Художественные качества шрифта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественные качества шрифта



Художественные достоинства шрифта тесно связаны с удобочитаемостью. Изящество и строгость форм, гармоничность пропорций, простота и понятность, четкость и соразмерность – вот необходимые эстетические требования, совпадающие

ис требованием читаемости шрифта. Такие качества шрифта, как оригинальность, эффектность, образная выразительность зачастую несколько снижают удобочитаемость шрифта, но делают его современным.

Буквы, объединенные в шрифт и далее в текст, должны гармонировать друг с другом. Свойство шрифта сохранять красоту рисунка строки и ее удобочитаемость при любых сочетаниях литер называется орнаментальностью.

Часто во многих композициях применяются декоративные, богатые деталями шрифты. Но несмотря на обилие деталей, украшающих и изменяющих формы знаков в надписи, основой буквы всегда остается графема с характерными для нее общими формами и пропорциями. Здесь те же закономерности, что и в архитектуре, когда в основе композиции сооружения лежит ее решение в массах, а украшения, декор должны быть увязаны с ним и подчинены ему. Специфику художественного достоинства шрифта можно выявить при сравнении его с орнаментом. Так, например, если орнамент используется в основном для украшения (архитектурные сооружения, ткань, книги и т. д.), то шрифт прежде всего фиксирует текст и передает его содержание. И в то же время рисунок шрифта имеет свой художественный облик. Будучи организован в надписи, шрифт воздействует на нас подобно орнаменту. Не напрасно в прошлые столетия в России и особенно в Средней Азии орнамент в архитектуре

иприкладном искусстве часто возникал на шрифтовой основе.

Орнаментальные качества шрифта тесно связаны с характером рисунка над-

иподстрочных элементов букв. К сожалению, в русском языке немного букв, которые имеют удлинения, но они являются очень хорошими ориентирами при чтении отдельных слов или даже группы слов. Функции удлиненных элементов букв заключаются не только в облегчении восприятия надписи, но и в создании тех качеств, которые делают надпись похожей на орнамент. Хорошо найденные, приятные пропорции удлиненных букв по отношению к остальным, а также правильно выбранное количество удлиненийв надписи – важное требованиек грамотным шрифтовым композициям.

Большое значение в характеристике художественного качества шрифта имеет ритм. Создание и выявление этого качества прежде всего связано с пропорциональностью шрифта. На ритм оказывают влияние также плотность и насыщенность шрифта, характер контура букв, размеры внутрибуквенных просветов, рисунок засечек

иконцевых элементов и т. д. Ритм имеет место не только в построении отдельных букв, но и всей надписи в целом, которая может состоять даже из нескольких строчек. Необходимо ритмически организовывать текст или шрифтовую композицию. Очень важную роль в ритмической организации шрифтов играют выносные элементы букв или штрихи, вводимые с декоративной целью. Буквы с такими элементами включают в свое оптическое поле соседние знаки, что придает шрифтовой надписи особую монолитность. На ритм шрифта влияет также междустрочное расстояние и средства, используемые для выделения букв.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины (рис. 30). Любые две строки текста с одинаковым числом символов при использовании моноширинно-

го шрифта должны отображаться как имеющие одинаковую ширину, тогда как при использовании пропорционального шрифта те же две строки могут иметь совершенно разную ширину. Это происходит из-за того, что в последнем случае широкие символы (такие как буквы А, К, Ш, М, О) требуют больше места, чем узкие (такие как Р, У,

Л, Ь, и 1).

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. Моноширинные шрифты лучше подходят для пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки. В издательском деле редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

Рисунок шрифта имеет очень большие возможности образного, эмоционального воздействия на зрителя. Действительно, одно и то же слово, написанное шрифтами различного характера, производит различное впечатление. Для примера приведем различные написания слова «театр». В первом случае оно выглядит монумен- тально-торжественным, во втором – активным и динамичным, в третьем – легким и стройным, с оттенком кокетливости, в четвертом– изящным и благородным

Каждый шрифт имеет свой стиль, связанный в нашем сознании не только со своими характерными особенностями, но и со временем возникновения или возрождения шрифта. В настоящее время в нашем распоряжении огромное многообразие шрифтов. Тем не менее большинство этих шрифтов можно разделить на те или иные категории по стилю. Например: старый стиль, современный стиль, брусковый стиль, рубленый стиль, рукописный стиль, декоративный стиль… Стиль определяет область применения шрифта.

Шрифты старого стиля появились в XV веке, когда на основе вновь открытого римского капитального шрифта возникла антиква (рис. 32). Первопечатные книги в основном копировали рукописную книгу VIII–IX веков. В этом шрифте сочетались достоинства римского капитального шрифта в рисунке заглавных букв и рукописного гуманистического минускула – в рисунке строчных. Все эти шрифты имеют диагональный нажим и наклонные засечки. Они неброски, удобочитаемы и потому хороши для набора длинного текста. Антиква применяется и в ситуациях, требующих от надписи особой торжественности и значимости (на дипломах, почетных грамотах).

 

 

В XVII–XVIII веках появление высоких технологий, обилие печатной продукции и возникновение классицистической антиквы привели к тому, что современный стиль шрифта (рис. 33) стал механическим: засечки выполнены горизонтально и тонко; нажим преобразился в преобладание вертикалей, а внешний вид шрифта отличается элегантностью и некоторой холодностью. Это группа так называемых обыкновенных шрифтов. Эти гарнитуры применяются и в полиграфии, и в промышленном дизайне.

Вместе с индустриальной революцией XIX века в мир вошла реклама. Поиски новой выразительности и визуальной доступности с больших расстояний увенчались появлением брускового стиля шрифта – плотного, с толстыми засечками (рис. 34). Подобные шрифты называют и египетскими, так как они стали популярными в период египтомании в Европе. Многие брусковые шрифты, которые имеют очень слабый контрастный переход от толстой линии к тонкой, занимают идеальное место в шкале читабельности, т. е. идеально подходят для набора длинных текстов. Страница, набранная таким текстом, выглядит значительно темнее страницы, набранной шрифтом старого стиля. Благодаря понятному и незатейливому внешнему виду брусковый шрифт часто используется при наборе детских книг. Итальянский шрифт с тяжеловесными засечками имеет декоративный характер.

 

Рубленый стиль, или гротеск, sans serif – без засечек, вошел в обиход в ХХ веке и стал его символом. Рубленые шрифты почти всегда единообразны по толщине, поэтому хорошо читаются на расстоянии. Они хороши в плакатах, надписях, рекламе, оформлении архитектурных проектов (рис. 35).

 

 

Рукописный стиль шрифтов превалирует в современном дизайне. Эти шрифты сначала выполняются вручную специальной ручкой, карандашом или кисточкой. Они могут иметь соединительные штрихи или обходиться без них, имитировать ручной почерк или напоминать традиционные каллиграфические стили и т. д. Этот шрифт хорош для надписей на пригласительном билете и визитной карточке, им можно написать текст поздравительного адреса (рис. 36).

 

 

Декоративный стиль легко узнать: «Если сама идея прочитать целую книгу, набранную таким шрифтом, вызывает у вас головокружение, то вы абсолютно точно видите перед собой декоративный шрифт» [8]. Благодаря художественной выразительности этот шрифт используется для оформления магазинов и в художественной литературе, в наружной рекламе и дизайне (рис. 37).

В пределах стиля существуют способы придать особенность и индивидуальность каждому конкретному шрифту с помощью приемов и элементов стилизации. К ним относятся: переменная ширина и возможный наклон основных стоек; форма засечек; незамкнутые округлые и криволинейные элементы, которые заканчиваются, не примыкая к стойке (часто окончания таких элементов завершаются завитками различной формы); подстрочные и надстрочные элементы букв (рис. 38).

Итак, шрифт, обладая художественным обликом, участвует в создании художественного образа того или иного произведения (книга, плакат, архитектурное сооружение, памятник и т. д.). Следовательно, рисунок шрифта претерпевает изменения под влиянием стиля композиции, в которой он существует.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.008 с.)