Показатели эффективности налоговой политики региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности налоговой политики региона



Результативность налоговой политики зависит от ее соответствия критериям достаточности и эффективности. При этом справедливо определяют нижнюю (уровень потребностей бюджета региона) и верхнюю (уровень налоговой нагрузки, позволяющий эффективно функционировать хозяйствующем субъектам) границы как индикаторы эффективности налоговой политики.

В целях оценки уровня достаточности и степени эффективности налоговой политики на практике предлагается использовать следующие количественные критерии: уровень мобилизации бюджетных доходов (всего, в том числе налоговые источники); величина бюджетного дефицита и уровень его монетизации; динамика валового регионального продукта.

При этом отсутствие единой методики оценки эффективности налоговой политики не позволяет определить показатели, дающие полноценные и взвешенные результаты. Авторы концентрируются на отдельных показателях, что не позволяет вовлечь в анализ все факторы, влияющие на эффективность налоговой политики региона.

Арсеньева В. А. и Аббасова А. Г. считают целесообразным использовать показатели, позволяющие без сложных расчетов провести анализ результативности механизмов налоговой политики, такие как: уровень бюджетной обеспеченности региона; доля налоговых доходов в общем объеме доходов; доля региональных налогов в общем объеме налоговых доходов; доля задолженности по налогам и сборам к общей сумме налоговых доходов; коэффициент покрытия расходов бюджета региона налоговыми доходами.

Существует показатель, характеризующий количество и своевременность поступления налоговых платежей, – коэффициент собираемости налогов. Определяется как отношение суммы поступивших налогов к сумме начисленных.

Не менее важным показателем оценки результативности проводимой региональной налоговой политики, является показатель «налоговая нагрузка». Его расчет позволяет установить эффективность налогового механизма и его элементы, уровень тяжкости налогового бремени для хозяйствующих субъектов и экономической системы в целом, степень прозрачности межбюджетного перераспределения финансовых средств, их сбалансированности.

Налоговая нагрузка характеризует воздействие структурных значений реализуемой государственной налоговой политики на процессы социально-экономического развития региона. Он также является расчетным показателем микроуровня, предназначенным для оценки эффективности корпоративной налоговой политики хозяйствующего субъекта.

Это позволяет рассматривать налоговую нагрузку в качестве важнейшего аналитического показателя, характеризующего как объёмы налоговых изъятий и их удельный вес в общих расходах предприятий, так и корреляцию уровня социально-экономического развития страны и объёмов налоговых поступлений в бюджет.

Показатель налоговой нагрузки целесообразно использовать в ходе разработки государственной, региональной и фирменной налоговой политики; построения соответствующей социально-экономической политики; сравнения с аналогичными показателями зарубежных стран; прогнозирования экономического поведения предприятий.

Показатель налоговой нагрузки эффективен и для организации контроллинга за объемами налоговых поступлений и возможностей развития предприятий, планирования и прогнозирования бюджетных налоговых доходов, осуществления сбалансированной региональной экономической политики.

Интересен подход Белостицкой А. Н., предлагающей рассматривать налоговую нагрузку в виде отношения суммы налоговых поступлений к валовой добавленной стоимости, ибо он позволяет рассчитывать налоговую нагрузку и по регионам, и в разрезе отраслей народного хозяйства. В соответствии с ее предложениями, налоговая нагрузка определяется с учетом коэффициента соотношения ВРП и общей численности населения территории, показателя среднедушевой налоговой квоты и коэффициента уровня налогообложения.

Также уместно рассмотреть и методику расчета и оценки налоговой нагрузки макроуровня, предложенную специалистами Российского союза промышленников и предпринимателей. В соответствии с данной методикой налоговая нагрузка определяется в виде отношения суммы налоговых доходов бюджета (налоги, сборы, страховые взносы) от предприятий (являющихся налоговыми агентами) к валовой добавленной стоимости. Достоинством данного подхода является то, что здесь отражается отраслевая специфика экономики национального хозяйства, что дает возможность оценки вклада каждой отрасли в процесс формирования бюджетной системы и обеспечения налоговой безопасности.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.005 с.)