Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Президент в системе разделения властей.
Вопрос о статусе президента в России до сих пор является актуальным, во-первых, из-за важности этой фигуры и, во-вторых, из-за её нахождения как бы вне классической структуры разделения властей. Согласно статье 80 Конституции РФ глава государства в целом занимается обеспечением деятельности остальных ветвей власти, имея рычаги влияния на каждую из них, и при этом не к одной из них не относясь. Таким образом, основополагающий нормативно правовой акт нашей страны, то есть Конституция однозначно определяет место президента вне трёх ветвей власти, но при этом формулировки Конституции в данном аспекте не являются достаточно чёткими, в связи с чем трактовать возможную величину воздействия президента на другие органы государственной власти можно очень широко. Следовательно, в правовой науке существует несколько подходов к решению данного вопроса, они не имеют устоявшихся названий, так что в дальнейшей работе будут именоваться функциональным и правовым. Одним из важнейших положений функционального подхода является то, что те действия, которые фактически выполняет президент относятся главным образом к исполнительной власти, а остальные его полномочия являются гиперболизацией его влияния на остальные ветви власти. Основанием для сложившегося положения дел является необходимость в центре для организации и координации деятельности государственных органов. Еще один тезис функционального подхода состоит в том, что применение того инструментария, для анализа места президента в системе сдержек и противовесов, который подразумевает разделение власти на три ветви без выделения самостоятельных органов является возможным и необходимым. То есть согласно этому подходу фактически во главе исполнительной власти находится президент РФ. Если буквально интерпретировать конституцию, то нельзя сделать такой вывод, но в реальности он и возглавляет исполнительную власть. Например, Г.В. Дёгтев пишет, президент отдалён от всех ветвей власти, но ближе всего именно к исполнительной. Формальный или же правовой подход утверждает, что глава государства ни к одной ветви власти не принадлежит и, следовательно, ни одну не возглавляет. Это корреспондирует и с тем, что президент находится над всеми остальными ветвями власти, являясь арбитром между ними. Как считает Н. М. Добрынин то, что президент не включен ни в одну из ветвей власти является предпосылкой к его функции обеспечения взаимодействия органов государственной власти. Соответственно, в этом случае можно говорить о существовании четвертой ветви власти.
Таким образом, можно сказать, что в науке нет единой точки зрения на данный вопрос, так как обе позиции имеют свои достоинства и недостатки. Но мы способны более точно определить место президента в системе разделения властей, обратив внимание на его функции. В Конституции закреплены полномочия президента в отношении каждой из ветвей власти, но количество и качество этих полномочий по отношению к каждой ветви отличается. В отношении судебной власти президент обладает относительно небольшими полномочиями, по сравнению с остальными ветвями власти. У президента есть право помилования, а также президент почти полностью контролирует судейский корпус. Президент сам назначает всех федеральных судей, и он же представляет кандидатуры судей для Верховного и Конституционного Судов и генерального прокурора с его заместителями, согласно статье 83 Конституции. Законодательных полномочий у главы государства несколько больше. Он обладает правом законодательной инициативы, согласно статье 84, то есть представляемые им законопроекты должны рассматриваться в государственной думе. Помимо прочего он может издавать указы и распоряжения, согласно статье 90, которые не должны противоречить законам, но зато обязательны для исполнения на всей территории РФ. Так же подписание президентом законопроекта – финальная стадия принятия закона. Он отвечает за подписание и опубликование закона, согласно статье 84 и кроме того обладает правом вето. Но вето может быть преодолено, если за законопроект проголосует не менее 2/3 от численности депутатов государственной думы. То есть установить абсолютный запрет на принятие законопроекта президент не способен. Президент взаимодействует с советом федерации в нескольких случаях. Во-первых, Совет Федерации утверждает кандидатуры на должность генерального прокурора и судей Верховного и Конституционного Судов, которых представляет президент, а также в совете федерации заседают на постоянной основе представители российской федерации в количестве 10 процентов от общей численности, а назначаются они президентом РФ. Так что можно сказать, что влияние президента на совет федерации довольно ограничено.
Основным правом в отношении законодательной власти у президента является возможность роспуска государственной думы в случаях трёх кратного отклонения кандидатуры на должность председателя правительства и в случае двукратного выражения недоверия правительству РФ. Это показывает наличие контрольных полномочий президента в отношении законодательной власти. Совершенно очевидно, что наибольшими полномочиями президент обладает в области исполнительной власти. Первый круг полномочий связан с формированием кадрового состава Правительства. Президент, как мы выяснили ранее сам, назначает председателя правительства. Хоть формально государственная дума и должна его утверждать, но отказаться от предложенной кандидатуры более трёх раз она не способна. Следовательно, государственная дума здесь решающего влияния не имеет[2]. В том числе он утверждает и освобождает от должности федеральных министров и заместителей председателя правительства [1. П. «а», «д» ст. 80]. Второй круг полномочий связан с возможностью отменять постановления и распоряжения правительства РФ, если они не соответствуют существующему законодательству. Третий круг полномочий связан с правом присутствовать на заседаниях правительства РФ. Благодаря этому Президент, во-первых, направляет деятельность правительства, присутствия на заседаниях, формирует планы правительства. И, во-вторых, осуществление контрольных функциях за деятельностью правительства. Глава государства осуществляет свои контрольные полномочия не только в областях законодательной и исполнительной власти, а вообще на все государственные органы. Этот контроль реализуется за счет вспомогательных органов и структур, таких как: Администрация Президента России, полномочные представители Президента России в федеральных округах, советы и комиссии при Президенте России. Благодаря деятельности вышеперечисленных институтов Президент получает наиболее полное представление о реальном положении дел о деятельности государства. Большинство конфликтов, происходящих между государственными органами способны разрешаться согласительными процедурами, осуществляемыми главой государства. У президента есть много возможностей при выборе компромисса между сторонами конфликта, но он обязан быть беспристрастным к тем органам, конфликт которых решает. Согласительные процедуры, применяемы главой государства доказывают то, что президент на практике реализует не только контрольные функции, а и координационные, обеспечивая эффективное взаимодействие государственных органов власти. Таким образом, в Конституции не закреплен институт президентства как четвертой ветви власти. Модно сказать, что его полномочия как главы государства являются более важными нежели те полномочия, которые он осуществляет в области исполнительной власти. Следовательно, президент, не входя ни в одну из ветвей власти способен наиболее полно координировать и контролировать деятельность других государственных органов. Подводя итог, можно, совместив два этих подхода, сказать, что отдельная, президентская, ветвь власти действительно существует. Она осуществляет свои функции и в форме постоянного взаимодействия, и в форме разового вмешательства. Притом президент обладает и координационными и надзорными полномочиями, он так же обязан урегулировать возникающие между органами власти конфликты. Следовательно, оба подхода неверны лишь отчасти, что в совокупности показывает лишь эволюцию политико-правовой мысли в российской науке. На практике же, обособление института президентской власти можно рассматривать как комплексное явление, связанное с перспективой дальнейшей управленческой декомпозиции органов государственной власти. В свою очередь, это является составляющей реакционных тенденций децентрализации российского управления, возникших как реакция на централистские новеллы административной реформы и административного реформирования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.004 с.) |