образовательная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определённые духовные и культурно-исторические ценности. Воспитание толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать эмпатию, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других. Работа педагога должна быть ориентирована в первую очередь не на информационно-познавательную, а на мотивационно-ценностную сферу ребёнка: необходима организация его диалога с культурой, сверстниками, педагогами, в котором ребёнок изучает себя и других, определяет свои симпатии и антипатии, приходит к определённым выводам.

       В этой связи целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города.

Итак, общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности.

       Таким образом, организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.

 

Приложение 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.114 (0.01 с.)