Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь государственной и региональной налоговой политики
Налоговая политика – это комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей; комплекс экономических, организационных и правовых мер по регулированию налоговых отношений; составная часть общей политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включающая в себя такие понятия как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны; совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В рамках налоговой политики государство собирает средства за счет налогов, а затем расходует их в соответствии с бюджетными статьями. Налоговая политика должна быть: · эволюционирующей, то есть развиваться с учетом изменения экономической ситуации в стране; · устойчивой, а значит реформироваться посредством постепенной модернизации без кардинальных изменений налоговых параметров, направлять субъектам экономики импульсы – сведения о предстоящих изменениях налоговых параметров для корректировки их поведения и управленческих решений; · прозрачной, следовательно, предусматривать опубликование оснований и правил осуществления налоговых проверок, упрощение налоговых проверок, опубликование разъяснений и пояснений сотрудников налоговых служб. Составные элементы налоговой политики отражены на рисунке 1. Рисунок 1 – Составляющие налоговой политики Модель налоговой политики – это сформированный образец налоговой политики в практике ряда стран. Выделяют несколько моделей налоговой политики: 1) политика максимальных налогов (максимальная налоговая нагрузка, максимальные государственные инвестиции в экономику); 2) политика экономического развития (максимальная налоговая нагрузка, средние государственные инвестиции в экономику, минимальные социальные расходы); 3) политика разумных налогов (средняя налоговая нагрузка, минимальные государственные инвестиции в экономику, средние социальные расходы).
Проявлением налоговой политики служат налоговые объекты, ставки и льготы, а также нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Функции налоговой политики: I. Фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами; II. Экономическая или регулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие в решении социальных проблем; III. Контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы. IV. Социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП; V. Стимулирующая – активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики; VI. Экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций; VII. Международная – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами. Налоговая политика должна быть направлена на: своевременное и в необходимом объеме пополнение доходов бюджетов всех уровней (достижение сбалансированности бюджетной системы); повышение эффективности участия государства в регулировании экономики; оптимизацию соотношения между федеральными, региональными и местными налогами; перераспределение доходов и материальную поддержку социально не защищенных слоев населения; упрощение системы налогообложения; оптимизацию соотношения между прямыми и косвенными налогами; рационализацию предоставляемых налоговых льгот; снижение налогового бремени; стимулирование развития отдельных отраслей, сфер и территорий; инициирование инвестиционных и инновационных процессов, привлечения иностранного капитала; обеспечение гармонизации интересов государства и членов общества; сглаживание социального неравенства; понижение налоговых рисков; устранение возможностей уклонения от налогообложения; ликвидация двойного налогообложения.
Условно можно выделить три основных типа налоговой политики: a. Первый тип предполагает высокий уровень налогообложения, то есть это такой вариант налоговой политики, который характеризуется максимальным увеличением налоговой нагрузки на налогоплательщика. Соответственно, при выборе этого пути возникнет неизбежная ситуация, в которой повышение уровня налогообложения не сопровождается увеличением поступлений в бюджеты различных уровней. b. Второй тип налоговой политики – низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует быстрому развитию экономики, особенно ее реального сектора, так как обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения здесь ниже, чем в других странах, наблюдается широкий приток иностранных инвестиций, в том числе в отрасли, ориентированные на экспорт, а следовательно, повышается уровень конкурентоспособности национальной экономики). Существенно облегчена налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, но существенно сокращены государственные и социальные программы, что обусловлено сокращением доходов бюджета. c. Третий тип – это налоговая политика с достаточно значительным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, которая компенсируется высоким уровнем социальной защиты для граждан страны, наличием множества государственных социальных гарантий и программ. Для достижения целей налоговой политики и устранения возникающих диспропорций в функционировании налогового механизма государство применяет различные инструменты: конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, условия уплаты, ставки и санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методами их исчисления, целями их использования. Методы налоговой политики (и элементы налогового механизма) представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Методы налоговой политики Для осуществления планирования необходимо проводить мониторинг налоговых поступлений, оценку степени собираемости налогов, анализ налоговой задолженности, оценку последствий изменения налогового законодательства, а также оценку объемов выпадающих налогов в случае ухудшения экономической ситуации или изменения налоговых параметров. Налоговое прогнозирование должно базироваться на прогнозе социально-экономическом развития страны и ее регионов и предполагает оценку налогового потенциала. Информирование бывает общим (публичным) и индивидуальным. Публичное информирование предполагает опубликование в средствах массовой информации, сети Интернет законодательно-нормативных актов, пояснений и разъяснений в области налогообложения. Индивидуальное информирование налогоплательщиков производится на основе их личного обращения в устной, электронной (в том числе посредством сети Интернет), или письменной форме и включает в себя сведения: о действующих налогах и сборах; о правах и обязанностях плательщиков налогов и сборов; о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; о представлении налоговой отчетности; о используемых реквизитах для заполнения поручений на уплату налоговых платежей.
Для информирования налогоплательщиков могут также использоваться информационные ресурсы налоговых органов, информационно-справочные ресурсы, методические материалы и др. В частности, в РФ в рамках процессуального информирования предусмотрено: информирование в налоговых органах о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам; информирование через средства массовой информации производится посредством подразделений налоговых служб, которые готовят материалы для средств массовой информации; информирование через специализированных операторов связи в регионах. Широко используется организованная в регионах телефонная справочная служба, ответственность за качество работы которых несут руководители налоговых инспекций. Консультирование охватывает такие аспекты как ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности, отражение финансово-хозяйственных операций, осуществление налогового учета и планирования, налоговой оптимизации. Налоговое консультирование предполагает также участие в урегулировании споров с налоговыми органами в судебном порядке, то есть по вопросам оформления исковых заявлений, обжалования решений и действий представителей налоговых органов. Налоговый контроль предполагает контроль за формированием государственных доходов, проверку выполнения обязательств перед государством юридическими и физическими лицами, правомерности использования налоговых льгот, учет правонарушений. Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные службы, органы внутренних дел и следственные органы, а также организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов, сборов и пошлин. К объектам налогового контроля можно отнести движение денежных средств, осуществляемое в процессе формирования доходной части бюджетной системы и внебюджетных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметы налогового контроля – первичные бухгалтерские документы, валютные и кассовые операции, налоговые декларации.
Меры принуждения могут применяться в рамках налоговых процедур, в рамках гражданского или арбитражного процесса (в случае возникновения спора между плательщиками налога и сбора и налоговыми органами), исполнительного производства. Принуждение осуществляется с целью обеспечения законности и соблюдения порядка уплаты налогов и сборов (в том числе взыскание задолженности по налогам). Меры налогового принуждения довольно разнообразны по силе воздействия, масштабу применения и значительности – разные размеры штрафов, дисциплинарная ответственность, уголовная ответственность. Частью государственной налоговой политики является региональная. Налоговая политика регионов Российской Федерации, являющаяся важным звеном в финансово-экономической сфере, представляет собой определенные действия региональных и местных государственных органов власти в налоговой сфере, она является частью стратегии развития региона. Региональная налоговая политика реализуется в рамках государственной налоговой политики, в соответствии с присущим государству инструментарием государственного регулирования экономики. Региональная налоговая политика есть структурный элемент социально-экономической политики, определяющей бюджетные полномочия, положение налогового федерализма, содействующий устойчивости развития предпринимательских структур и стимулирующий инвестиционную деятельность. В современных российских условиях развития налоговая политика регионов направлена на: создание предсказуемой и устойчивой среды, в том числе, формирование стабильных налоговых условий функционирования; устранение барьеров для развития хозяйствующих субъектов, создание стимулов для привлечения инвестиций.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.009 с.) |