Оценка уровня качества продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня качества продукции



Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, т.е. сопоставления показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями.

Эта оценка может быть представлена в количественной и качественной форме.

В количественной форме оценка выражается одним числом, которое представляет собой значение комплексного показателя качества, отражающего определенную совокупность свойств продукции.

В качественной форме оценка представляется в виде утверждения о том, соответствует продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или уступает им.

Базовыми значениями являются показатели, выбранные для сравнения. Как правило, это показатели аналогов продукции. Аналог – это продукция, имеющая сходное функциональное назначение.

При проведении оценки различают классификационные, ограничительные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции.

К классификационным показателям относятся:

1. показатели, устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции (грузоподъемность автомобиля, тяговая мощность двигателя и т.п.);

2. показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции (часы с календарем, часы пылевлагозащитные; продукт очищенный и т.п.);

3. показатели, определяющие класс продукции или группу ее потребителей (радиоприемник автомобильный, фотоаппарат любительский, часы мужские и т.п.);

4. показатели исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения (тропическое исполнение, аппаратура для работы под водой, в условиях излучений и т.п.).

Ограничительные показатели – это показатели безопасности и экологичности, значение которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественным стандартов, других нормативных актов, например законов.

Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности, и используются для составления образцов продукции.

К оценочным показателям могут быть отнесены:

 - показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности (показатели назначения, надежности, эргономичности, эстетичности);

 - показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование обеспечение и реализацию ее качества (показатели ресурсопотребления при производстве или эксплуатации продукции).

Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют позитивными, если уменьшение – негативными.

Ситуация оценки

Оценка уровня качества осуществляется для принятия таких решений, как о разработке или модернизации продукции, а если это решение принято, то о выборе варианта при разработке новой или модернизируемой продукции, о выходе на конкретный рынок и др.

В зависимости от цели оценивания продукции в группу аналогов включают:

1. перспективные образцы, поступление которых на рынок прогнозируется на период выпуска продукции;

2. реальные образцы, которые реализуются на рынке на момент оценивания продукции.

Значения показателей перспективных образцов берутся из проспектов фирм или прогнозируются на основе патентных исследований, анализа тенденций изменения значений показателей, оценивания сроков реализации перспективных технических решений, направленных на улучшение показателей качества данного вида продукции.

Значения показателей реальных образцов устанавливают по имеющейся на них документации или по результатам испытаний.

Под оценкой качества понимается оценка соответствия продукции требованиям, содержащимся в документации на нее.

Оцениванию уровня качества продукции должен предшествовать выбор показателей качества, по которым осуществляется оценивание. Этот выбор может быть осуществлен только экспертным методом. Такое название метода обусловлено тем, что он основывается на использовании сведений и мнений экспертов.

       Экспертные методы совместно с методами, основанными на измерениях или расчетах, и самостоятельно применяются для решения следующих задач:

  1. оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептически);
  2. определение номенклатуры показателей качества;
  3. определение коэффициентов весомости показателей;
  4. выбор базовых образцов для оценки уровня качества.

Эксперт по качеству продукции (эксперт) – квалифицированный специалист, отвечающий требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.

Суждение эксперта о качестве продукции (суждение эксперта) – ответ эксперта на поставленный вопрос о качестве продукции, выраженный в количественной или качественной форме.

Экспертная оценка качества продукции – характеристика качества продукции, полученная с использованием экспертных методов оценивания качества продукции.

Экспертное оценивание осуществляют экспертные комиссии, включающие в себя  экспертные и рабочие группы.

Экспертная группа по оцениванию качества продукции – совокупность специалистов, организованных для оценивания качества продукции.

Рабочая группа по оцениванию качества продукции (рабочая группа) – часть экспертной комиссии по оцениванию качества продукции, которая состоит из специалистов, организующих деятельность экспертной группы и обрабатывающих суждения экспертов о качестве продукции.

Экспертное оценивание качества продукции осуществляется в четыре этапа.

На первом, подготовительном, этапе осуществляется формулирование целей оценки и формирование рабочей и экспертной групп.

Цель оценивания качества продукции формулируется лицом, принимающим решение (ЛПР), до начала формирования экспертной группы.

Лицо, принимающее решение (ЛПР) – это руководитель работы, эффективность которой зависит от результата оценивания качества. Таким лицом может быть главный инженер разработки, менеджер по продажам, кредитор разработки или промышленного освоения продукции.

Цель оценивания качества может быть постоянной на весь период работы рабочей группы или корректируемой в период ее деятельности.

Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертного оценивания качества продукции и анализ получаемых результатов. В состав рабочей группы входят организатор, консультант по оцениваемой продукции, технические работники.

Формирование экспертной группы заключается в определении ее структуры (например, может быть предусмотрено несколько подгрупп, специализирующихся на оценивании различных групп показателей), профессионального состава, количества экспертов и отборе экспертов.

Эксперты, входящие в состав экспертной группы, должны одинаково понимать цели и задачи оценивания качества продукции, удовлетворять требованиям по компетенции, заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.

Компетентность эксперта означает компетентность по оцениваемой продукции (профессиональная компетентность) и по методологии оценивания (квалиметрическая компетентность).

Заинтересованность эксперта в участии в работе экспертной комиссии зависит от его индивидуальных особенностей, загруженности основной работой, возможностей использования ее результатов в своей практической деятельности.

Деловитость эксперта означает, в частности, собранность, оперативность в работе, обоснованность суждений.

Объективность эксперта означает возможность вынесения им непредвзятых суждений. Необъективность эксперта – завышение или занижение значений показателей свойств продукции по причинам, не имеющим отношения к ее качеству.

       На втором этапе работы осуществляется выбор методов, способов и процедур оценивания, который выполняется рабочей группой. Она учитывает особенности оцениваемой продукции, установленные сроки выполнения работы, ее трудоемкость, области возможного использования полученных результатов.

       Для получения суждений экспертов используются методы опроса – процесс выявления экспертных суждений по качеству продукции. Методы опроса делятся на групповые и индивидуальные. Процедуры опроса включают:

- интервьюирование (суждение эксперта выявляется в процессе свободной беседы в рамках определенного плана, применяется когда порядок вопросов и их содержание зависят от ответов);

- анкетирование (заполнение карты опроса экспертом, применяется при заочном способе индивидуального опроса);

- смешанное анкетирование (эксперт заполняет карту опроса, получая все необходимые разъяснения от лица, проводящего опрос).

       Для проведения опроса экспертов методом анкетирования рабочая группа составляет анкету, которая состоит из пояснительной записки и карты опроса. В пояснительной записке излагается цель, и процедура анкетирования разбирается на конкретном примере, в карте опроса – представлен организованный набор вопросов, для каждого из которых предусматривается определенный характер ответа.

       Третий этап работы осуществляется экспертной группой, члены которой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами и процедурами.

       На четвертом, заключительном, этапе работы экспертной комиссии осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение.

 

ЛЕКЦИЯ №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.008 с.)