Разделение властей: конституционное закрепление в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей: конституционное закрепление в Российской Федерации.



Система разделённых на законодательную, исполнительную и судебную властей существует в форме взаимодействия и взаимного контроля, "сдержек и противовесов" между самостоятельными властями. Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет парламентский контроль над исполнительной властью, в частности бюджетный контроль, назначает, утверждает, а в некоторых случаях и увольняет должностных лиц исполнительной и судебной властей.

Исполнительная власть одобряет и публикует принятые законодательной властью законы, соблюдает их и организует их исполнение, вносит в парламент свои проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д., косвенно участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей.

Судебная власть осуществляет правосудие, применяя Конституцию и законы при решении конкретных дел, толкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельные положения не соответствующими Конституции и законам и лишить их юридической силы, контролируя в этом смысле законодательную и исполнительную власти, а отчасти и участвуя в их осуществлении.

Модель формы правления с разделением властей является без сомнений новым опытом для России. Во время разработки ныне действующего законодательства в этой области нельзя было не опереться на иностранный опыт, помимо теоретических построений. И как показывает практика существования такого разделения в других странах для устойчивого существования всей системы необходимо существования некого паритета в возможностях парламента и главы государства по отношению к друг другу и к правительству.

В большинстве современных успешных государств, если у парламента или у одной из его палат есть полномочие, благодаря которому можно выразить недоверие правительству или же отдельной его части, благодаря чему правительство должно быть отправлено в отставку, то и у президента должна быть возможность распустить конкретную палату парламента или весь парламент, предоставляя тем самым решение данного вопроса о доверии правительству или парламенту избирателям, путём назначения новых выборов. Соответственно, при отсутствии такого парламентского контроля за деятельность правительства и президент тоже не должен иметь права на роспуск всего парламента или отдельных его палат. Два этих права – право парламента уволить правительство и право президента распустить парламент являются эквивалентными тем самым уравновешивая друг друга. В том же случае, когда у одной стороны такое право есть, а у другой его нет никакого устойчивого разделения властей существовать не может.

Не менее значительным для принципа разделения властей в тех странах, где предусмотрено федеративное территориальное устройство, то есть наличие помимо высших органов власти еще и органов властей субъектов или в странах, где есть органы местного самоуправления является соблюдение их самодостаточности при формировании их органов публичной власти и осуществлении ими своих полномочий. Конституцией Российской Федерации и определена та мера их самостоятельности, которая не противоречит принципу целостности государственной власти в стране и её единству.

В Конституции одновременно установлено и то, что вся государственная власть принадлежит народу и осуществляется им же напрямую или через представителей и то, что она разделена на три части, являясь при этом единой. Принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную выражен прежде всего в статье 10 Конституции РФ, а также в том устройстве государственных органов, которое закреплено в Конституции.

Законодательная власть, названная так в ст. 10, затем без использования этого термина явно возложена на Федеральное Собрание (гл. 5). Исполнительную власть, как сказано в ст. 110 (гл. 6), исполняет Правительство РФ. Судебная власть (так озаглавлена глава 7) осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ, кроме конституционных (уставных) и мировых судов субъектов РФ, о которых в Конституции не сказано.

Подводя итог, можно со всей уверенность заключить, что принцип разделения властей закреплен в 10 статье Конституции, при этом президент согласно статье 80 Конституции обязан обеспечить успешное взаимодействие всех остальных ветвей власти. Однако являясь главой государства согласно статье 89 Конституции, президент не является формально ни носителем исполнительной власти, ни главой.

Глава государства отвечает за координацию в целях улучшения функционирования ветвей власти как по горизонтали, то есть между органами одного уровня, так и по вертикали, то есть между органами местного самоуправления, органами субъектов и органами федеральной власти. Так же президент отвечает в определённой конституцией мере за защиту Российского суверенитета, её целостности и независимости. Данные полномочия на наш взгляд относятся к типичным функциям исполнительной ветви власти.

На самом деле полномочия главы государства в области исполнительной власти намного шире вышеперечисленных. Деятельность министерства иностранных дел, таких «силовых» министерств, служб и ведомств, как министерства внутренних дел, МЧС, министерства обороны, федеральной службы безопасности и так далее подконтрольна и правительству, как носителю исполнительной власти, так и главе государства. Эти функции президент в отличии от правительства осуществляет вне форм парламентского контроля, который предусмотрен в отношении правительства согласно ч. 1 п. "б" ст. 103, в ч. 3 и 4 ст. 117. Единственный при этом контроль осуществляемый по отношению к президенту – это отрешение его от должности в связи с совершением тяжкого преступления.

Принципы разделения властей, правового государство, появление демократии, всё это и многое другое несомненно являются новыми явлениями для российской государственности. Это вызывает некоторые сложности и сейчас стоящие перед законодателем. Учитывая укрепление авторитета и единства власти, её исполнительная ветвь неминуемо будет расширять свое влияние, так как из всех властей она наиболее к такой тенденции склонна. Такая тенденция и обеспечивает необходимость в таком закреплении принципа разделения властей, какой реализован в Конституции РФ.  

В Конституции России есть не только разделение властей по горизонтали, но и по вертикали. Хоть такое разделение и не нашло своего выражения в статье 10 Конституции, оно более чем ясно зафиксировано в главах номер один, три и восемь. Собственно, в этих главах описано взаимодействие органов местного самоуправления, органов субъектов РФ и федеральных органов власти. В реальности, к сожалению, иногда проявляются стремление к увеличению роли исполнительной ветви власти, а также в большинстве случаев к увеличению полномочий центра и соответственно к их уменьшению в субъектах и на местах.

Так же основываясь на мировой практике в России произошло выделение из законодательной власти её особого тапа, а именно учредительной власти как её высшей формы. Конституцию не может нарушать ни один нормативно правовой акт, а также ни один человек, даже по приказу. Она должна приниматься и изменяться только в особом порядке. Этот порядок подразумевает народное обсуждение новых проектов конституционных реформ и специально сформированный орган такой как конституционное собрание для утверждения или отклонения проекта новой Конституции.

Согласно статьям Конституции, с 133 по 137 если планируется внесения изменений в главы 1,2,9 Конституции, то одни лишь парламентом они не могут быть приняты. Если нужное число членов обеих палат парламента поддержат данные изменения, то будет созвано учредительное собрание, которое будет решать должна Конституция оставаться в неизменном виде или нет.

 К сожалению, до сих пор не принят предусмотренный конституцией ФКЗ о Конституционном Собрании, хотя его принятие необходимо, по мнению учёных правоведов[1]. Так же к учредительной власти относится и принятие закона о поправках к Конституции. Он имеет такой же порядок принятия, как и ФКЗ, однако такой законопроект должны одобрить законодательные органы двух третей субъектов России от их общего числа или больше.

Но Конституция определила для каждой из властей, разделенных по горизонтали (ст. 11, гл. 4-7) и по вертикали (ст. 12, гл. 3 и 8), ее собственные предметы ведения и самостоятельно осуществляемые ею (в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом) полномочия (ч. 4 ст. 6, ст. 73, 76, ч. 1 ст. 77), т.е. принадлежащую ей компетенцию, предусмотрев также необходимое согласование функционирования и взаимодействие их органов государственной власти (ч. 2 и 3 ст. 78, ч. 1 ст. 80 и др.) и возложив это согласование прежде всего на Президента, указы и распоряжения которого не должны противоречить Конституции (ч. 3 ст. 90).

Суверенитет России, единство ее государственности, существование государства, как правового может обеспечить исключительно соблюдение вышеперечисленных статей и принципов, а также не нарушение существующего разграничения федеральной власти и власти субъектов. Главную роль здесь должен выполнять конституционный суд, признавая любые нормативно правовые акты противоречащими Конституции, если они нарушают принцип разделения властей, увеличивая полномочия одних ветвей и уменьшая функции других.

Деятельность конституционного суда, однако уже довольно давно подвергается, вероятно, справедливой критике. Как пример можно привести принятие законодательных новелл, внесенных ФЗ от 11 декабря 2004 г. в два ранее принятых ФЗ - "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (от 6 октября 1999 г.) и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и касающихся порядка наделения полномочиями глав субъектов РФ. По мнению ряда политиков, ученых правоведов, и простых граждан, обратившихся в конституционный суд, чтобы проверить конституционность вносимых изменений данные поправки подменяют принципы прямой демократии, которая и является высшим проявлением воли народа в пользу назначаемости должностных лиц, а также тенденция к сокращению полномочий законодательной власти в пользу исполнительной. Конституционный суд, однако признал эти изменения в федеральных законах соответствующими Конституции. С чем между прочим были не согласны не только некоторые политики или абстрактная общественность, но и отдельные судьи конституционного суда, что выражалось в особых мнениях судей Конституционного Суда А.Л. Кононова и В.Г. Ярославцева, выразивших несогласие с этим Постановлением (ВКС РФ. 2006. N 1. С. 49-75).

 
Глава 2. Особенности реализации принципа разделения властей на федеральном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.009 с.)