Управление Техническими Системами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление Техническими Системами.



Шамбер ОВ.

 

Управление Техническими Системами.

 

 

Конспект лекций

 

 

Тверь 2016


 

 

ВВЕДЕНИЕ

До настоящего времени главным в подготовке инженерно – технических работников является изучение техники и технологии. Теперь, в условиях рынка, конкуренции и экономической самостоятельности предприятий мало знать технические и технологические основы специальности. Необходимо уметь управлять производством. Т.е. управлять большими техническими системами. Любое производство этотехническая система той или иной сложности.

Любая система состоит из подсистем или элементов. К ним относят машины, персонал, средства обслуживания и ремонта, запасные  части, материалы, связи с другими предприятиями и вышестоящими органами и т.д.

Система может функционировать эффективно, если:

 1- эффективны ее элементы

 2- если эти элементы управляются по определенным и понятным правилам (т. е. их работа планируется, регулируется и оценивается).

Ошибки при управлении и планировании наблюдаются достаточно часто и отрицательно влияют на дальнейшую деятельность предприятий. Эти ошибки охватывают в основном проблему принятия решений. Обследование более 1,5 тысяч различных фирм США, Канады, Европы и Японии выявило 50 видов серьезных ошибок управления.

Наиболее серьезными считают пять.

1. Убежденность высшего руководства, что оно может передоверить все функции планирования и принятия решения нижестоящим уровням (планировщикам, экономистам, линейным руководителям и т.д.).

2. Концентрация внимания руководства на текущих вопросах и игнорирование перспективных проблем.

3. Неумение формулировать задачи, которые можно было бы использовать как базу для долгосрочного планирования.

4. Неумение создавать необходимые условия для планирования и управления.

5. Нежелание высшего руководства обсуждать с руководителями подразделений (подсистем) принятые ими решения и разрабатываемые планы.

Ещё обследование показало, что прямолинейный перенос и использование опыта других фирм без  учета конкретных условий функционирования новой системы малопродуктивны. Необходим учет состояния хозяйства, рынка, специфики и структуры производства, менталитета и квалификации персонала и клиентуры и т.д.

Цель дисциплины "управление техническими системами" состоит в том, чтобы освоить сущность, принципиальные приемы и методологию управления, которые применимы для любых систем, на любом производстве и в любом деле.

Основнымизадачами изучения дисциплины являются:

1- Освоение понятия  "техническая система".

2-Освоение основных законов управления.

3- Освоение методов принятия инженерных и управленческих решений.

4-Формирование знаний и навыков, позволяющих специалистам эффективно действовать не только в качестве инженера, но и качестве менеджера.

5- Ознакомление и получение навыков использования новых технологий и средств  для управления производством и при принятии инженерных и управленческих решений в технических системах.

 В учебном плане данной дисциплине отводится 144 часа учебной работы. Из них: лекции - 36ч, практические занятия - 36, самостоятельная работа  - 36ч и  подготовка к экзамену - 36ч.


 

 

ТЕМА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Технические системы

Система – это совокупность элементов или подсистем, находящихся во взаимодействии и образующих единое целое.

Системы бывают технические (например, машина), человеко – машинные (например машина и машинист), производственно – экономические (например фирма, машинный парк и т.д.), социальные и др

    Примеры систем различной сложности: холдинговая компания, состоящая из ряда предприятий и организаций; предприятие, состоящее из цехов, участков, служб; станция технического обслуживания(СТО), состоящая из ряда служб, цехов, отделений; машина, состоящая из ряда агрегатов, систем, узлов и деталей и т.д.

Элемент системы – это объект, выполняющий свои функции, который в рамках поставленной задачи не подлежит дальнейшему расчленению. Например: Элементом автотранспортного предприятия, является автомобиль. Дальнейшее расчленение этой системы, направленной на перевозки, бессмысленно. Но для системы ремонтной направленности, важно расчленение автомобиля не только на агрегаты, но и на детали.

Каждый элемент характеризуется входом и выходом. Вход –    Х это характеристика элемента до воздействия на него преобразующих его  мероприятий. (воздействия окружающей среды, других элементов, информации, режимов, нормативов и т.д.).  Выход: Y -это элемент после  его преобразования. (это может быть продукция, услуги, отходы, изменения и т.д).

    Ээлемент G - осуществляет необходимое преобразование. (производственный процесс, преобразования  чего- то, изменения чего то и т.д. Xi (i =1, n) → [ G 1 … Gn ] → Yj (j =1, m)

Пример содержания и соотношения X, G, Y ремонтного  предприятия

Вход, X Состояние и содержание G Выход Y
- Потребность в услугах - Конкурентная среда - Экономическое состояние - Законодательство И т.д. - Пропускная способность (производительность) - Специализация - Персонал - Оборудование - Цены - Производственный процесс и др. - Объём оказываемых услуг - Прибыль - Удержание, расширение, или сокращение ниш на рынке услуКаким может быть состояние системыг и т.д.

 

Функционирование системы в качестве единого целого обеспечивается связями между элементами.

Связи элементов определяют структуру системы.

Связи между элементами, как правило, однозначны и формируются при проектировании и создании системы

Элементы относятся к данной системе если:

а) они взаимно дополняют друг друга;

б) имеют стабильные организационные, ресурсные и иерархические связи в системе;

в) имеют общую цель, связанную с целью системы.

Системы называют большими, если:

 1) в иерархии системы есть несколько уровней;

 2) в системе присутствуют элементы разного происхождения (технические, экономические, социальные);

3) система имеет много подсистем (не менее 7)

 

Жесткие системы управления

При жестко системе имеется полная определенность о будущих воздействиях и состояниях системы и несущественное влияние непредвиденных возмущений или защита системы от них.

 

Рис 2.2 Схема жесткой системы управления

-символ преобразования сигнала

УО - управляемый объект

ОУ - орган управления

ПР – программа

ИО – исполнительный орган

ПУ – подсистема управления

Хτ управляющее воздействие

Уτ  - заданный программой показатель функционирования системы

 - сигнал, передаваемый на исполнительный орган.

 

Гибкие системы управления

 Гибкие системы управления это системы с обратной информационной связью, в них программа корректируется в зависимости от информации о фактическом состоянии управляемого объекта или от обратной связи исполнительной системы.

Рис 2.3 Схема управления с обратной информационной связью

 - воздействие ИО на УО; Х –вешнее воздействие; ±∆Х -дополнительное корректирующее воздействие, поступающее на вход системы, изменяя его t,  зависящее от отклонения показателя отхода системы от норматива; Х±∆Х – измененное управляющее воздействие; Х(t) – данные о внешнем воздействии; ∆У = У(t) –У0 (t) - показатель выхода системы из норматива.

 (управление по отклонениям):

1. Фактическое состояние управляемого объекта характеризуется отклонением полученного выхода от заданного для системы норматива У0;

2. это отклонение ∆t фиксируется информационной системой и передается органу управления, который корректирует программу или выбирает из банка программ необходимую.

3. Орган управления передает управляющий сигнал Х0 , откорректированной программы на исполнительный орган;

4. Исполнительный орган по сигналу органа управления, вырабатывает  управляющее воздействие ±∆t, которое поступает на вход системы, изменяя его.

Таким образом, на вход системы поступают два сигнала: о внешнем воздействии и корректирующий, который зависит от величины отклонения показателя ухода от норматива.

Преимущества системы с обратной связью:

1) гибкость (учет изменения внешних воздействий).

2) стабильность работы системы на выходе при изменяющемся входе.

    Недостатки:

1) усложнение структуры, появление дополнительных звеньев.

2) более сложная программа.

Примеры

1.Автоматическая автоблокировочная система регулирования торможения ABS (фиксируемое отклонение выхода – начало проскальзывания колеса при торможении).

2.Действие водителя по поддержанию определенных параметров движения автомобиля на маршруте с учетом дорожной обстановки.

3. Современные компьютерные системы управления рабочими процессами двигателя с учетом нагрузки, скорости и состава отработавших газов.

4. Регулирование объемов производства и цены на основе баланса спроса и предложения, например, услуги на сервис и ТО.

     Схемы управления с обратной информационной связью более гибкие и адаптивные, особенно для технических, производственных и экономических систем. По ним целесообразно строить управление предприятий и организацию их функционирования.

Реактивность системы

В зависимости от реакции системы на изменение внешних воздействий есть два метода управления: реактивный и программно – целевой.

Реактивный метод характерен для систем, игнорирующих информацию обратной связи, состояние самой системы и изменение внешних факторов.

Программно – целевой метод (ПЦМ) заключается в четком определении цели системы и интеграции всех видов деятельности подсистем в виде программы для достижения поставленной цели.

     Программой является только то, что увязывает цели с ресурсами, т.е. определяет необходимое количество и виды ресурсов для их преобразования в конечный целевой результат (или продукт) в течении назначенного промежутка времени.

Программа = цели + ресурсы + время

Иначе это будет перечень действий, план мероприятий или сценарий развития, но не программа.

Применяемые на практике методы управления, как правило, занимают промежуточное место, тяготея к реактивному или программно – целевому методу.

Баланс спроса и предложения

Как пример большой системы с обратной связью рассмотрим предоставление и потребление на рынке товаров и услуг определенной цены и объема (магазины, АТП, АЗС,СТО…).

Элементы системы: покупатели (клиенты), продавцы товаров и услуг.

В качестве входа этой системы выступают данные по спросу и соотношение цен спроса и предложения.

Спрос – это объем товаров или услуг G которые потребитель готов приобрести по данной цене РС.

Чем ниже цена, тем выше объем товаров и услуг, которые могут приобрести потребители (кривая 1 на рис.2.4).

Предложение – это объем товаров или услуг G, которые производитель готов предложить по данной цене предложения РП .

Чем выше цена предложения, с которой согласен потребитель, тем больший объем товаров или услуг поступает на рынок (кривая 2 на рис.2.4).

Для больших рынков(регион, отрасль, страна) в условиях устойчивого развития экономики средне и долгосрочный спрос достаточно стабильный и может быть описан многофакторными, как правило, нелинейными моделями.

Для конкретного участника рынка, действующего в определенном секторе, текущее его состояние, т.е. соотношение спроса и предложения менее стабильно и менее предсказуемо.

Спрос на легковые автомобили определяется следующими основными факторами: базовым уровнем автомобилизации; жизненным уровнем населения и занятостью; ценами на автомобили; эксплуатационными расходами; доступностью сервисных услуг; развитием и доступностью общественного транспорта и др.

 

 -

Рис. 2.4 Прогноз изменения объема услуг и рыночных цен

1 – исходная линия спроса; 2 – исходная линия предложения;

GО  - объем услуг при равновесии спроса (1) и предложения (2);

РО  = Р12   - то же; Б – спрос. цена услуги; А - предложение

Управляющим сигналом – является соотношение дохода (прибыли), которую предполагал получить  (G P)  и фактически получил  (GФ РФ )  продавец товаров и услуг:

±∆Y =GФ РФ  - G Р.

Управляющее воздействие вырабатывается органом управления системы на основе управляющего сигнала.

Пересечение линий спроса и предложения- это точка равновесия О сценой РО и объемом GО .

Зона между линиями 1 и 2 слева от точки равновесия, это зона эффективности. Тут цена спроса больше цены предложения Рс > РП .

Для продавца это значит, что затраты на производство товаров или услуг будут компенсироваться и он готов удовлетворять спрос.

Для потребителя эффективность в том, что его потребность будет удовлетворена по доступной цене.

Зона между линиями 1 и 2 справа от точки О - это зона неэффективности.

Для продавца: Цена предложения выше цены спроса и его затраты не будут компенсироваться. Продавец не заинтересован удовлетворять спрос по этим ценам.

Для потребителя: возникнет дефицит.

Изменение внешних условий: налогов; процентных ставок; таможенных правил; цен на товары и др. существенно сказывается на рынке, особенно на малом бизнесе.

Анализ цен и объемов услуг в условиях резкого изменения внешних факторов. Фиксируем исходное состояние рынка для линии спроса 1 и предложения 2. Равновесный объем услуг GО  = G12 . Цена РО  = Р12 .

При ухудшении внешних условий (падение курса рубля, рост процентных ставок, налогов…) происходит увеличение себестоимости предоставления услуг. Возникает новая линия предложения – 4, которая располагается выше первоначальной -2.

Далее возможны следующие варианты (сценарии) поведения рынка.

I вариант: потребитель соглашается с ростом цен и точка равновесия перемещается в положение О1 .

Последствия: 1) равновесная цена возрастает с Р12  до Р14 ; 2) объем услуг сокращается с GО  до G14 ; 3) зона эффективности для продавца сокращается.

II вариант: Потребительский рынок стремится сохранить первоначальный объем услуг на уровне GО  и платит за это ростом цены при новой линии спроса 3. При этом точка равновесия перемещается в О2.

Последствия: 1) рост цен с  РО  до Р34 , больший чем при первом варианте; 2) зона эффективности практически не меняется по сравнению с исходным состоянием.

III вариант: Возникновение ажиотажного спроса на товары и услуги, например до уровня G54 . Точка равновесия перемещается в О3 .

Последствия: 1) возникает повышенный спрос, характеризуемый линией 5. 2) дальнейший рост цен до Р54 . 3) увеличение зоны эффективности для стороны, представляющей услуги.

IV вариант: В условиях ажиотажного спроса сторона, представляющая услуги, может поднять ставку предложения до уровня линии 6.

Последствия: 1) сокращение зоны эффективности

 (точка равновесия О4 ). 2) резкое увеличение цены до Р56 . 3) при одновременном сокращении объема услуг до G56  4) начало формирования устойчивого дефицита.

V вариант: В условиях начавшегося дефицита сторона, представляющая услуги, может предложить поднимать линию предложения, например до 8.

Последствия: 1) начинается обвал рынка, характеризуемый резким ростом цен при значительном сокращении объемов продаж и услуг (G58 ), и зоны эффективности; 2) Траекторию О – О1  (или - О2 , - О3 , - О4 , - О5 ) можно назвать зигзагом кризиса рынка.

Подъем цен и тарифов может дать лишь кратковременный эффект для конкретного производителя или торговца, потом у что:

1. Существенно сокращается зона эффективности, т.е. сбыта товаров и услуг и массы прибыли;

2. Из-за сокращения возможного объема товаров и услуг резко возрастет конкурентная борьба, требующая дополнительных затрат, приводящих к росту цен;

3. Рынок находится в нестабильном состоянии, при котором отдельному производителю товаров и услуг трудно выбрать рациональную цену и объемы, особенно в условиях инфляции и ажиотажного спроса;

4. «Естественное» желание перестраховаться и поднять цены приводит к дальнейшему раскачиванию рынка.

    Наиболее эффективной стратегией продавца является взвешенное сокращение цен или тарифов, которое способствует повышению объемов продаж, дохода и конкурентоспособности.

База для такой стратегии:

1. Повышение эффективности производства на основе совершенствования структур и методов управления соответствующими структурами;

2. Умение прогнозировать текущий и долгосрочный спрос на товары и услуги.

Поэтому

    Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз поведения системы, в том числе и при резких колебаниях и изменениях внешних условий, характерных и особенно чувствительных для малого бизнеса.


 

 

Тема 3. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ДЕРЕВО СИСТЕМ

Цели системы

Целью системы является её будущее  состояние, достигаемое с помощью действий, являющихся следствием принимаемых решений.

Решение – это выбор из многи х альтернатив развития, изменяющих состояние системы, одной или нескольких,  или комбинацию альтернатив.

Критерием при принятии решения, является целевая функция.

Целевая функция (U) устанавливает количественные связи между уровнем достижения поставленных целей и факторами, которые влияют на состояние системы.

U = f(C1, C2,C3,…,Cn),

Где Сi – факторы, влияющие на U.

Конкретное значение целевой функции может быть показателем эффективности данной системы.

Экстремальное значение целевой функции соответствует оптимальному управлению.

Цель должна быть определена четко и, желательно, количественно.

Цель характеризуется целевым показателем (ЦП) и целевым нормативом (ЦН). Целевой норматив характеризует состояние системы при полном достижении поставленной цели. Целевой показатель характеризует текущее состояние системы в определенный момент времени t.

Отношение ЦП к ЦН определяет степень достижения цели в определенный момент времени (Ct).                 С(t) = ЦП(t)/ЦН

Рис. 2.5 Соотношение целевых показателей и нормативов

При С(tр) = ЦП/ЦН = 1 цели реализуются полностью, а tр – это момент

достижения (реализации) поставленной цели.

Понятие о дереве целей

Граф дерева целей

 

1. Количество целей и задач организации настолько значительно, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимосвязей не может обойтись ни одна организация, независимо от размеров. На практике для этого используется построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей.

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей организации, в которой выделены главная цель (вершина дерева) и подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней. Основание дерева целей составляют задачи, составляющие собой формулировку работ, которые должны быть выполнены определенным способом в установленные сроки

 

Пример дерева систем

1). Дерево систем технической эксплуатации машин

Где: 1.1 ужесточение нормативов системы ТОиР;

1.2 обеспечение выполнения рекомендаций нормативов;

1.3 совершенство технологии, организации и управления ТОиР;

1.4 обеспеченность НТД(нормативно-технической документации) и другой документацией;

1.5 совершенство проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий;

1.6 повышение приспособленности системы ТЭ к изменению конструкции машин и условиям их эксплуатации;

2.1 обеспеченность (повышение) производственно технической базы (ПТБ);

2.2 оптимизация мощности и структуры ПТБ;

2.3 оптимизация пропускной способности средств ТОиР;

2.4 повышение уровня механизации и автоматизации процессов ТОиР;

2.5 специализация ПТБ;

2.6 кооперация ПТБ на отраслевом и региональном уровне;

3.1 обеспеченность ремонтно – обслуживающим персоналом;

3.2 повышение квалификации ремонтных рабочих, водителей и ИТР;

3.3 совершенствование систем хозрасчета и стимулирования персонала;

3.4 обеспечение стабильности трудовых коллективов;

3.5 повышение престижности профессий;

3.6 развитие коллективных форм работы;

4.1 совершенствование системы снабжения;

4.2 совершенствование норм расхода ГСМ и материалов;

4.3 обеспечение оптимальных запасов запчастей, агрегатов, материалов;

4.4 совершенствование и сокращение продолжительности обмена изделий при капитальном ремонте;

4.5 совершенствование процесса получения новых машин;

4.6 создание резерва производственных площадей, оборудования и персонала;

4.7 создание резерва исправных машин;

5.1 повышение исходного и реализуемого уровня качества и надежности изделий;

5.2 повышение качества эксплуатационных материалов;

5.3 повышение качества восстановления деталей и капитального ремонта;

5.4 изменение структуры парка (тип, грузоподъемность, вместимость, специализация);

5.5 управление возрастной структурой парка;

5.6 уровень унификации изделий и материалов;

6.1 природно-климатические условия;

6.2 дорожные условия;

6.3 транспортные условия и интенсивность использования подвижного состава;

6.4 подбор автомобилей, изделий и материалов с учетом условий эксплуатации;

6.5 использование автомобилей с учетом их технического состояния, возраста и условий эксплуатации.

    2. Дерево систем совершенствования технической эксплуатации автомобилей (другая форма).

Высший уровень ДС представляет собой техническую эксплуатацию в целом, которая обеспечивается набором факторов разных уровней.

 

 

 Схема высшего, первого и второго ярусов дерева систем технической эксплуатации

Обозначения:

Из рисунка следует, что важнейшими целереализующими факторами первого уровня являются:

    Значение построения ДЦ и ДС для управления:

1. Выявляются все факторы, влияющие на достижение цели;

2. Можно оценить уровень влияния и найти наиболее действенные подсистемы;

3. Исключена реализация целей низшего уровня за счет высшего (сохраняется иерархия);

4. Выявляются факторы и подфакторы, влияя на которые можно добиться хорошего эффекта при ограниченных ресурсах.

5. По мере декомпозиции (т.е. разложение общих целей и систем на частные) улучшается их адресность. Появляется возможность делегировать цели подразделениям и службам более точно. Это обеспечивает персональную ответственность руководителей служб и конкретных исполнителей.

6. Декомпозиция позволяет более конкретно проанализировать составляющие и избежать серьезных ошибок, свойственных большим системам;

7. Построение и анализ ДЦ и ДС обычно используется при разработке сложных программ совершенствования больших систем.

 

Роль технологии

    На эффективность производства (производительность труда) почти в равной степени влияют фондовооруженность и уровень технологии

производства. (Рис. 4.2)

    При сохранении технологического уровня

 рост фондовооруженности приводит к экстенсивному приросту производительности и других показателей эффективности. Нужны новые технологии!

    Пример: Эффективность применения автопоездов большой грузоподъемности существенно снижается при отсутствии соответствующего погрузочно-разгрузочного оборудования.

Рис.4.2 Влияние уровня технологии (У) на производительность.

    Любое нововведение должно сопровождаться хорошей технологической и организационной подготовкой.

 

Эффективность нововведений

Рис 5.2 Изменение эффективности нововведений.

    Этапы разработки и реализации нововведений описываются в проектах и бизнеспланах и содержат характеристику нововведений, систему показателей, критериев оценки их эффективности в процессе разработки и реализации на разных уровнях управления.

Риски при принятии решений

    Поиску и разработке нововведений присущи два вида рисков:

1. Возможность неудачи (Н), связанная с потерей времени и инвестиций вложенных в неперспективное решение;

2. Устаревание или недостаточная новизна разработки (У), связанная с экономией инвестиций в разработку. (Не хватило средств на анализ рынка, оборудование, научные коллективы, опытные образцы, глубину и продолжительность испытаний).

Рис. 5.3  Соотношение устаревания (У) или неудачи (Н) при разработке нововведений.

 

 

Предварительная оценка нововведений

    Для предварительной оценки предпочтительного варианта разработки нововведений можно использовать формулу:

Где Пэ - предпочтительность затрат на разработку нововведений; О – отдача от нововведений; F – вероятность риска – неуспеха разработки и реализации нововведения в заданное время; З – затраты на разработку и создание нововведения.

    Согласно международным подходам программа разработки нововведения может приниматься к рассмотрению, если ПЗ ≥ 3.

    Для полной комплексной оценки эффективности нововведения суммируют затраты (с учетом факторов риска) на создание, изготовление, эксплуатацию и утилизацию изделия и относят их к выполненной за жизненный цикл полезной работе или к общей наработке. Чем Больше прибыль, тем экономичнее нововведение.

Расчет экономического эффекта от применения нововведений необходимо проводить как за отдельные этапы, так и за весь расчетный период функционирования нововведения, учитывая его удельный вес в системе

    Расчетный период включает весь жизненный цикл нововведения: исследование, разработка, серийное производство, эксплуатация, списание, утилизация.


 

 

И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Общие положения

    Принятие решения – это выбор варианта решения из нескольких возможных.

    Методы принятия решений классифицируются в зависимости от способа принятия решений, имеющейся информации и применяемого аппарата.

    Способы бывают стандартные и нестандартные.

Стандартные содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и др. документации, базируются на опыте других организаций и специалистов.

Из общего количества принимаемых решений 80 -.85%  - стандартные.

Схема принятия стандартного решения:

1. Анализ рыночной или производственной ситуации (поиск похожего решения);

2. Идентификации искомого решения  с одним из найденных стандартных;

3. Принятие решения по правилам аналогии.

Стандартное решение:  

Сокращает время,

Целевая функция,

как показатель эффективности операций

    Конкретное действие, направленное на достижение системой поставленной цели, называется ОПЕРАЦИЯ. К ним относят как отдельные мероприятия, так и сложные программы.

Каждая операция оценивается ее эффективностью, т.е. вкладом в достижение цели. В общем случае показатель эффективности - ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ. Она зависит от трех групп факторов (или подсистем).

    Первая группа   а – характеризует такие условия выполнения операции, которые заданы и не могут быть изменены в ходе ее выполнения.

    Вторая группа Х - может меняться при управлении, влияя на целевую функцию. Эти факторы называют ЭЛЕМЕНАМИ РЕШЕНИЯ. Их выбирают из дерева систем.

    Третья группа Z – заранее неизвестные условия. Их влияние неизвестно или не изучено.

Третья группа факторов (иногда с включением первой группы)  условно объединяют под общим названием «ПРИРОДА», или «ПРОИЗВОДСТВО». Они характеризуют все внешние условия, влияющие на исход операции.

Рациональное управление – значение целевой функции улучшается.

Оптимальное управление – значение целевой функции становится наилучшим (максимальным или минимальным).

 

Экспертиза

 

Методов получения экспертных оценок - два:

1. коллективная работа экспертов и

2. индивидуальная работа экспертов.

 

 

 

Рис. 6.3. Виды наиболее распространенных методов интеграции мнений специалистов.

    В коллективной работе участвует ближний круг руководителя и приглашенные им лица.

    Преимущества коллективных методов в их оперативности и внешней демократичности.

Недостатки:

давление авторитета руководителя, отсутствие строгого учета мнения экспертов, подведения итогов и принятия решений. Поэтому желательно применять тайное голосование.

    При индивидуальной работе экспертов используют интервью, по типу вопрос – ответ, и анкетирование, когда эксперт даёт количественные оценки предлагаемых вариантов решений, т.е. ранжирует их. Затем индивидуальные оценки экспертов суммируют по определенным правилам.

   Эксперты подбираются из числа внешних специалистов, и руководит ими другой специалист, а не руководитель. Для руководителя результат экспертизы носит рекомендательный характер.

 

Метод Дельфи

Метод Дельфи (по имени Дельфийского оракула) это итерационная (повторяющаяся) процедура, позволяющая подвергнуть мнение каждого эксперта критическому анализу со стороны всех остальных.

Предположим, что перед группой из 12 специалистов поставлен вопрос о продолжительности перевода парка машин с бензина на газомоторное топливо.

Порядок применения метода:

1). Руководитель ставит задачу перед экспертами и получает их оценку.

2). При обработке оценки располагают в порядке возрастания.

3). На шкале оценок наносятся квантили Q1 , Q2 , Q3., которые делят шкалу на 4 равные доли, где М – медианное значение результатов, делящее их на 2 равные части. Иногда принимают:

Q1 = x-σ; Q2 = M Q3 = Х + σ.

 

4). После обработки данных каждому эксперту индивидуально сообщают результаты первого тура: Q1 = 12,5; M = 17; Q3 = 21,5 месяца и предлагают во втором туре пересмотреть свою оценку. Если новая оценка будет меньше Q1 или больше Q2, эксперт должен в письменном виде обосновать своё мнение.

5). Определяются результаты  второго тура. Их опять сообщают экспертам и просят уточнить свои оценки для третьего тура. Обычно процедура выполняется 3 раза. Если больше, то аргументы начинают повторяться, а вариации оценок стабилизируются.

В качестве группового мнения принимается медиана последнего тура.

Точность метода Дельфи увеличивается с увеличением числа экспертов и количества итераций (повторов) и сокращается с увеличением интервала времени между турами и ответами членов группы.

Преимущества: анонимность; оперативность, управляемая обратная связь, возможность оценки мотивации при изменении мнения эксперта.

Недостатки: влияние мнений большинства на экспертов, давших крайние оценки в последующих за первым туром итерациях.

 

Опросы и интервью

Их применяют для первичной оценки положения в системе. Привлекают участников процесса: потребителей, персонал, рабочих, обслуживающий персонал и др.

Опросы

Распространенные цели опросов:

-Сбор недостающей информации;

-Как инструмент маркетингового анализа;

-При оценке качества чего либо;

-Мониторинг общественного мнения;

-Пиаровские акции.

Опросы обычно проводят в виде анкетирования (редко в виде интервью). Оценки регламентируют методами:

- ранжирования;                                                                                             

- отнесением к определенным количественным или качественным классам. например, оценить что либо по 5 или 10 бальной системе;

-альтернативная (да – нет, хорошая – плохая).

Результаты опросов существенно зависят от их организации.

Способы организации опросов: контактный и бесконтактный.

На результат влияет:

-Порядок получения и заполнения анкет;

-Подбор участников опроса;

-Отсев результатов (например, отбросили всех неопределившихся), и т.д.

Следует обращать внимание на соответствие оценок экспертов действительному положению дел и на соответствие оценок разных групп экспертов.

Интервью

Это способ контактного получения информации, которая после обработки, используется для количественной или качественной оценки определенной ситуации.

Отмечается 3 стиля проведения интервью: авторитарный; диалоговый; проблемно – ориентированный.

1. Авторитарный – это руководитель и подчиненный;

2. Диалоговый – это когда опрашиваемый может высказывать свое мнение;

3. Проблемно – ориентированный, когда человеку самому предлагают найти проблемы и предложить методы их разрешения.

Третий метод самый эффективный.

Проведение интервью требует серьезной подготовительной работы. Человека знакомят с целью интервью и задаваемыми вопросами, дают время (несколько дней) на подготовку ответов.

Метод интервью позволяет получить систематизированную информацию о состоянии системы и целенаправленно управлять ею.

 

Комбинированные методы

Экспертные методы, результаты опроса, интервью часто используют в комбинации с другими методами, такими как результаты расчетов, экспериментов и др. Это происходит при оценке комплексных показателей приоритетных мероприятий. При этом частные показатели оцениваются или рассчитываются непосредственно (результаты наблюдений, экспериментов, расчетов), а их комплексный вклад в конечный результат с помощью экспертных методов.

Последовательность действий:

1. Выбирается несколько объектов, требующих комплексной оценки. Каждому присваивается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.255 с.)