Нетипичный спрос (углубление) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетипичный спрос (углубление)



    Из каждого правила могут быть исключения и функция спроса может иногда быть представлена восходящей линией (см. рисунок):

Спрос Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население скупает и без того скудные запасы. Таким образом, чем выше цена, тем больше величина спроса.

Спрос Веблена. Престижное, показное потребление Парадокс Веблена (1899 г.) заключается в том, что товары покупают именно из-за их высокой цены.

2.2. Предложение и его факторы (база)

Предложение – те количества блага, которые производители (продавцы) готовы продать (хотят и могут предложить) в единицу времени при данных условиях по разным ценам.

 

Производитель готов продать свой товар по определённой той цене, которая вернёт ему все потраченные средства (окупит все потраченные факторы производства, в том числе и предпринимательскую способность). Производитель продаст столько товара, сколько сможет произвести с помощью своих производственных мощностей[3].

У всех производителей разные условия производства, поэтому разные расходы на производство одной единицы продукта. Тех, кто может единицу продукта произвести с небольшими затратами немного, а тех, кто «дорого» производит единицу продукции больше. Значит, при невысоких ценах свой продукт готовы предлагать к продаже немного фирм (только самые эффективные), но по мере повышения цены к ним присоединяются менее эффективные производители, которые тратят на производство единицы продукта больше. Таким образом, при невысоких ценах на рынке предлагают мало благ, при более высоких ценах количество предлагаемых благ увеличивается.

 Какие же факторы позволят производителю при тех же ценах предложить больше продукта?

Во-первых, это то, что повлияет на его затраты:

· цена ресурсов (факторов производства), которая формируется на рынках ресурсов;

· налоги, субсидии и дотации, которые зависят от политики государства.

Во-вторых, это то, что может повлиять на объёмы выпуска производителя:

· технология производства, которая зависит от НТП;

· производительность труда.

В-третьих, это ожидания производителя[4]. Они зависят от общей экономической ситуации в стране, от внедрения различных новшеств в производство и в повседневную жизнь, от природных явлений и катаклизмов. Производители ожидают, что на рынке те блага, которые они собираются произвести будут активно раскупаться по высоким ценам. Тогда даже те производители, у которых нет финансовых средств для расширения производства, будут занимать деньги на это расширение, в надежде вернуть долги и ещё получить прибыль от ожидаемых удачных операций.

Перечисленные факторы приводят к тому, что при тех же ценах производители предлагают больше или меньше своего продукта, то есть к изменению предложения.

Всю описанную выше модель предложения можно проиллюстрировать с помощью графиков. Для этого допустим, что все перечисленные факторы неизменны (это то же самое допущение, что и для спроса: линия предложения строится «при прочих равных условиях»).

Зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать при прочих равных условиях, называют функцией предложения (предложением).

Если выделить один фактор предложения – цену блага Х, а все остальные факторы зафиксировать (т. е. проанализировать предложение «при прочих равных условиях»), то можно графически изобразить функциональную зависимость Q s х = F(Pх).

Координаты этого графика:

Pх   –цена блага Х;

Q s х – количество предложенного блага Х (объём или величина предложения).

Графическое изображение этой зависимости называют «кривой предложения» и обозначают s  или Qs   (от англ. Supply). Зависимость Q = F (P х) может быть представлена как нелинейной функцией (см. рис. а).), так и линейной функцией (см. рис. б).) и тот и другой график называют кривой предложения или линией предложения.

Следует отличать предложение и величину предложения.

Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по заданнойцене в определённый период времени при неизменном предложении и стабильности прочих факторов, влияющих на предложение.

При изменении цены меняется количество предлагаемого товара, то есть величина (объём) предложения. На рисунке б) видно, что при росте цены от Р1 до Р2 количество предлагаемого продукта увеличивается от Q1 до Q2, при этом кривая предложения не сдвигается, то есть предложение не меняется. Изменение самого предложения изображается сдвигом линии предложения:

от s до s1 ( вправо рост предложения);

от s1 до s (влево (налево J) всегда падение  предложения).

Закон предложения: при прочих равных условиях, существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения, т. е. чем больше цена, тем больше величина (объём) предложения, и наоборот.

Отсюда следует, что кривая предложения, как правило, имеет положительный наклон.

Как видим на графике б), изменение цены от Р1 до Р2 приводит к движению по кривой, т. е. к изменению только величины предложения от Q1 до Q2 .  Само предложение при этом не меняется.

В реальности предложение и его изменение зависит от многих факторов, которые могут меняться в любой момент времени. Изменение каждого фактора приводит к изменению предложения – росту или падению.

Рассмотрим абстрактный пример того, как происходит падение предложения.

Пусть на рисунке линией s 1 изображено предложение товара Х до того, как в отрасли подорожало сырьё. При цене Р1 (см. рис.) обеспечивался выпуск 6 единиц продукта. У производителей (если они продали предыдущую партию продукта по цене Р1) есть некоторое количество денег, на которые они покупают сырьё, необходимое для выпуска 6 единиц продукта. После повышения цен на сырьё, на то же количество денег, которым располагают производители, они могут купить меньше сырья и из него произвести всего 3 единицы продукта.

При цене продукта Р2, до подорожания сырья, производители выручали такое количество денег, на которое могли купить сырьё для производства 10 единиц продукта. Сырьё подорожало, на то же количество денег они могут купить сырья меньше и произвести из него только 7 единиц продукта. Кривая предложения сдвигается влево в положение s2, то есть предложение падает. Обратите внимание, что при новом предложении s2, цена Р1 не оправдывает затраты производителя на выпуск 6 единиц продукта. Шесть единиц продукта теперь могут быть предложены по более высокой, чем раньше цене (Р1+Δ), где Δ - размер удорожания единицы продукта в связи с удорожанием сырья.

   Факторы, влияющие на изменение предложения, называют неценовые факторы предложения.

Неценовые факторы предложения

Изменение неценовых факторов предложения - Pj, Tch, N, T, отражается на графике сдвигом кривой предложения. Сдвиги кривой предложения показаны на рисунке Увеличение предложения - сдвиг кривой предложения вправо (1), уменьшение - сдвиг влево (2).

Снижают предложение (-)

рост цен факторов производства Pj; ухудшение технологий Tch; увеличение налогов T; уменьшение числа фирм на рынке N;

Увеличивают предложение (+)

снижение цен факторов производства Pj; улучшение технологий Tch; снижение налогов, рост дотаций T; увеличение числа фирм на рынке N;

Неценовые факторы предложения[5] (база)

Фактор Пример-пояснение влияния неценового фактора на предложение График
Изменение цены на ресурс (рост или падение[6]) Рост заработной платы в отрасли приведёт к тому, что затраты производителя на единицу продукта вырастут, так как за тот же объём работ производитель будет вынужден больше платить работнику. Значит, то же объём продукта производитель сможет предлагать только по более высокой цене. По неизменной цене производитель предложит меньше, кривая предложения сдвинется влево, предложение упадёт.
Изменение налогов на производителя Если производителю снизили налог, то производство единицы продукта будет обходиться производителю дешевле. Он сможет тот же объём продукта предложить дешевле. (Допустим, раньше производитель тратил на выпуск 1 ед. 5 руб. и мог технологически произвести 10 штук. Значит, 10 штук он предлагал по 5 руб. каждую. Теперь налог снизили, допустим, на 1 руб. на одну ед., и производство 1 ед. продукта обходится производителю в 4 руб., те же 10 штук он смог предлагать по 4 руб.). Кривая сдвинулась вправо, предложение выросло.
Изменение законодательства Допустим, государство ужесточило экологические нормы. Мусоросжигающий комбинат теперь вынужден построить и обслуживать очистные сооружения. Затраты на единицу выпуска у комбината вырастут, предложение упадёт, кривая предложения сдвинется влево.
Управление и организация Часто смена руководства предприятия отражается на производственном процессе. Пусть руководителем назначили недальновидного человека, тогда эффективность работы предприятия упадёт, затраты на выпуск единицы продукции вырастут, кривая предложения сдвинется влево, предложение упадёт.
Технология После автоматизации производства производительность труда выросла в два раза. Теперь один работник выпускает за день в два раза больше, чем раньше. Зарплата та же, следовательно затраты на единицу продукции у производителя снизились, при той же цене продукта он может предложить большее его количество. Кривая предложение сдвинулась вправо, предложение выросло.
Оптимизм (ожидания) производителя Допустим, производитель мобильных телефонов Ч. узнал об изобретении устройства, увеличивающего работу батареи телефона до 14 дней. Сегодня телефоны с такой батареей предлагает только одна фирма и её предложение описано линией s1. Чтобы Ч. организовать производство улучшенных телефонов, нужно вложить Х млн.руб. Этих денег у него нет, он их будет занимать в банке, но так как, Ч. ожидает, что этот товар будут активно покупать, то он возьмёт кредит, переоснастит производство и увеличит предложение до s2, так как будет предлагать товар в дополнение к тому, что предлагала 1-я фирма. кривая предложения сдвинется вправо, предложение вырастет.
Количество фирм на рынке См. предыдущий пример. Когда на рынке была только одна фирма, предложение описывала линия s1.   Количество фирм выросло (с1-й до 2-х), предложение выросло и, как бы «прибавилось» к предложению первой, кривая сдвинулась вправо в положение s2

Индивидуальное и рыночное предложение (углубление)

Предложение предъявляют отдельные производители и рынок в целом, поэтому можно рассматривать:

Индивидуальное предложение – предложение, которое обеспечивает один производитель.

Рыночное предложение сумма индивидуальных величин предложения при каждой цене. Для получения рыночного предложения по данным об индивидуальных предложениях – нужно просуммировать индивидуальные, но уже с аналитическим решением, а не с графическим.

Пример: Определить кривую суммарного (рыночного) предложения на основании данных об индивидуальных предложениях:                                 Qs 1= P – 10;         Qs 2 = 3 P – 12

Решение (графическое решение см. на рисунке):

Первый производитель начнет предлагать товар при цене не ниже 10 ден.ед.,

второй – при цене не ниже 4 ден.ед.

Следовательно, при цене ниже 4 никто предлагать не будет:

Qs рыночное = 0

При ценах от 4 до 10 будет предлагать только второй производитель, и функция рыночного предложения совпадет с функцией предложения второго производителя:

Qs рыночное = 3 P – 12

При цене выше 10 будут предлагать оба производителя, и функция рыночного предложения будет описана суммарной функцией                                                                                                                                 Qs рыночное = -22 +4 P

2.3. Рыночное равновесие (база)

Чтобы рассмотреть взаимодействия спроса и предложения нужно на одном графике совместить линию спроса D и линию предложения S.Точка пересечения линий спроса и предложения представляет собой точку рыночного равновесия Е. То есть на рынке устанавливается такая цена, при которой весь предлагаемый объём будет куплен, (продан).

Равновесие на рынкепредполагает равенство величин спроса и предложения при определенной цене.

       Точка E (Pе, Qе) называется точкой равновесия (см. рис.), а соответствующие ей цена Ре и объём продаж Qе называются равновесными.

Избыточное предложение возникает, если количество предлагаемого товара больше, чем количество спрашиваемого товара:

Qs2>Qd2.

Дефицит предложения возникает, если количество предлагаемого товара меньше, чем количество спрашиваемого товара:

Qs1 < Qd1.

Как видим, равновесие рынка достигается тогда, когда реальная рыночная цена и реальный рыночный объем продаж совпадают с ценой Pe и с объемом продаж Qe.

Если в какой-то момент рыночная цена отклонится от Pe, например, снизится (до P1), то рынок окажется разбалансированным. В результате возникнет избыток спроса. Избыточный спрос, усилив конкуренцию покупателей, станет оказывать повышающее воздействие на цену P, и она вернется в исходное положение. Если бы рыночная цена повысилась (до P2), то избыточное предложение, усилив конкуренцию продавцов, станет оказывать понижающее давление на Pи она возвратится в исходное положение.

Это не единственная модель, описывающая установление равновесия на рынке, то есть работу рыночного механизма.

Выигрыши продавцов и покупателей

       Так как есть покупатели, которые готовы заплатить за товар большую цену, чем равновесная рыночная цена - появляется выигрыш (избыток) покупателей.

       Так как есть продавцы, которые готовы предложить товар за меньшую цену, чем равновесная рыночная цена - появляется выигрыш (избыток) продавцов.

Графически выигрыши продавцов и покупателей изображены на рисунке. Для исследования рынка и вычисление этих выигрышей может представлять практический интерес.

Пример нахождения параметров рыночного равновесия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.023 с.)