По характеру заполнения штри хов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По характеру заполнения штри хов



КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ

Для понимания построения и структуры знаков необходим анализ элементов шрифта и выявление единой терминологии. На рис. 22–24 приводятся наименования элементов букв.

 

Элементы шрифта:

1 – основной штрих; 2 – соединительный штрих; 3 – засечка (сериф); 4 – вертикальная засечка; 5 – внутрибуквенный просвет; 6 – наплыв; 7 – межбуквенный пробел; 8 – линия шрифта; 9 – линия округлых и остроконечных букв; 10 – высота прописных букв; 11 – высота строчных букв; 12 – оптическая середина прописных букв; 13 – нижний выносной элемент; 14 – верхний выносной элемент; 15 – диакритический знак; 16 – междустрочный просвет

Существует множество классификаций шрифтов.

 

По области применения различают:

текстовые шрифты: книжные, журнальные, газетные, картографические; они бывают относительно мелкого набора, четкого начертания;

титульные шрифты для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков; это шрифты средней крупности;

выделительные шрифты – курсивные и орнаментированные, для выделения отдельных слов и предложений, жирного и полужирного начертания;

акцидентные шрифты – декоративные и имитирующие под рукопись для плакатов, афиш и рекламы, крупного начертания.

По наличию засечек шрифты делятся на антикву и гротеск. Смысл этого деления вполне понятен из рисунков, однако это деление настолько приблизительно, что многие виды шрифтов им вообще не охватываются

По насыщенности шрифты бывают светлые, полужирные и жирные

По пропорциям (плотности) шрифты подразделяются на нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие.

Существует также классификация шрифтов

По характеру заполнения штри хов

По способу набора,

По наклону основных штрихов

В нашей стране ГОСТ на шрифты, в соответствии с Законом о техническом регулировании, принятым в начале 2000-х годов, носит рекомендательный характер. Но существует классификация шрифтов по ГОСТам, учитывающая в основном особенности типографских шрифтов. Художник и исследователь шрифтов А. Г. Шицгал отмечает: «Анализ существующих рисунков рисованных шрифтов показал, что большинство их сходно по основным графическим признакам с наборными шрифтами, хотя каждый шрифт у различных художников имеет свои специфические черты. Поэтому почти каждый рисованный шрифт может быть отнесен к той или иной группе в соответствии с приведенной в стандарте классификацией типографских шрифтов».

Соотношение толщины главных и соединительных линий в буквах определяет контрастность шрифта, являющуюся важнейшим графическим его признаком. По этому признаку ГОСТ делит шрифты на пять основных групп

 

В первую группу включены шрифты, у которых контрастность основного

идополнительного штриха выражена не сильно (примерно 1:3), а засечки имеют форму, напоминающую треугольник с плавным переходом к основному штриху. Эти шрифты берут свое происхождение в основном от римского капитального шрифта (маюскула) и гуманистической антиквы эпохи Возрождения. Шрифт появился в Италии в XV веке как альтернатива готическому письму с целью сделать шрифт простым, лаконичным, легко воспроизводимым и удобочитаемым.

Ко второй группе относятся шрифты с сильной контрастностью (1:5 и выше)

ис более длинными тонкими засечками без закруглений в углах. Это типичная классицистическая антиква эпохи Возрождения.

Шрифты третьей группы обладают малой контрастностью (1:2) и имеют плавный переход от штриха к засечкам, как в первой группе. Засечки в этих шрифтах толсты и приближаются к прямоугольной форме. Эти шрифты появились сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX века.

В четвертую группу входят шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и дополнительными штрихами (1:1), с прямоугольными широкими засечками. Эти шрифты появились в XIX веке и носят название брусковых и египетских. Разновидностью таких шрифтов можно считать так называемые итальянские, у которых засечки толще штриха.

В пятую группу вошли шрифты, у которых основной штрих равен дополни-

тельному (1:1) и совсем отсутствуют засечки. Эти шрифты распространились в XIX веке и носят название рубленых или гротеска.

Существуют каталоги современных шрифтов, наиболее популярных и чаще употребляемых в книгоиздании. Некоторые из этих шрифтов можно рекомендовать к использованию в архитектурно-проектной практике и для выполнения декоративных шрифтовых композиций.

 

УДОБОЧИТАЕМОСТЬ ШРИФТА

Основные требования, которые должны быть предъявлены к шрифтам, применяющимся в декоративно-шрифтовых композициях, – это соответствие содержанию композиции и удобочитаемость.

Удобочитаемость – это качество восприятия читателем набранного шрифтом текста. Рисунок шрифта необходимо сохранить четким, ясным, без излишних деталей, затрудняющих восприятие текста.

На удобочитаемость влияют:

1. Индивидуальность рисунка букв. Желательна простая графическая форма буквы, но не всякая простота хороша. Только те формы букв рациональны, которые сочетают простоту с дифференцированностью, т. е. с максимальным различием

вграфике букв.

2. Размеры и пропорции букв. Почти все буквы алфавита, как правило, имеют высоту больше их ширины, что обусловлено направлением луча зрения при чтении. Оптимальное соотношение ширины буквы к ее высоте для узкого шрифта принято 1:2, для нормального 4:5, для широкого 1:1. Читаемость снижается в буквах сверхуз-

ких и сверхшироких. Кроме того, высокие буквы более гармонично сочетаются с форматом листа бумаги, на котором расположен текст. Во всех этих случаях за основу необходимо брать «средние» буквы (н, п, и). Преобладание вертикального размера буквприменяется в архитектурных надписях, расположенных на большой высоте.

3. Контраст литер в тексте. Текст, состоящий из разнородных, резко отличающихся между собою букв, беспокоит глаз и утомляет читателя. Шрифт, буквы которого по форме и размерам мало отличаются друг от друга, выглядит монотонно и скучно. Такой шрифт требует напряженного внимания, что опять же утомляет зрителя. Этот недостаток может быть устранен путем выделения отдельных букв – своего рода ориентиров, помогающих взгляду зрителя двигаться вдоль строки. Выделение букв достигается различными приемами:

например, некоторые буквы делаются заметно шире других: Ш, Щ, Ю, М,

Ж, Ф, Ы; заглавные буквы содействуют выразительности, а значит, и лучшей читаемости текста; применяются так называемые «фрактурные» шрифты (шрифты, которые состоят из прямолинейных элементов, встречающихся друг с другом под разными углами), например готический шрифт, имеющий много ориентиров для глаза. Это актуально для языков с большим количеством длинных слов, таких, как немецкий язык. Как известно, характер контура букв влияет на удобочитаемость и способствует выделению буквы. Знаки могут иметь различный контур (прямолинейный или округленный) в зависимости от графических особенностей данного шрифта. Исследования показывают, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Происходит это потому, что округленные буквы лучше выделяются из фона по сравнению с остальными. А «углы» – другой признак контура букв – воспринимаются, наоборот, лучше, если их оставлять незакругленными. Это объясняется тем, что данный признак придает знакам наиболее выраженную индивидуальность, позволяющую их отличать от других;

применение знаков препинания способствует структуризации текста. Конечно, выделение отдельных знаков необходимо подчинять общему графи-

ческому строю и метрическим закономерностям данного шрифта.

4. Контраст элементов в букве, т. е. соотношение между соединительными (дополнительными) и основными штрихами. Слишком большой контраст между элементами создает беспокойное впечатление – текст «рябит». Но надпись, которая состоит из букв с малой разницей в толщине главных и вспомогательных элементов выглядит однообразно. Установлено, что неконтрастные шрифты (гротеск, рубленый, палочковый) воспринимаются лучше в надписях, состоящих из отдельных слов, или

ввыделенных словах. Эти шрифты лучше других воспринимаются с больших расстояний и чаще применяются в наружной рекламе. Умеренный контраст штрихов шрифта типа «антиквы» обеспечивает хорошую удобочитаемость. Контрастность букв должна уменьшаться с уменьшением размера шрифта, так как в мелком шрифте глаз просто перестает улавливать тонкости рисунка.

5. Внутрибуквенный просвет, увеличение которого способствует лучшей читаемости буквенного знака. Это обстоятельство объясняется тем, что буквенный просвет является своего рода фоном буквы, заключенным в контур буквенного знака. И, естественно, чем больше этот фон, тем отчетливее выглядит знак. Кроме того, буквы более простого рисунка воспринимаются лучше букв сложного рисунка. Шрифт светлого начертания имеет соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета в шрифтах типа гуманистической антиквы 1:6, в шрифтах рубленых – 1:4. Полужирные шрифты имеют соотношение 1:2, жирные – 1:1. Сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость шрифта.

Решение композиции в цвете

Цвет активно участвует в решении шрифтовой композиции. Существуют хроматические цвета, обладающие цветовым тоном и светлотой, – это цвета спектра, и ахроматические, обладающие только разной степенью светлоты, – это белый, черный и разные оттенки серого цвета.

Исаак Ньютон открыл, что белый свет после преломления в призме разлагается на спектральные составляющие. Выделив в спектре 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий), он расположил их в виде круга, замкнув его не-

достающим пурпурным цветом. Цветовой круг Ньютона – это первая система расположения цветов и основа для дальнейшей систематизации цветовых тонов. Ученый сформулировал законы смешения цветов. В частности, для каждого хроматического цвета можно найти другой, тоже хроматический, который при смешении с первым в определенной пропорции дает ахроматический цвет. Такие пары цветов принято называть дополнительными. В цветовом круге дополнительные цвета лежат на концах одного диаметра. К красным цветам дополнительны голубовато-зеленые; к желтым – синие; к оранжевым – голубые цвета и т. д.

Цвет создает настроение, придает композиции эмоциональную выразительность, участвует в создании художественного образа. Красный, оранжевый и желтый цвета бодрят и возбуждают, создают ощущение радости. Зеленый и голубой цвета успокаивают. Синий цвет воспринимается как пассивный, фиолетовый и коричневый действуют угнетающе. Эмоциональное воздействие цвета еще больше усиливается при различных сочетаниях. Контрастные цвета, расположенные рядом, взаимно усиливаются, нюансные сочетания цветов ослабляют и смягчают друг друга.

Цвет придает плоскости подрамника глубину, делит ее на планы: передний, средний, дальний. Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического нахождения, называются выступающими. Это желтый, оранжевый, красный, коричневый – цвета теплой гаммы. Цвета, кажущиеся расположенными вдали, называются отступающими. Таковы фиолетовый, синий и голубой – цвета холодные. Зеленый цвет остается в плоскости подрамника, он имеет нейтральный характер. Выступающие цвета на белом или светло-сером фоне располагаются в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий, белый (каждый предыдущий цвет выступает относительно последующего). При расположении одинаковых букв друг над другом верхние буквы воспринимаются как более дальние. Их надо окрашивать в отступающие цвета. При дублировании буквы ее «тенью» тень должна выглядеть отступающей. Если фон композиции окрасить легким отступающим цветом, композиция рельефно выделится на нем. Добиться того, чтобы «отодвинуть» фон теплого тона, чрезвычайно трудно, особенно для композиции, окрашенной в холодную тональность.

Существует иллюзия весомости цветов. Светлые цвета кажутся легче темных. Полюсом тяжести цвета в цветовом круге является зона фиолетовых цветов, наиболее легким принято считать лимонно-желтый цвет. Часто явление весомости цветов перекликается со свойством выступания-отступания. С помощью цвета можно облегчить или утяжелить плоскость подрамника. Каркасом шрифтовой композиции являются буквы, окрашенные в плотные, весомые цвета. Наиболее весомым ощущается черный цвет. Если центром композиции взята буква, окрашенная светло и легко, ее размер необходимо увеличить по сравнению с остальными для достижения равновесия. Качество весомости цвета используют для того, чтобы выразитьт ектонику в композиции.

По тональным возможностям применение цвета может иметь следующие основные решения: плоскостное – все цвета, присутствующие в композиции, имеют одинаковый тон. Такой подход создает впечатление, что все цветовые пятна как бы лежат в одной плоскости. Контрастное решение – когда одна из частей композиции резко выступает вперед за счет тонового различия. Возникает напряженное соотношение красок, при котором малое количество цвета противопоставлено доминирующему. Доля темного тона должна быть меньше, чем тона более светлого. Силуэтное решение – главный элемент композиции дается темнее или светлее фона.

Можно выделить четыре приема цветового решения:

1. Монохроматические работы. Композиция строится на тоновых вариантах одного цвета с его разбелами и зачернениями.

2. Нюансная гармония. В композиции используется комбинация цветов, расположенных рядом в цветовом круге.

3. Работы с контрастным противопоставлением одного цвета другому, когда один цвет выступает на передний план, а другой отодвигается на задний. Берутся пары дополнительных цветов из цветового круга.

4. Соотношение цветов. Работы с сочетанием цветов, в которых наблюдается уравновешенное красочное единство гармонического аккорда. Расположение этих цветов в цветовом круге образует равносторонний треугольник, «триаду». В композиции применяется ритмичное движение цветовых пятен.

Следует сказать об особой роли нейтральных цветов – белого, серого и черного –

В гармонизации плоскостной композиции. Данные цвета обладают способностью сочетаться практически со всеми цветами. Это их свойство используется преимущественно в двух случаях. Во-первых, с целью смягчения контраста между двумя противоположными (контрастными) цветами. Здесь вводится нейтральный контур (серый, черный, белый), разделяющий контрастные цвета, либо соединяются нейтральные тона с контрастным, ослабляя их этим и добиваясь более спокойного звучания. Во-вторых, нейтральный цвет (особенно серый) используется в качестве цвета фона. Нейтральный фон всегда гармонизирует сочетание цветовых пятен, а это очень важно

В том случае, если подбор красок (цветов) был недостаточно удачен или случаен.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ

Для понимания построения и структуры знаков необходим анализ элементов шрифта и выявление единой терминологии. На рис. 22–24 приводятся наименования элементов букв.

 

Элементы шрифта:

1 – основной штрих; 2 – соединительный штрих; 3 – засечка (сериф); 4 – вертикальная засечка; 5 – внутрибуквенный просвет; 6 – наплыв; 7 – межбуквенный пробел; 8 – линия шрифта; 9 – линия округлых и остроконечных букв; 10 – высота прописных букв; 11 – высота строчных букв; 12 – оптическая середина прописных букв; 13 – нижний выносной элемент; 14 – верхний выносной элемент; 15 – диакритический знак; 16 – междустрочный просвет

Существует множество классификаций шрифтов.

 

По области применения различают:

текстовые шрифты: книжные, журнальные, газетные, картографические; они бывают относительно мелкого набора, четкого начертания;

титульные шрифты для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков; это шрифты средней крупности;

выделительные шрифты – курсивные и орнаментированные, для выделения отдельных слов и предложений, жирного и полужирного начертания;

акцидентные шрифты – декоративные и имитирующие под рукопись для плакатов, афиш и рекламы, крупного начертания.

По наличию засечек шрифты делятся на антикву и гротеск. Смысл этого деления вполне понятен из рисунков, однако это деление настолько приблизительно, что многие виды шрифтов им вообще не охватываются

По насыщенности шрифты бывают светлые, полужирные и жирные

По пропорциям (плотности) шрифты подразделяются на нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие.

Существует также классификация шрифтов

по характеру заполнения штри хов

По способу набора,

По наклону основных штрихов

В нашей стране ГОСТ на шрифты, в соответствии с Законом о техническом регулировании, принятым в начале 2000-х годов, носит рекомендательный характер. Но существует классификация шрифтов по ГОСТам, учитывающая в основном особенности типографских шрифтов. Художник и исследователь шрифтов А. Г. Шицгал отмечает: «Анализ существующих рисунков рисованных шрифтов показал, что большинство их сходно по основным графическим признакам с наборными шрифтами, хотя каждый шрифт у различных художников имеет свои специфические черты. Поэтому почти каждый рисованный шрифт может быть отнесен к той или иной группе в соответствии с приведенной в стандарте классификацией типографских шрифтов».

Соотношение толщины главных и соединительных линий в буквах определяет контрастность шрифта, являющуюся важнейшим графическим его признаком. По этому признаку ГОСТ делит шрифты на пять основных групп

 

В первую группу включены шрифты, у которых контрастность основного

идополнительного штриха выражена не сильно (примерно 1:3), а засечки имеют форму, напоминающую треугольник с плавным переходом к основному штриху. Эти шрифты берут свое происхождение в основном от римского капитального шрифта (маюскула) и гуманистической антиквы эпохи Возрождения. Шрифт появился в Италии в XV веке как альтернатива готическому письму с целью сделать шрифт простым, лаконичным, легко воспроизводимым и удобочитаемым.

Ко второй группе относятся шрифты с сильной контрастностью (1:5 и выше)

ис более длинными тонкими засечками без закруглений в углах. Это типичная классицистическая антиква эпохи Возрождения.

Шрифты третьей группы обладают малой контрастностью (1:2) и имеют плавный переход от штриха к засечкам, как в первой группе. Засечки в этих шрифтах толсты и приближаются к прямоугольной форме. Эти шрифты появились сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX века.

В четвертую группу входят шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и дополнительными штрихами (1:1), с прямоугольными широкими засечками. Эти шрифты появились в XIX веке и носят название брусковых и египетских. Разновидностью таких шрифтов можно считать так называемые итальянские, у которых засечки толще штриха.

В пятую группу вошли шрифты, у которых основной штрих равен дополни-

тельному (1:1) и совсем отсутствуют засечки. Эти шрифты распространились в XIX веке и носят название рубленых или гротеска.

Существуют каталоги современных шрифтов, наиболее популярных и чаще употребляемых в книгоиздании. Некоторые из этих шрифтов можно рекомендовать к использованию в архитектурно-проектной практике и для выполнения декоративных шрифтовых композиций.

 

УДОБОЧИТАЕМОСТЬ ШРИФТА

Основные требования, которые должны быть предъявлены к шрифтам, применяющимся в декоративно-шрифтовых композициях, – это соответствие содержанию композиции и удобочитаемость.

Удобочитаемость – это качество восприятия читателем набранного шрифтом текста. Рисунок шрифта необходимо сохранить четким, ясным, без излишних деталей, затрудняющих восприятие текста.

На удобочитаемость влияют:

1. Индивидуальность рисунка букв. Желательна простая графическая форма буквы, но не всякая простота хороша. Только те формы букв рациональны, которые сочетают простоту с дифференцированностью, т. е. с максимальным различием

вграфике букв.

2. Размеры и пропорции букв. Почти все буквы алфавита, как правило, имеют высоту больше их ширины, что обусловлено направлением луча зрения при чтении. Оптимальное соотношение ширины буквы к ее высоте для узкого шрифта принято 1:2, для нормального 4:5, для широкого 1:1. Читаемость снижается в буквах сверхуз-

ких и сверхшироких. Кроме того, высокие буквы более гармонично сочетаются с форматом листа бумаги, на котором расположен текст. Во всех этих случаях за основу необходимо брать «средние» буквы (н, п, и). Преобладание вертикального размера буквприменяется в архитектурных надписях, расположенных на большой высоте.

3. Контраст литер в тексте. Текст, состоящий из разнородных, резко отличающихся между собою букв, беспокоит глаз и утомляет читателя. Шрифт, буквы которого по форме и размерам мало отличаются друг от друга, выглядит монотонно и скучно. Такой шрифт требует напряженного внимания, что опять же утомляет зрителя. Этот недостаток может быть устранен путем выделения отдельных букв – своего рода ориентиров, помогающих взгляду зрителя двигаться вдоль строки. Выделение букв достигается различными приемами:

например, некоторые буквы делаются заметно шире других: Ш, Щ, Ю, М,

Ж, Ф, Ы; заглавные буквы содействуют выразительности, а значит, и лучшей читаемости текста; применяются так называемые «фрактурные» шрифты (шрифты, которые состоят из прямолинейных элементов, встречающихся друг с другом под разными углами), например готический шрифт, имеющий много ориентиров для глаза. Это актуально для языков с большим количеством длинных слов, таких, как немецкий язык. Как известно, характер контура букв влияет на удобочитаемость и способствует выделению буквы. Знаки могут иметь различный контур (прямолинейный или округленный) в зависимости от графических особенностей данного шрифта. Исследования показывают, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Происходит это потому, что округленные буквы лучше выделяются из фона по сравнению с остальными. А «углы» – другой признак контура букв – воспринимаются, наоборот, лучше, если их оставлять незакругленными. Это объясняется тем, что данный признак придает знакам наиболее выраженную индивидуальность, позволяющую их отличать от других;

применение знаков препинания способствует структуризации текста. Конечно, выделение отдельных знаков необходимо подчинять общему графи-

ческому строю и метрическим закономерностям данного шрифта.

4. Контраст элементов в букве, т. е. соотношение между соединительными (дополнительными) и основными штрихами. Слишком большой контраст между элементами создает беспокойное впечатление – текст «рябит». Но надпись, которая состоит из букв с малой разницей в толщине главных и вспомогательных элементов выглядит однообразно. Установлено, что неконтрастные шрифты (гротеск, рубленый, палочковый) воспринимаются лучше в надписях, состоящих из отдельных слов, или

ввыделенных словах. Эти шрифты лучше других воспринимаются с больших расстояний и чаще применяются в наружной рекламе. Умеренный контраст штрихов шрифта типа «антиквы» обеспечивает хорошую удобочитаемость. Контрастность букв должна уменьшаться с уменьшением размера шрифта, так как в мелком шрифте глаз просто перестает улавливать тонкости рисунка.

5. Внутрибуквенный просвет, увеличение которого способствует лучшей читаемости буквенного знака. Это обстоятельство объясняется тем, что буквенный просвет является своего рода фоном буквы, заключенным в контур буквенного знака. И, естественно, чем больше этот фон, тем отчетливее выглядит знак. Кроме того, буквы более простого рисунка воспринимаются лучше букв сложного рисунка. Шрифт светлого начертания имеет соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета в шрифтах типа гуманистической антиквы 1:6, в шрифтах рубленых – 1:4. Полужирные шрифты имеют соотношение 1:2, жирные – 1:1. Сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость шрифта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.059 с.)