Понятие и значение конкуренции и конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение конкуренции и конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике



ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития экономики и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка является конкуренция. Понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.

В настоящее время поле конкуренции для российских строительных компаний значительно расширилось. Наблюдается количественное и качественное усложнение конкурентной среды строительства, повышение уровня и интенсивности конкуренции. Вследствие этого вероятность получения подряда на строительно-монтажные работы систематически уменьшается, а степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности. С расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционно-строительной сферы, возрастает необходимость обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования.

Целью дипломной работы является оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сфератон» и разработка системы мероприятий по его повышению. В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи:

- исследованы теоретико-методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности;

- проанализирована и оценена внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия;

- проведена оценка уровня конкурентоспособности предприятия;

- разработаны мероприятия по управлению конкурентоспособностью ООО «Сфератон» и повышению ее уровня.

Объект исследования – строительная организация ООО «Сфератон». Предметом исследования выступили процессы, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия, тенденции происходящих изменений, а также экономические взаимодействия, складывающиеся на предприятии в процессе производства и реализации продукции.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования и подходов к рассматриваемой проблеме:

- модель пяти сил конкуренции по Портеру;

- методика оценки и управления конкурентоспособностью, предложенная д.т.н, профессором Ю.Н.Бабецом и к.э.н. Л.Е. Замураевой

- расчетно-аналитический метод;

- метод логического анализа.

Источниками информации, необходимыми для выполнения дипломной работы, являются устав предприятия, пять форм бухгалтерской отчетности за 2003 – 2005 годы, основные показатели деятельности предприятия и другие документы, а также статистические данные.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Во второй главе проводится анализ текущего состояния внешней и внутренней среды и оценка уровня конкурентоспособности предприятия. В третьей главе разрабатывается мероприятия по управлению конкурентоспособностью ООО «Сфератон» и повышению ее уровня. В заключении работы подведены основные итоги и сделаны основные выводы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ООО «СФЕРАТОН» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Оценка внешней среды ООО «Сфератон»

Оценка внутренней среды ООО «Сфератон»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РСФСР от 22 марта 1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действующий в редакции законов РФ от 24.06.1992; от 15.07.1992; от 25.05.1995, от 06.05.1998, от 02.01.2000, от 30.12.2001,от 21.03.2002, от 09.10.2002,от 07.03.2005

2. Абрамов В.М. Управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг.-2004.-№5.-с.19-24.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика.-М.: Центр экономики и маркетинга,1996.-257с.

4. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономических систем // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№1.-с.106-112.

5. Ассель Г. Стратегический маркетинг.-М.: ИНФРА-М, 1996.-245 с.

6. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности //Маркетинг.-2003.-№4.-с.3-8.

7. Баумгартен Л.Г. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№4.-с.72-85.

8. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№4.-с.3-8.

9. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№5.-с.68-75.

10. Бобров Н.К. Конкурентная борьба // Маркетинг.-2003.-№5.-с.24-28

11. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№1.-с.113-119.

12. Вариамова А.М. Конкуренция и монополия/РИСК.-1997.№5.с.56-60.

13. Верстина Н.Г., Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности строительных предприятий на основе стоимостного подхода к их реструктуризации // Экономика строительства.-2004.-№4.-с.2-12.

14. Вигдорчик Е., Нещадин А., Липсиц И., Эйкельпаш А., Рыбакова Т., Каазер М. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Экономист.-1998.-№11.-с.69-71.

15. Голубков Е.П.Основы маркетинга:Учебник-М.:Финпресс,1999.-354с.

16. Гумба Х.М. Выбор методов управления конкурентоспособностью строительной организации // Экономика строительства.-1999.-№6.-стр.35-42.

17. Гумба Х.М. Экономика строительных организаций. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998 – 139с.

18. Ефимова О.В.Финансовый анализ.М.:Бухгалтерский учет,1998-320с.

19. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№4.-с.15-24.

20. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.- Изд. 4-е, исправл., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 208с.

21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1995г. – 432с.

22. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов/ С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; Под ред. А.Г. Цыганова.-М.: Логос, 1999.-368с.

23. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний // Экономика строительства.-2000.-№7.-с.31-34.

24. Любушин Н.Б., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.Б. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г. – 470с.

25. Магомедов М.Ю., Хамишбеков Х.З. Формирование ситуационного управления конкурентоспособностью строительных предприятий // Экономика строительства.-2005.-№10.-с.28-36

26. Нешитой А., Сухорев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист.-2005.-№3.-с.3-12

27. Перухин А.М. Критерии и показатели конкурентоспособности строительной организации // Экономика строительства.-2004.-№10.-с.28-36.

28. Портер М. Международная конкуренция.-.: МО, 1993.-896с.

29. Рахман И.А. Пути повышения конкурентоспособности строительной организации // Экономика строительства.-2000.-№6.-с.31-36.

30. Романов А.Н. Маркетинг –М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1996 - 283с.

31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704с.

32. Селезнева И.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. – 479с.

33. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Маркетинг в строительстве: Учебное пособие.-М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-144с.

34. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа.-12-е изд.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.- 476с.

35. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организаций в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.-М.: Издательство-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-892с.

36. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник – 352с.

37.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.-М.: ИНФРА-М, 1999-208с.

38. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие.-3-е изд., испр. и доп.- М.:Издательство ГНОМ и Д, 2001.-304с.

39. Яичников Е.А. Оценка конкурентоспособности строительной фирмы // Экономика строительства.-1997.-№5.-с.34-42.

40. www.perspectives.utmn.ru

41. www.gks.ru

42. www.regions.ru

43. www.bryanskobl.ru

44. http://admin.bryansk.ru

44. http://komstat.bryansk.ru/pokazateli.htm

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития экономики и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка является конкуренция. Понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.

В настоящее время поле конкуренции для российских строительных компаний значительно расширилось. Наблюдается количественное и качественное усложнение конкурентной среды строительства, повышение уровня и интенсивности конкуренции. Вследствие этого вероятность получения подряда на строительно-монтажные работы систематически уменьшается, а степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности. С расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционно-строительной сферы, возрастает необходимость обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования.

Целью дипломной работы является оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сфератон» и разработка системы мероприятий по его повышению. В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи:

- исследованы теоретико-методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности;

- проанализирована и оценена внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия;

- проведена оценка уровня конкурентоспособности предприятия;

- разработаны мероприятия по управлению конкурентоспособностью ООО «Сфератон» и повышению ее уровня.

Объект исследования – строительная организация ООО «Сфератон». Предметом исследования выступили процессы, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия, тенденции происходящих изменений, а также экономические взаимодействия, складывающиеся на предприятии в процессе производства и реализации продукции.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования и подходов к рассматриваемой проблеме:

- модель пяти сил конкуренции по Портеру;

- методика оценки и управления конкурентоспособностью, предложенная д.т.н, профессором Ю.Н.Бабецом и к.э.н. Л.Е. Замураевой

- расчетно-аналитический метод;

- метод логического анализа.

Источниками информации, необходимыми для выполнения дипломной работы, являются устав предприятия, пять форм бухгалтерской отчетности за 2003 – 2005 годы, основные показатели деятельности предприятия и другие документы, а также статистические данные.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Во второй главе проводится анализ текущего состояния внешней и внутренней среды и оценка уровня конкурентоспособности предприятия. В третьей главе разрабатывается мероприятия по управлению конкурентоспособностью ООО «Сфератон» и повышению ее уровня. В заключении работы подведены основные итоги и сделаны основные выводы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Понятие и значение конкуренции и конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике

 

В современных условиях развития экономики и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка является конкуренция. Конкуренция между товаропроизводителями, рынок, конкурентоспособность предприятий и производимой ими продукции, выбор рациональной маркетинговой стратегии, анализ конкурентной среды, поиск конкурентных преимуществ – это те факторы, которые стимулируют развитие рыночных отношений и определяют критерии эффективности производства.

Само понятие «конкуренция» не имеет универсального определения. Поэтому несомненно важным является многостороннее его изучение.

Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции, появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «CONCURRENTIA», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. В его понимании конкуренция – это «невидимая рука» рынка, то есть автоматический механизм регулирования рынка и установления рыночного равновесия.

В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ее ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству... антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Здесь уже к чисто экономическому подходу в понимании конкуренции прибавляется социально-политический, трактующий ее с позиций классового противоречия.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому - нет.

Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и, особенно, в XX веках получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» («competition») чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом - «соперничество» («rivalry»). При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. В частности, в курсе экономике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю говорится, что «конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [38, с.236]. Можно выразить ту же мысль и иначе: в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.

Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но, если новатору удастся их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии. Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее «процедурой открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Так в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция помогает определить, какая из них в самом деле верна, а какая ведет в тупик [38].

Таким образом, анализ подходов к определению понятия конкуренции выявил, что необходимо:

- обращаться к работам, написанным в рамках поведенческой трактовки конкуренции, если интерес представляют методы конкурентной борьбы, принципы выбора стратегии поведения фирмы на рынке и т.д.;

- пользоваться трудами, написанными в рамках структурного подхода, когда главной является проблема степени монополизации (или, напротив, открытости) рынка;

- обратить внимание на функциональную интерпретацию, если интерес представляет роль конкуренции в экономике (Рисунок 1):

 

Рисунок 1 – Методические подходы к трактовке конкуренции

 

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» трактует конкуренцию как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1]. С нашей точки зрения, данный подход к вопросу является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это есть второстепенное следствие предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов.

Если все же постараться дать единственное определение конкуренции, то на наш взгляд наиболее обоснованной является трактовка, предложенная Фатхутдиновым Р.А., который рассматривает конкуренцию как «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [35, с. 222].

Различают следующие формы конкуренции по объекту конкурентных усилий:

1) предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами;

 2) видовая – возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2) функциональная - конкуренция между товарами (объектами)-заменителями [35].

В настоящее время выделяется два основных метода ведения конкурентной борьбы - ценовую и неценовую конкуренцию. Первая из них состоит в том, что конкурирующие фирмы стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Другими словами, при ценовой конкуренции фирмы наперегонки снижают издержки потребителя на приобретение товара, тем самым увеличивая его прибыль от покупки. А значит, в конечном счете, повышают запас конкурентоспособности своей продукции.

На достижение той же конечной цели ориентирована и неценовая конкуренция. Но в этом случае фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретного потребителя, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др.

Вплоть до послевоенного периода из двух методов конкуренции заметно преобладал ценовой. В настоящее время ситуация изменилась и на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом обстоятельств:

- во-первых, важнейшими субъектами конкуренции стали крупнейшие корпорации. Ценовые схватки между ними оказались невыгодными для всех участников, так как каждая из крупных фирм, обладая значительными финансовыми ресурсами, могла долгое время продавать товары по заниженным ценам. В итоге это приводило к истощению фирм и даже банкротству. Показательны в данном случае множество примеров периода между первой и второй мировыми войнами. Современные крупные компании, учтя этот опыт, редко вступают в прямые ценовые сражения.

- во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики резко усложнились запросы потребителей. Это открыло простор для неценовой конкуренции - рынок начал благожелательно принимать многочисленные и разнообразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, какими-то особыми свойствами товара и/или услуги и т.п.

- в-третьих, выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Так, например, незначительное и потому недорогое изменение конструкции товара, если оно хорошо задумано, может сделать его более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек.

- в-четвертых, в наше время ценовая конкуренция в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, то есть цена не может опускаться ниже себестоимости.

Несмотря на возрастание роли неценовой конкуренции, конкуренция ценовая не исчезла полностью. В своих традиционных формах она чаще всего проявляется в тех отраслях, где идет быстрое снижение издержек (например, в производстве компьютеров), а также в международной торговле. Чаще же она реализуется в форме скрытых изменений цен, например, путем предоставления разнообразных скидок при выполнении клиентом определенных условий. Существуют также веские основания ожидать ценовых войн в России. Отечественные предприятия еще не освоили многих приемов неценовой конкуренции, а российский потребитель, в большинстве своем с незначительным уровнем доходов, очень чувствителен к уровню цен [38].

Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

- местном (в группе, отделе, организации и т. п.);

- региональном (районе, городе, области и т. п.);

-национальном (в стране);

- межнациональном (в нескольких странах);

- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран) [35] (Рисунок 2):

 

Рисунок 2 – Формы конкуренции в строительстве

 

Для современного понимания природы конкуренции и формирования конкурентной среды в рамках народного хозяйства отметим, что основной единицей здесь является отрасль, «то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой» [28, с.273]. Интенсивность конкуренции резко различается в различных отраслях. В одних почти все компании получают высокие прибыли, для других же – типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способны избежать их. Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит относительно мягкий характер. Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка. Американский экономист Майкл Портер объединил силы, определяющие конкурентный климат в отрасли, в пять основных групп (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Пять сил конкуренции (по М. Портеру)

 

Все эти факторы оказывают влияние на цены, которые могут устанавливать фирмы отрасли на свою продукцию; на издержки, которые им приходится нести; на капиталовложения, необходимые для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. В конечном же счете именно пять сил конкуренции определяют среднюю прибыльность в отрасли, задавая тем самым рамки, с которыми должна считаться каждая фирма.

Так, угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности отрасли. Ведь новые фирмы приносят в отрасль дополнительные производственные мощности, что способствует росту предложения и понижению цен. Они также пытаются отвоевать доли рынка у уже работающих на нем компаний, тем самым ужесточая конкуренцию. При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли, так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль. Высота барьера определяется такими факторами, как: экономика масштабов (организации, впервые появившиеся на рынке, имеют более высокие производственно-сбытовые издержки, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки); привычность марки товара для потребителя; величина фиксированных затрат, связанных с входом в новую отрасль; величина затрат на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта; доступность к системе товародвижения и отраслевой системе снабжения; наличие (отсутствие) опыта производства данного вида продукта, возможные ответные действия предприятий отрасли, направленные на защиту своих интересов и др.

Наличие товаров-заменителей (или услуг-заменителей) ограничивает цену, которую могут запросить действующие в отрасли фирмы за свою продукцию.

Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, навязывают фирмам отрасли невыгодные условия сделок, тем самым снижая их прибыль [38].

Таким образом, М. Портер делает вывод, что «фирмы должны не только реагировать на изменение структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли» [28, с.342].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что конкурентное положение фирмы в отрасли не статично, оно изменяется как под воздействием приведенных конкурентных сил, так и при определенных изменениях внешней среды, под которой в данном случае понимаются те существующие на данный момент условия, в которых происходит прямое или косвенное взаимодействие субъекта хозяйственной деятельности со всеми прочими элементами экономической системы. Факторы внешней среды, которые влияют на конкурентное положение субъектов хозяйственной деятельности можно классифицировать следующим образом:

1) субъектные, определяющиеся взаимным влиянием субъектов (например, сговор нескольких субъектов);

2) регулируемые, являющиеся результатом регулирующей деятельности государства (изменение налогового и таможенного законодательства);

3) постоянные, не зависящие от воли и желания как субъектов хозяйственной деятельности, так и государства (например, открытие нового месторождения полезных ископаемых).

Таким образом, изменение характера воздействия существующего или появление нового фактора внешней среды приводит к изменению конкурентного положения фирмы. При этом если оно приводит к улучшению конкурентных позиций рассматриваемого субъекта относительно его конкурентов, то мы будем говорить о положительной динамике изменения конкурентного положения. Соответственно, отрицательная или нейтральная динамика свидетельствует об ухудшении либо принципиально неизменившемся уровне конкурентного положения на рынке [4].

Формирование конкурентной среды на рынке сопровождается динамическими процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Важно понять, кому оно отдается в первую очередь и к кому с течением времени переходит, определить его источники и рыночные сегменты наибольшего превосходства. В целом эта проблема представлена достаточно обширной категорией «конкурентоспособность предприятия».

Такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией, мало разработанной отечественной экономической наукой. И на то есть веские причины:

- в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успевает основательно осмыслить новые реальности;

- в определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность содержания категории конкурентоспособности, и ее близость к категории эффективности (их нередко рассматривают в качестве однопорядковых). Хотя первая, основываясь на последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи отдельных характеристик анализируемых объектов;

- многоаспектность проблемы. Ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается выйти за рамки своей специальности. Однако накопленный большой научный и прикладной материал требует синтезировать подходы;

- высокая теоретизированность и низкий уровень практической применяемости. Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов. По такой схеме можно развиваться только до определенного этапа, на незначительных уровнях сложности хозяйственных взаимоотношений. Когда же наступил предел этого направления, возник интерес к более теоретизированным подходам. В результате стали разрабатываться фундаментальные категории рыночных взаимоотношений, и на сегодняшний день отечественная наука накопила некоторый теоретический потенциал [11].

Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть способным к конкуренции». Можно обозначить три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам. Исходя из этих условий можно заключить, что конкурентоспособность объекта - это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников [11].

Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов» [35, с. 241]. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т. д. Как правило, аналогичных объектов бывает представлено определенное множество (если не рассматривать частные случаи монополий), и ко всем можно применить понятие конкурентоспособности. Однако любой из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Необходимо отметить, что многие авторы, применяя понятие «конкурентоспособность», имеют в виду именно это - степень превосходства одного объекта над другим, что отражает уровень конкурентоспособности. Трактовка категории «уровень конкурентоспособности» в обозначенном ракурсе опирается на факт существования конкуренции, которая предполагает наличие соперников. По отношению к ним и определяется степень превосходства. В противном случае, просто неправильно говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов [11].

Оценка уровня конкурентоспособности каких-либо объектов может преследовать самые разнообразные цели: от изучения положения конкретного товара на рынке до изучения инвестиционной привлекательности целых отраслей и стран. Поэтому данное многостороннее понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. В роли субъектов оценки могут быть различные участники рынка (продавцы, покупатели, конкуренты), органы государственной власти, инвесторы. Конкурентоспособность – самый универсальный показатель рыночного состояния любых объектов и может предоставить полезную информацию многим участникам рынка.

Далее рассмотрим факторы (критерии), которые определяют конкурентоспособность организации.

Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы успеха, в том числе такие, как: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов [34].

Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [15].

В.Л. Белоусов возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности [9].

Таким образом, проведенный анализ показал, что разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают различный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации. Тем не менее можно выделить нечто общее во всех этих подходах и сказать, что в обобщенном виде конкурентоспособность определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности (Таблица 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.067 с.)