Организация внутреннего аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация внутреннего аудита



Лекция 1

Организация внутреннего аудита

В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность экономического контроля, его значение, классификация и формы. Система контроля в потребкооперации РБ. [1, с.8-15; 2; 7]
2. Принципы, задачи и функции внутреннего контроля (аудита). [1, с.15-16]
3. Права и обязанности участников внутреннего контроля (аудита) [2; 7].
4. Организация и проведение внутреннего аудита [2].
5. Особенности оформления результатов внутреннего аудита в системе потребительской кооперации РБ [2].
6. Порядок проведения мониторинга и служебного расследования [2].
7. Программа, методы, способы, процедуры внутреннего аудита [2].

Литература

1. Данилкова, С.А. Аудит: учебное пособие / С.А.Данилкова. – Минск: Новое знание, 2016. – 685 с.

2. Положение о порядке проведения внутреннего аудита в организациях потребительской кооперации: утв. постановлением Правления Белкоопсоюза от 28.02.2018 г., №52 / Минск: Белкоопсоюз, 2018. – 80 с.

3. Об аудиторской деятельности: закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 56-З (в ред. Закона от 17 июля 2017 г., № 52-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2019.

4. Об аудиторской деятельности: Федеральный Закон Российской Федерации от 30 дек. 2008 г., № 307-ФЗ (в ред. Закона от 23 апр. 2018 г., № 112-ФЗ) // КонсультантПлюс: Российская Федерация. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Москва, 2019.

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля: IX Конгресс Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI), г.Лима (Перу), 17-26 октября 1977 г. [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://docplayer.ru/26713304-Limskaya-deklaraciya-rukovodyashchih-principov-kontrolya.html – Дата доступа: 20.06.2019.

6. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г., № 510 (в ред. Указа от 16 окт. 2017 г., № 376) // КонсультантПлюс: Бела-русь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2019.

7. Положение о системе внутреннего аудита в потребительской кооперации: утв. постановлением общего Собрания представителей членов Белкоопсоюза от 29.12.2017 г. / Минск: Белкоопсоюз, 2017. – 7 с.

 

Классификации контроля

 

♦ По ведомственной принадлежности контроль подразделяется на:

● Вневедомственный (внешний) контроль осуществляется специалистами (как правило, государственных) контрольных служб независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проверяемых субъектов (например, такой контроль осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь).

● Ведомственный (внутренний) контроль проводится вышестоящим органом в отношении нижестоящей подчиненной организации (например, такой контроль осуществляет контрольно-аналитическое управление Белкоопсоюза в отношении кооперативных организаций РБ).

Внутренний контроль (в потребкооперации РБ) – система организационных мер и контрольных процедур, предпринимаемых организациями потребительской кооперации для эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления, и предотвращения нарушений, соблюдения законодательства и локальных нормативных правовых актов.

 

♦ По времени проведения контроль подразделяют на:

● Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций.

● Текущий контроль осуществляется в ходе совершения финансово–хозяйственных операций.

● Последующий контроль осуществляется по истечении времени совершения хозяйственных операций или отчетного периода.

♦ По источникам информации и соответствующим методам (приёмам) выделяют:

● Документальный контроль заключается в проверке первичных документов, учетных регистров, статистический, бухгалтерской и оперативной отчетности, а также других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

● Фактический контроль предполагает проверку фактического наличия, состояния и эффективности использования средств субъекта, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Объектами фактического контроля являются: запасы, наличные деньги и ценные бумаги, основные средства, обязательства, нематериальные активы, выполненный объем работ и т.д.

 

Формы контроля.

В качестве форм финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь в настоящее время выделяют: проверку; аудит (внутренний аудит); мероприятия технического (технологического, проверочного) характера; меры профилактического и предупредительного характера, в т.ч.: мониторинг, информирование, разъяснительная работа и т.п. [1, 4, 5].

Проверка — форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган оценивает соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

Т.е. проверка предполагает выявление нарушений и их пресечение.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 19.10.2009 г. №510 выделяют: выборочные (планируемые) и внеплановые проверки.

• Выборочная проверка назначается в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 от 16.10.2009, на основании полугодовых планов Комитета гос.контроля или на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации (в т.ч. ответов на чек-лист проверяемого субъекта), свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства.

• Внеплановая проверка назначается по поручению Президента Республики Беларусь; Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии информации, свидетельствующей о нарушении требований законодательства; в отношении субъектов, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, а также в отношении их контрагентов; по возбужденному уголовному делу; при использовании субъектом бюджетных средств.

Аудит форма контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций, осуществляемого как независимыми аудиторами (внешний аудит), так и специалистами, работающими в этих же организациях (внутренний аудит), с целью подтверждении реальности и достоверности информации бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах ее пользователей, а также установления соответствия совершенных хозяйственных процессов и финансовых операций действующему законодательству.

Внутреннийаудит (в потребкооперации РБ) — систематизированная, последовательная деятельность по предоставлению органам управления потребительской кооперации объективной оценки и анализа деятельности организаций потребительской кооперации, направленная на совершенствование работы, достижение поставленных целей и планов деятельности, повышение эффективности, обеспечение сохранности активов, улучшение внутреннего контроля, выявление, исправление и предотвращение нарушений законодательства в объектах внутреннего аудита, осуществляемая в форме: комплексного внутреннего аудита, контрольно-аналитических мероприятий, анализа, оценки эффективности, мониторинга, предварительного контроля.

Внутренний аудит в потребительской кооперации может быть: плановый, и внеплановый. Плановый аудит, как правило, проводится в форме комплексного внутреннего аудита. Внеплановый аудит — в форме контрольно-аналитических мероприятий, касающихся узких проблемных вопросов.

Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера — это оценка соблюдения требований технических нормативных правовых актов при осуществлении строительной деятельности, по обеспечению правил эксплуатации машин и механизмов, транспортных средств, оборудования, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, установленного порядка хранения оружия и боеприпасов и в других аналогичных случаях, а также оценка сохранности имущества.

Мониторинг

Порядок проведения мониторинга регламентирован Указом О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (утв. Президентом Респ. Беларусь 16 окт. 2009 г., № 510 (в ред. Указа от 18 апреля 2019 г., № 151)).

Мониторинг это наблюдение, анализ, оценка, установление причинно-следственных связей, осуществляемые контролирующими органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проведения проверок.

Указ 510 содержит «Положение о порядке проведения мониторинга».

Его содержание следующее.

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в потребительской кооперации это, как правило, руководители КАУ или КАО). Руководитель контролирующего (надзорного) органа издаёт распоряжение (приказ) о проведении мониторинга с указанием конкретного субъекта мониторинга, вопросов подлежащих проверке. В распоряжении назначается специалист(ы) для осуществления мониторинга.

Указ 510 не содержит обязательного требования предварительно уведомлять субъект мониторинга о факте его назначения. При проведении мониторинга специалисты-контролёры вправе входить на территорию или объекты субъекта, являющиеся общедоступными, оставаясь инкогнито. Разрешено собирать информацию о субъекте используя доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Вход на закрытые территории или объекты субъекта мониторинга осуществляется только с согласия субъекта. В этом случае субъект уведомляется о проведении мониторинга сразу по прибытию специалиста на территорию субъекта. Специалист обязан предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проведение мониторинга представителю субъекта.

Субъект мониторинга не имеет права препятствовать специалисту выполнять свои служебные обязанности. Специалист проводит мониторинг, руководствуясь распоряжением контролирующего (надзорного) органа.

В ходе мониторинга действия специалиста зависят от факта выявления или не выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности (в т.ч. экономической безопасности, например, кооперативного хозяйства), причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

1) Если нарушения не выявлены, специалист контролирующего (надзорного) органа завершает мониторинг без каких либо результирующих действий в адрес субъекта мониторинга.

2) Если нарушения незначительны, специалистом в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга (или с момента принятия решения руководителем контролирующего (надзорного) органа о направлении рекомендаций) субъекту вручаются (высылаются с уведомлением) под роспись рекомендации. При этом субъект считается ознакомленным, а рекомендации – полученными по истечении 3 дней со дня высылки.

3) Если нарушения значительны, специалист в день выявления нарушений оформляет (при наличии таких полномочий) предложение о приостановлении деятельности или   требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства или реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений.

Получив такое предписание, проверяемый субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его получения, о том будет ли он его исполнять. В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления судебной властью.

 

По результатам мониторинга специалистом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

- учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;

- направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

- применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель контролирующего (надзорного) органа может назначить внеплановую проверку. В системе потребительской кооперации руководитель контролирующего (надзорного) органа (КАУ или КАО) может ходатайствовать Председателю Правления Белкоопсоюза о проведении внепланового внутреннего аудита или самому назначить служебное расследование, предполагающее более высокий уровень воздействия на нарушителей.

 

Служебное расследование

 

Порядок проведения служебного расследования в потребкооперации РБ регламентирован Положением о порядке проведения внутреннего аудита в организациях потребительской кооперации (утв. постановлением Правления Белкоопсоюза от 28.02.2018 г., №52 / Минск: Белкоопсоюз, 2018. – 80 с.).

Служебное расследование проводится для подтверждения фактов и выяснения обстоятельств причинения вреда, убытков и других негативных последствий кооперативным организациям, их обособленным подразделениям (филиалам) в рамках контрольно-аналитических мероприятий. Для проведения служебного расследования назначается один специалист или комиссия, состоящая из нескольких компетентных специалистов.

При служебном расследовании выясняется:

- имели ли место правонарушение, проступок или происшествие и в чем они выразились;

- места, способы и иные обстоятельства совершения проступка (правонарушения);

- круг лиц участвовавших, присутствовавших либо имеющих иное отношение к совершению проступка (правонарушения), наличия и степени вины в их действиях (бездействии);

- характер и размер ущерба имуществу (убытков и других негативных последствий), причиненного в результате совершения проступка (правонарушения), если таковой имеется;

- причины и условия, способствовавшие совершению проступка (правонарушения);          

- иные сведения, имеющие отношение к проступку (правонарушению).

Служебное расследование назначается в случае наличия повода и достаточных оснований для его проведения:

- служебных записок, донесений должностных лиц;     

- непосредственное обнаружение проступка (правонарушения) в организации;

- предложение компетентных должностных лиц (органов), наделенных правом требовать проведения служебного расследования.

Основаниями для назначения служебного расследования являются: причинение имущественного ущерба в связи с исполнением должностных или трудовых обязанностей, выразившегося в обнаруженных утратах, недостачах, порче, уничтожении, хищении, повреждении, незаконном использовании или списании с учета материальных или денежных средств; грубые нарушения законодательства Республики Беларусь, должностных или трудовых обязанностей.

По итогам служебного расследования составляется акт, который подписывает специалист (члены следственной комиссии), назначенный для проведения служебного расследования.

С актом служебного расследования должны быть ознакомлены под подпись лица, в отношении которых проведено служебное расследование, а также руководитель и главный бухгалтер организации.

При отказе лица, в отношении которого проведено служебное расследование, от ознакомления (подписи) с актом специалист, назначенный для проведения служебного расследования, или члены комиссии составляют акт об отказе в подписи. При проведении служебного расследования многочисленной комиссией указанный акт подписывается не менее чем тремя ее членами.

 

 

Лекция 1

Организация внутреннего аудита



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.039 с.)