Особенности многоэлементной композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности многоэлементной композиции



Шрифтовая композиция состоит из многих элементов. Чтобы организовать эти элементы в единое целое, важно учитывать особенности зрительного восприятия человека.

1.Человек может одновременно воспринимать не более семи объектов. Если композиция состоит из большего числа элементов, их объединяют в группы для сохранения целостности восприятия. При рассматривании композиции взгляд обегает все предметы, составляющие ее, и в мозгу формируется единый образ. Если этот образ не складывается, значит, композиция неудачна. Поэтому очень важно структурное построение композиции, соотношение составляющих частей, закон их взаимодействия. В этом, собственно, и заключается композиционный прием.

В силу ограниченной возможности человеческого восприятия надо использовать немного типоразмеров букв и немного цветов.

2.Направление движения взгляда обычно совпадает с направлением движения элементов. Поэтому любая композиция схематична, т. е. обладает, независимо от числа составляющих ее элементов, зрительными осями, связывающими эти элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции. Это могут быть прямая, кривая, горизонталь, вертикаль, диагональ. В заданной композиции рекомендуется закладывать не более двух осей, так как она небольшая. При этом монограмма может представлять главную ось или находиться на пересечении осей.

3.Простые геометрические формы быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные и неправильные. Поэтому, если композиционная схема не линейная, она может выражаться в виде простейшей геометрической фигуры: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и т. д. или сочетанием подобных фигур. При этом важно выдержать красивые пропорциональные отношения между разновеликими элементами композиции. Монограмму можно организовать в форму такой же фигуры или поместить в центр фигуры.

4.Внимание человека фиксируется, прежде всего, на сильнодействующем раздражителе, например, в тех местах изображения, где происходит взаимодействие элементов. Поэтому в композиции нужно выделить один композиционный центр или несколько акцентов, которые зрительно уравновешивают друг друга. Такими акцентами могут быть контраст формы букв, их размеров, цветовых пятен, локальный ритм, монограмма.

5.Первое, на что обращает внимание взгляд, – это силуэт композиции. Кроме того, восприятие текста, расположенного у краев планшета, требует значительно больше усилий, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому нужно беречь незаполненное поле листа, оно равноправно участвует в композиции. Ширина полей должна быть ощутимой – будь то силуэт или пробелы между композиционными пятнами.

Решение композиции в цвете

Цвет активно участвует в решении шрифтовой композиции. Существуют хроматические цвета, обладающие цветовым тоном и светлотой, – это цвета спектра, и ахроматические, обладающие только разной степенью светлоты, – это белый, черный и разные оттенки серого цвета.

Исаак Ньютон открыл, что белый свет после преломления в призме разлагается на спектральные составляющие. Выделив в спектре 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий), он расположил их в виде круга, замкнув его не-

достающим пурпурным цветом. Цветовой круг Ньютона – это первая система расположения цветов и основа для дальнейшей систематизации цветовых тонов. Ученый сформулировал законы смешения цветов. В частности, для каждого хроматического цвета можно найти другой, тоже хроматический, который при смешении с первым в определенной пропорции дает ахроматический цвет. Такие пары цветов принято называть дополнительными. В цветовом круге дополнительные цвета лежат на концах одного диаметра. К красным цветам дополнительны голубовато-зеленые; к желтым – синие; к оранжевым – голубые цвета и т. д.

Цвет создает настроение, придает композиции эмоциональную выразительность, участвует в создании художественного образа. Красный, оранжевый и желтый цвета бодрят и возбуждают, создают ощущение радости. Зеленый и голубой цвета успокаивают. Синий цвет воспринимается как пассивный, фиолетовый и коричневый действуют угнетающе. Эмоциональное воздействие цвета еще больше усиливается при различных сочетаниях. Контрастные цвета, расположенные рядом, взаимно усиливаются, нюансные сочетания цветов ослабляют и смягчают друг друга.

Цвет придает плоскости подрамника глубину, делит ее на планы: передний, средний, дальний. Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического нахождения, называются выступающими. Это желтый, оранжевый, красный, коричневый – цвета теплой гаммы. Цвета, кажущиеся расположенными вдали, называются отступающими. Таковы фиолетовый, синий и голубой – цвета холодные. Зеленый цвет остается в плоскости подрамника, он имеет нейтральный характер. Выступающие цвета на белом или светло-сером фоне располагаются в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий, белый (каждый предыдущий цвет выступает относительно последующего). При расположении одинаковых букв друг над другом верхние буквы воспринимаются как более дальние. Их надо окрашивать в отступающие цвета. При дублировании буквы ее «тенью» тень должна выглядеть отступающей. Если фон композиции окрасить легким отступающим цветом, композиция рельефно выделится на нем. Добиться того, чтобы «отодвинуть» фон теплого тона, чрезвычайно трудно, особенно для композиции, окрашенной в холодную тональность.

Существует иллюзия весомости цветов. Светлые цвета кажутся легче темных. Полюсом тяжести цвета в цветовом круге является зона фиолетовых цветов, наиболее легким принято считать лимонно-желтый цвет. Часто явление весомости цветов перекликается со свойством выступания-отступания. С помощью цвета можно облегчить или утяжелить плоскость подрамника. Каркасом шрифтовой композиции являются буквы, окрашенные в плотные, весомые цвета. Наиболее весомым ощущается черный цвет. Если центром композиции взята буква, окрашенная светло и легко, ее размер необходимо увеличить по сравнению с остальными для достижения равновесия. Качество весомости цвета используют для того, чтобы выразитьт ектонику в композиции.

По тональным возможностям применение цвета может иметь следующие основные решения: плоскостное – все цвета, присутствующие в композиции, имеют одинаковый тон. Такой подход создает впечатление, что все цветовые пятна как бы лежат в одной плоскости. Контрастное решение – когда одна из частей композиции резко выступает вперед за счет тонового различия. Возникает напряженное соотношение красок, при котором малое количество цвета противопоставлено доминирующему. Доля темного тона должна быть меньше, чем тона более светлого. Силуэтное решение – главный элемент композиции дается темнее или светлее фона.

Можно выделить четыре приема цветового решения:

1. Монохроматические работы. Композиция строится на тоновых вариантах одного цвета с его разбелами и зачернениями.

2. Нюансная гармония. В композиции используется комбинация цветов, расположенных рядом в цветовом круге.

3. Работы с контрастным противопоставлением одного цвета другому, когда один цвет выступает на передний план, а другой отодвигается на задний. Берутся пары дополнительных цветов из цветового круга.

4. Соотношение цветов. Работы с сочетанием цветов, в которых наблюдается уравновешенное красочное единство гармонического аккорда. Расположение этих цветов в цветовом круге образует равносторонний треугольник, «триаду». В композиции применяется ритмичное движение цветовых пятен.

Следует сказать об особой роли нейтральных цветов – белого, серого и черного –

В гармонизации плоскостной композиции. Данные цвета обладают способностью сочетаться практически со всеми цветами. Это их свойство используется преимущественно в двух случаях. Во-первых, с целью смягчения контраста между двумя противоположными (контрастными) цветами. Здесь вводится нейтральный контур (серый, черный, белый), разделяющий контрастные цвета, либо соединяются нейтральные тона с контрастным, ослабляя их этим и добиваясь более спокойного звучания. Во-вторых, нейтральный цвет (особенно серый) используется в качестве цвета фона. Нейтральный фон всегда гармонизирует сочетание цветовых пятен, а это очень важно

В том случае, если подбор красок (цветов) был недостаточно удачен или случаен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)