Привязанность: первые взаимоотношения – это фундамент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Привязанность: первые взаимоотношения – это фундамент



 

Дать ребенку хороший старт в мире социума нетрудно, для этого не требуется никаких специальных занятий или видеопрограмм. Главное – взаимодействие: как можно больше взаимодействия. Однако важно, чтобы это взаимодействие было чутким: оно должно ориентироваться на сигналы со стороны ребенка. Так что когда тетушка Гертруда говорит, что нет никакой необходимости так перевозбуждать малыша, что вы слишком много играете и разговариваете с ним, и что из-за этого он никак не может заснуть, она вполне может оказаться права. Исследования ясно показывают, что дети с удовольствием участвуют в социальном взаимодействии, когда оно соответствует их социальным потребностям. Дети умеют давать нам знать, хотят они взаимодействовать или нет. Малыш, который смотрит на вас и гулит, говорит вам: «Поиграй со мной, поговори со мной». Ребенок, который отворачивается от вас, говорит: «Я устал; оставь меня в покое». Эти адаптивные социальные взаимодействия образуют фундамент для речевого взаимодействия и последующих социальных отношений. Всему свое время. Когда мы восприимчивы к потребностям своих детей и чутки к их невербальным просьбам, мы подаем им пример правильного взаимодействия.

 

Мать любящая или мать кормящая?

 

Детям нравится взаимодействовать с нами, и у них быстро развивается привязанность к тем, кто о них заботится. Матушка-природа подготовила малышей к тому, чтобы они испытывали любовь к людям, занимающим особое место в их жизни. Психологи так и называют эти отношения – отношения привязанности. Ко второй половине первого года жизни младенцы испытывают привязанность к знакомым людям – не только к матерям, – которые удовлетворяют их потребности в физическом уходе и внимании.

Зигмунд Фрейд был одним из первых психологов, которые заявили, что эмоциональная привязанность младенца к матери – это фундамент всех последующих привязанностей и взаимоотношений. Но он считал, что эта любовь – результат того, что мать утоляет голод ребенка.

Бихевиористская теория Скиннера также постулировала, что кормление является сущностью отношений привязанности – хотя и по несколько иным причинам. Скиннер полагал, что ребенок ассоциирует ослабление мотива голода с матерью, которая кормила младенца и ослабляла его стресс.

Однако в 1940-х годах психологи обнаружили, что центральной составляющей эмоционального благополучия младенцев является не столько кормление, сколько последовательное участие в их жизни воспитателей и родителей. Вопрос о том, что малышам нужно больше – материнская любовь или материнская грудь, – был впрямую исследован в ходе опытов с обезьянами в рамках ставшего ныне классическим исследования, проведенного в 1950-х годах молодым профессором из Висконсинского университета Гарри Харлоу.

 

Как обезьянки выбирают себе мам

 

Профессор Харлоу предложил тест, который должен был проверить теории Фрейда и Скиннера и выяснить, что играет главную роль для детей: кормление или забота, утешение и комфорт. Профессор Харлоу и его коллеги растили маленьких обезьянок в присутствии двух типов суррогатных «матерей». Во-первых, представьте себе сетчатый проволочный цилиндр, установленный на подставке под углом в 45 градусов. В «груди» этого цилиндра можно было закрепить бутылочку с молоком, так что наружу выглядывала только соска. Другая «мать» имела ту же форму и размер, но внутри у нее не было бутылочки. Эта «мать», в отличие от первой, была покрыта мягкой пушистой тканью, к которой было приятно прикасаться. У обеих «матерей» были пластиковые улыбающиеся мордочки. К всеобщему удивлению, маленькие обезьянки сделали совершенно недвусмысленный выбор. Когда обе «матери» находились рядом, малыши тянулись к той из них, которая была покрыта пушистой тканью, а на вторую не обращали внимания. Проголодавшись, они карабкались на манекен с бутылочкой, торопливо утоляли голод и вновь возвращались к первой «маме». Близость и физический комфорт – это составляющие, необходимые младенцам, чтобы ощущать себя в безопасности.

Вывод ясен: вовсе не утоление голода привязывает ребенка к матери. В ранних взаимоотношениях гораздо большую роль играет последовательная эмоциональная подпитка и телесная близость.

 

Как развивается привязанность?

 

Открытия, сделанные при помощи обезьян, оказали огромное влияние на психоаналитика доктора Джона Баулби, который стал «отцом» теории привязанности. В своих книгах Баулби заложил фундамент для нового видения такого рода отношений и обрисовал схему этапов, через которые проходят отношения привязанности. По словам доктора Баулби, отношения привязанности зарождаются в течение первых 6 месяцев жизни ребенка с помощью ряда врожденных сигналов, используемых малышом, чтобы привлечь внимание взрослого, который о нем заботится. Ребенок плачет, заглядывает вам в глаза, улыбается и даже хватает вас за пальцы. Ребенок исследует вас, изучая возможности взаимодействия, и мостит путь для своей привязанности к вам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.144.82 (0.005 с.)