Простейшее геометрическое построение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простейшее геометрическое построение.



Исходный элемент этого построения – строка. Верхняя и нижняя линия строки, как правило, параллельны и определяют высоту букв. Средняя линия строки делит буквы пополам по высоте. Однако это деление является зрительным, а не геометрическим. Например, в буквах Н, В, Е, З и других средние горизонтальные элементы располагаются несколько выше геометрической середины, так как в противном случае верхняя часть знака будет казаться больше нижней. Еще существуют линии горизонтального штриха А, бокового элемента у буквы У, букв Р, Ч и др. В некоторых шрифтах эта линия проходит точно посередине высоты. Боковые линии букв делят строку на прямоугольники, в которые вписываются буквы. Пропорции прямоугольника приняты для данного шрифта

 

Простейшая разбивка строки:

а – верхняя линия строки; б – высота букв; в – средняя линия строки; г – нижняя линия строки;

д – ширина строки; е – промежуток между словами; ж – промежуток между буквами;

з – промежуток между строками

 

2. Метод модульной сетки. В методе модульной сетки основой построения буквы служит прямоугольник, разделенный вертикальными и горизонтальными линиями. Единицей измерения здесь является ширина основного штриха буквы – модуль. Эта система построения позволяет довольно точно установить местоположение любой точки и воспроизвести рисунок буквы в любых необходимых размерах. Поэтому данный метод в различных вариантах может быть рекомендован для выполнения проектных работ по конструированию разнообразных видов надписей, особенно крупномасштабных, как, например, световая реклама. Им можно воспользоваться для нахождения основных пропорций при построении шрифта, а также в последующих стадиях работы при увеличении размеров букв с эскиза соответствующего масштаба до натуральных размеров при изготовлении шаблона

 

3. Метод вписывания в квадрат. Этот метод был разработан еще в эпоху Возрождения. В основу его построения положена сетка, вписанная в квадрат с диагоналями и окружностями. Справедливо полагая, что шрифт и архитектура находятся в тесной внутренней связи, Леонардо да Винчи считал возможным построить античные буквы на основании законов античной архитектуры. В отношении же архитектуры он выдвигал положение, что соразмерность произведения строительного искусства соответствует законам человеческого тела, которое делится по своей длине надесять частей (за единицу принимается длина лица от подбородка до волос); далее вокруг человеческого тела с распростертыми руками и ногами может быть описан как квадрат, так и круг. Рисунок показывает, как по этому принципу конструируется буква О (пример взят у Ж. Тори) (рис. 43).

 

А. Дюрер сконструировал весь латинский алфавит, положив в его основу квадрат со стороной, разделенной на десять частей, и вписав в этот квадрат круг. Интересно, что Дюрер конструировал свой шрифт для нужд архитекторов, а не книгопечатников

 

В этом методе пропорции букв не определяются пропорциями квадрата, а занимают соответственно лишь определенную его часть. Высота всех букв, равная стороне квадрата, остается без изменения, меняется только их ширина в зависимости от начертания. Полученные благодаря такому построению пропорции букв отличаются строгой гармоничностью.

Все стадии работы над надписью или шрифтовой композицией требуют постоянного и последовательного сравнивания букв друг с другом. Вначале необходимо сравнение в общих чертах, затем, по мере уточнения характера шрифта и внесений определенных изменений в деталях, необходимо снова сопоставление отдельных букв, с тем чтобы в результате добиться полного единства рисунка всех знаков в данномтексте.

Многие буквы алфавита близки по начертанию и образуют родственные груп-

пы (рис. 46).

Группы Буквы
Построенные на вертикалях Н П И Ш Щ
Построенные на диагоналях А М У ХД Л
С подобными горизонтальными элементами Т Г Е
Круглые О Ю С Э
Полукруглые В Б Ъ Ы З Р Я Ф Ч
С подобными нижними наклонными элементами К Ж Я

Рис. 46. Родственные группы букв

В каждой из этих групп любая буква может быть образована из другой путем отнятия или прибавления каких-то элементов. Если какую-либо из этих букв совместить с другой, то они должны обязательно совпасть тождественными формами. Но также буквы из разных групп должны совместиться хотя бы своими главными частями. Это можно обнаружить на прилагаемых полиграммах (рис. 47). Но эти полиграммы не являют собой нечто неизменное и абсолютное. Некоторые знаки могут принадлежать и к той и к другой группе. Кроме того, это может быть связано с решением характера рисунка и пропорций той или иной буквы.

 

Закономерность построения шрифта может быть выражена определенной конструктивной схемой. Они отличаются одна от другой различными пропорциями, распределением штрихов в занятом литерой пространстве и геометрическими формами, к которым сведены все элементы букв. Приведенные полиграммы отражают конструктивную схему данного шрифта (рис. 48).

Известно, что не существует строгих правил в построении многих букв. Так, например, в некоторых случаях буквы Л и Д конструируются подобно А, т. е. сохраняют остроконечную верхнюю часть, а в других – имеют совершенно самостоятельный рисунок. Часто верхний элемент буквы Р совпадает с элементом буквы В, но в некоторых шрифтах допускается отступление от этого правила. Кроме того, такая буква, как Ф, вообще носит сугубо индивидуальный характер и трудно связывается с рисунком других знаков.

Очень важным моментом в построении букв является уточнение пропорций. Каждый знак имеет свою определенную ширину, которая не может быть произвольной, но соответствует конструкции буквы. И излишнее разнообразие размеров букв, и вписывание их в одни и те же габариты неправильно. Исследуя различные виды шрифтов, можно выделить три группы букв по ширине (рис. 49).

Группы Буквы
Средние (или основные) Н, П, Ии др.
Широкие М, Ш, Фи др.
Узкие Е, В, Г

Из указанных букв средние являются основой шрифта при конструировании. По ним судят о пропорциях шрифта.

Наряду с этим имеются и другие закономерности, несоблюдение которых портит подчас правильно построенный шрифт. Это относится прежде всего к характеру раскрытия таких букв, как С, З, Э. Всегда в этих буквах оно должно быть одинаковым

 

 

Кроме того, характер рисунка наплыва в округлых буквах также должен быть единым в пределах всего шрифта

 

Однако качество надписи зависит не только от правильности построения отдельных знаков. Большое значение имеет здесь общая композиция в целом. Одно из основных требований к надписи – равномерность расстановки букв. Наш глаз оценивает пробел между знаками по всей площади, а не по точному линейному расстоянию между ними. Поэтому чисто механическая расстановка букв с равными промежутками совершенно непригодна, так как алфавит состоит не только из букв прямоугольной формы (Н, П, И, Ш), но и имеющих разнообразную конфигурацию, сочетание которых тоже может быть самым различным (рис. 52).

При определении интервала между буквами нужно учитывать сложность психологии восприятия, в процессе которого наш глаз, рассматривая пространство между знаками, как бы округляет, сглаживает его. Специфика характера этого пространства (и, следовательно, его восприятия) зависит в каждом конкретном случае от рисунка образующих его букв и расстояния между ними. Однако и это расстояние должно быть также продумано, так как слишком близкое расположение знаков производит неприятное впечатление. Кроме того, надпись сливается в неразборчивое пятно. А слишком редкая расстановка ведет к потере связи между отдельными буквами, что разваливает надпись на части

 

Нужно отметить и более тонкие нюансы в построении слов. Существует, в частности, принцип построения, согласно которому буквы в слове должны сгущаться к центру и несколько разрежаться по краям, причем эта разница должна быть очень тонкой. Так рекомендуется поступать в тех композициях, в которых используются отдельные слова, а не большие тексты. Промежутки между словами должны быть, как правило, не менее ширины средней буквы, а иногда – не менее высоты буквы.

27

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.006 с.)