Исследование результативности налоговой политики Нижегородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование результативности налоговой политики Нижегородской области



Эффективность реализации налоговой политики региона анализируется в 2 направлениях:

- Формирование налоговых доходов, их структура и уровень собираемости (соответствующий коэффициент и динамика и доля задолженности по налогам и сборам);

- Расходование сформированных средств на различные нужды Нижегородской области и состав этих затрат.

Проведём исследование тенденции налоговых доходов в целом и по их разновидностям (налоги на прибыль, на доходы физических лиц, на товары, работы, услуги, на совокупный доход, на имущество, налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами) за 2018-2020 годы.

На рисунках 3 и 4 приведено изменение сумм совокупных доходов и налоговой их разновидности в составе бюджетов муниципального (местного) и консолидированного бюджетов за 2018-2020 годы.

Рисунок 3 – Динамика сумм налоговых и совокупных доходов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта РФ (млн. руб.) в 2018-2020 гг.

Общая сумма доходов возросла на 9,75% в 2019 году и ещё на 28,6% в 2020 году.

Сумма налоговых доходов повысилась на 9,55% в 2019 году и дополнительно на 12,4% в 2020 году.

Рисунок 4 – Тенденция сумм налоговых и совокупных доходов, поступивших в муниципальный (местный) бюджет (млн. руб.) в 2018-2020 гг.

Общая сумма доходов увеличилась на 12,96% в 2019 году и сократилась на 0,47% в 2020 году.

Сумма налоговых доходов возросла на 6,01% в 2019 году и понизилась на 3,11% в 2020 году.

На рисунках 5 и 6 продемонстрировано изменение всех разновидностей налоговых платежей (взымаемых в рамках общей и иных систем налогообложения) за 2018-2020 годы, поступивших в консолидированный бюджет Нижегородской области.

 

Рисунок 5 – Динамика отдельных разновидностей налоговых поступлений, взимаемых в рамках общей системы налогообложения (млн. руб.) в 2018-2020 гг.

Сумма налога на прибыль организаций повысилась на 14,26% в 2019 году и ещё на 9,85% в 2020 году.

Сумма налога на доходы физических лиц увеличилась на 6,83% в 2019 году и дополнительно на 5,59% в 2020 году.

Сумма налогов на товары (работы, услуги) возросла на 18,21% в 2019 году и ещё на 8,88% в 2020 году.

Сумма налогов на имущество снизилась на 9,23% в 2019 году и повысилась на 51,03% в 2020 году.

Сумма налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами увеличилась на 11,48% в 2019 году и дополнительно на 8,65% в 2020 году.

Сумма государственной пошлины возросла на 3,39% в 2019 году      и ещё на 12,57% в 2020 году.

Рисунок 6 – Тенденция налоговых платежей, взимаемых в рамках иных систем налогообложения (млн. руб.) в 2018-2020 гг.

Сумма налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, повысилась на 16,57% в 2019 году и дополнительно на 9,31% в 2020 году.

Сумма единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности уменьшилась на 0,9% в 2019 году и увеличилась на 43,03% в 2020 году.

Сумма единого сельскохозяйственного налога возросла на 38,3% в 2019 году и ещё на 30,03% в 2020 году.

Сумма налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, повысилась на 18,45% в 2019 году и дополнительно на 21,41% в 2020 году.

Сумма налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сократилась на 91,94% в 2019 году и ещё на 100% в 2020 году (то есть налоговый платёж отсутствовал).

На 2020 год также появился налог на профессиональный доход, величина которого составила в консолидированном бюджете региона 30332,7 млн. руб.

На рисунках 7 и 8 показано изменение всех разновидностей налоговых платежей (взымаемых в рамках основной и иных систем налогообложения) за 2018-2020 годы, поступивших в местный (муниципальный) бюджет Нижегородской области.

Рисунок 7 – Динамика отдельных разновидностей налоговых поступлений, взимаемых в рамках общей системы налогообложения (млн. руб.) в 2018-2020 гг.

Сумма налога на доходы физических лиц увеличилась на 8% в 2019 году и понизилась на 8,53% в 2020 году.

Сумма налогов на имущество снизилась на 1,17% в 2019 году и дополнительно на 10,49% в 2020 году.

Сумма государственной пошлины возросла на 3,39% в 2019 году и уменьшилась на 9,97% в 2020 году.

Рисунок 8 – Тенденция налоговых платежей, взимаемых в рамках иных систем налогообложения (млн. руб.) в 2018-2020 гг.

Сумма единого сельскохозяйственного налога изменялась все 3 года как и в консолидированном бюджете региона.

Суммы единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, изменялись в 2019 году как и в консолидированном бюджете Нижегородской области.

На 2020 год: сумма единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности сократилась на 18,71%; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 36,95%.

Также отмечено появление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 1814,8 млн. руб.

На рисунках 9 и 10 рассмотрено процентное соотношение разновидностей налоговых поступлений в их общей сумме.

Рисунок 10 – Процентное соотношение всех разновидностей налоговых поступлений в сумме консолидированного бюджета

В структуре налоговых доходов максимальную долю составляет налог на доходы физических лиц (37,13% в 2018 году; 36,21% в 2019 году; 34,01% в 2020 году).

Рисунок 11 – Процентное соотношение всех разновидностей налоговых поступлений в сумме муниципального (местного) бюджета

В составе налоговых доходов наибольшую долю занимает налог на доходы физических лиц (75,09% в 2018 году; 76,5% в 2019 году; 72,22% в 2020 году).

Доля налоговых доходов в общей сумме поступлений консолидированного бюджета равна:

Доля налоговых поступлений в 2018 году =  = 0,938

Доля налоговых поступлений в 2019 году =  = 0,937

Доля налоговых поступлений в 2020 году =  = 0,819

Данный показатель имеет довольно высокий уровень (от 81,9% до 93,8%), хотя наблюдается отрицательная динамика, то есть растёт процент неналоговых доходов бюджета.

Доля налоговых доходов в общей сумме поступлений муниципального (местного) бюджета равна:

Доля налоговых поступлений в 2018 году =  = 0,31

Доля налоговых поступлений в 2019 году =  = 0,291

Доля налоговых поступлений в 2020 году =  = 0,283

Данный показатель имеет довольно низкий уровень (от 28,3% до 31%), регистрируется негативная тенденция, то есть муниципальный бюджет в основном формируется неналоговыми поступлениями.

На рисунке 12 представлено изменение сумм задолженности по налогам и сборам, расходов и конечного финансового результата консолидированного бюджета Нижегородской области за 3 последних года.

Рисунок 12 – Динамика сумм задолженности по налогам и сборам, издержкам и сальдо консолидированного бюджета в 2018-2020 гг.

Задолженность повысилась на 1,58% в 2019 году и понизилась на 46,9% в 2020 году.

В целом профицит бюджета замечен только в 2018 году, в остальные периоды всех видов поступлений было недостаточно для покрытия затрат.

Коэффициент собираемости налогов в 2018 году =  = 0,745

Коэффициент собираемости налогов в 2019 году =  = 0,792

Коэффициент собираемости налогов в 2020 году =  = 0,674

Показатель на последний год имел минимальное значение, что может быть вызвано не только задолженностью налогоплательщиков, но и снижением деловой активности из-за коронавирусной инфекции как форс-мажорного обстоятельства.

Коэффициент покрытия расходов налоговыми поступлениями в 2018 году =  = 0,985

Коэффициент покрытия расходов налоговыми поступлениями в 2019 году =  = 0,933

Коэффициент покрытия расходов налоговыми поступлениями в 2020 году =  = 0,784

Издержки бюджета покрываются налоговыми доходами на 78-98,5%, но отмечается негативная тенденция показателя (темп роста затрат выше темпа налоговых поступлений).

Проанализируем влияние количества юридических лиц и численности населения на сумму поступающих налогов за 3 последние года. Оно приведено на рисунках 13 и 14.

Рисунок 13 – Поле корреляции налоговых поступлений и количества предприятий и организаций

Взаимосвязь сильная, линейная: чем больше налогоплательщиков-юридических лиц, тем выше величина суммы поступающих налогов.

Рисунок 14 – Поле корреляции налоговых поступлений и численности населения

Взаимосвязь средняя, степенная, обратная, то есть количество жителей Нижегородской области также влияют на собираемость налогов, но с меньшей силой связи.

Соответственно в ходе исследования выявлены следующие недостатки:

a. Доля налоговых поступлений в общих доходах региона уменьшилась как в консолидированном, так и местном бюджетах;

b. Уровень собираемости налогов, как и покрытия расходов ими, также сократились, хотя положительным моментом на 2020 год стало понижение задолженности по налогам и сборам;

c. Структура налоговых доходов в основном представлена налогом на доходы физических лиц, то есть другие разновидности имеют меньший вес, а деловая активность была на невысоком уровне;

d. Падение налоговых доходов и низкая активность населения в 2020 году скорее всего были вызваны форс-мажорным обстоятельством – коронавирусной инфекцией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.017 с.)