Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спрос и предложение подчиняются объективно действующим законам.
2.1. Спрос и его факторы (база) Спрос - это готовность покупателя приобрести товары и услуги (блага) по различным ценам в определённых количествах в неизменных условиях.
Именно изменение потребностей и возможностей будут изменять спрос покупателей, а не изменение цены! На возможность заплатить за благо влияют все доходы потребителя. На потребность купить влияет множество факторов[1]. Готовность покупать может меняться под воздействием очень большого количества причин. При невысоких ценах желание и возможность купить какое-либо благо имеет большое количество людей. По мере увеличения цены желания людей могут не меняться, но возможностей становится меньше, некоторые люди начинают «переключать» своё потребление на другие блага, за которые они могут заплатить, поэтому при увеличении цены количество спрашиваемого блага (величина спроса) снижается. Изменение доходов и потребностей заставляет потребителя при тех же ценах покупать больше или меньше товара, то есть изменяют спрос. Можно всю описанную выше модель проиллюстрировать с помощью графиков. Зависимость количества спрашиваемого товара от меняющейся цены при прочих равных условиях (то есть при неизменной готовности, в связи с неизменяющимися условиями), называют функцией спроса (спросом). Допущение «при прочих равных условиях» означает, что при построении линии спроса предполагается, что вкусы, предпочтения, доходы граждан не меняются [2]. Если выделить только один фактор спроса – цену блага Х, а все остальные факторы «зафиксировать» (т. е. проанализировать спрос «при прочих равных условиях»), то можно графически изобразить функциональную зависимость Qdх = F(Pх). Координаты этого графика: Pх – цена блага Х; Qdх – количество спрошенного блага Х (объём или величина спроса). Графическое изображение этой зависимости называют «кривой спроса» и обозначают D или Qd (от англ. Demand). Зависимость Qd х = F (P х) может быть представлена либо нелинейной функцией (см. рис. слева), либо линейной функцией (см. рис. справа) и ту и другую называют кривой спроса или линией спроса. Следует отличать спрос и величину спроса. Величина спроса отражает то количество товара, которое могло бы быть куплено по какой-то заданной цене в определённый период времени при неизменном спросе и стабильности прочих факторов, влияющих на спрос. При изменении цены меняется количество спрашиваемого товара, то есть величина (объём) спроса. На рисунке справа видно, что при снижении цены от Р1 до Р2 количество спрашиваемого продукта увеличивается от Q1 до Q2, при этом кривая спроса не сдвигается, то есть спрос не меняется. Изменение самого спроса изображается сдвигом линии спроса влево (налево – всегда падение J) или вправо (рост спроса).
Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спросаи, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях. Отсюда следует что, как правило, кривая спроса имеет отрицательный наклон. Как видим на правом графике, изменение цены от Р1 до Р2 приводит к движению по кривой, т. е. к изменению только величины спроса от Q1 до Q2. Сам спрос при этом не меняется. В реальности спросзависит от многих факторов, которые могут меняться в любой момент времени. Изменение каждого фактора приводит к изменению спроса – росту или падению. Рассмотрим абстрактный пример того, как происходит рост спроса. Пусть на рисунке линией D1 изображен спрос на товар Х в посёлке Z до того как он вошёл в моду. Тогда, при цене Р1 (см. рис., линия D1) все покупатели посёлка Z были готовы купить 5 единиц продукта Х, а при более низкой цене Р2 – 25 единиц продукта Х. Продукт Х вошёл в моду, поэтому теперь при цене Р1 люди готовы купить 20 единиц продукта(см. рис., линия D2), а при цене Р2 – 45 единиц продукта Х (см. рис., линия D2). Спрос вырос. При тех же ценах люди готовы приобрести больше товара, чем раньше. То есть линия спроса D1 сместилась вправо, в положение D2. Если, при любой цене потребители спрашивают больше, чем раньше, кривая (в нашем случае линия) спроса сдвигается вправо и наблюдается рост спроса. Запомните! сдвиг вправо - рост спроса, влево - падение спроса. Сдвиги кривой спроса показаны на рисунке. Увеличение спроса - сдвиг кривой спроса вправо (1), уменьшение - сдвиг влево (2). Если меняется цена, кривая спроса не сдвигается, то есть изменения спроса не происходит, происходит движение ПО кривой, то есть меняется величина спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса, называют неценовые факторы спроса. Ими в общем случае являются: P х, P у, I, W. Изменение именно неценовыхфакторов отражается на графике сдвигом кривой спроса.
(I) - Доходы потребителей. Рост доходов вызывает рост спроса только на качественные блага (перемещение в направлении 1). Для благ некачественных (нелюбимых, потребляемых в силу необходимости и имущественного положения данного потребителя) с ростом доходов спрос падает (перемещение в направлении 2). (P у )- Цены дополняющих товаров. Рост цен дополняющих благ вызывает снижение спроса на данное благо (перемещение в направлении 2), и наоборот. (P у )- Цены заменяющих товаров. Рост цен заменяющих благ вызывает рост спроса на данное благо (перемещение в направлении 1), и наоборот. (W)- Предпочтения потребителя или вкусы, ожидания, сезонные факторы. Если предпочтения потребителя переместились в сторону данного блага, спрос на это благо вырастет (перемещение в направлении 1), и наоборот. Неценовые факторы спроса (примеры)
Так как спрос анализируют на уровне моделей, то прибегают к некоторым ограничениям в анализе. Например, допускают, что продают всего два взаимосвязанных товара, что дополняют или заменяют одно благо только одним конкретным другим благом. В реальной жизни эти ограничения отсутствуют, однако, тенденции, направления изменения спроса соблюдаются.
Индивидуальный спрос и рыночный спрос (углубление) Спрос предъявляют отдельные экономические агенты и рынок в целом, поэтому можно рассматривать: Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным экономическим агентом. Рыночный спрос – сумма индивидуальных величин спроса при каждой цене. Для получения рыночного спроса по данным об индивидуальных спросах – нужно просуммировать индивидуальные спросы по координате Q. Это правило называется горизонтальным суммированием спроса. Пример: Построим графически (графически задача решена на рисунке) и аналитически рыночный спрос по данным о двух индивидуальных спросах. Qd1 = 10-P, Qd2 = 12 -3 P, где Р – цена в рублях, а Qd - количество в штуках. Определим, при какой цене каждый потребитель будет выбывать из спроса. Определим такую P, при которой Qd =0. (Будем называть такую цену " цена отсечения спроса "). Для первого потребителя это цена 10, а для второго - 4. Значит, оба потребителя будут предъявлять спрос на данное благо на ценовом промежутке от 0 рублей до 4 рублей. При цене выше 4рублей, но ниже 10 рублей будет спрашивать только один потребитель – первый.
Следовательно, на ценовом промежутке от 0 руб. до 4 руб. функция рыночного спроса это сумма двух индивидуальных спросов: Qdрын =(12-3 P)+ (10-P)= 22 -4P, 0 ≤ Р ≤ 4, При цене выше 4рублей, но ниже 10 рублей Qd рын = 10- P, 4 < Р ≤ 10, Если же цена будет выше 10 руб ., тогда Qd рын =0.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.02 с.) |