Творческий потенциал личности. Исследование креативности учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий потенциал личности. Исследование креативности учащихся.



Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарения, проверки идеи на практике.

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения. Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу сознательного процесса. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема - условия развития творческих возможностей. Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано - в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность.

Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.

Синектика - процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное, т. е. человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

Креативность (от лат. Creatio – созидание) – общая способность к творчеству. Она характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием благоприятных условий среды. Использование в учебном процессе разнообразных активных методов обучения и решение нестандартных творческих задач является одним из важнейших условий развития креативности и самоактуализации личности студента.

Самоактуализация (от лат. Aktualis -действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализирующийся человек – это человек, который наиболее полно стремится раскрывать свои способности, реализуя свой потенциал, и целеустремленно движется к постоянному самосовершенствованию, что является одним из важнейших качеств личности будущих психологов. Современные психологи должны иметь максимальную самореализацию, осознавать перспективы своего личностного и профессионального развития; творческий подход, оригинальность в принятии решения, креативность, толерантность.

Основной метод исследования – эксперимент (констатирующий). Проведена статистическая обработка результатов исследования с помощью вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для исследования креативности у студентов, будущих психологов, мы использовали следующие методики: тест креативности (Е. Торренс); опросник креативности (Р. Джонсон); тест вербальной креативности (RAT) – С. Медник. Для исследования самоактуализации личности, были использованы следующие методики: САМОАЛ (Н.Ф. Калина); самоактуализационный тест (Э. Шострем); измерение уровня самоактуализации личности (Л. Гозман); самоактуализация личности (Е. Дендеберя).

На основе анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Между уровнями креативности и самоактуализацией личности существует взаимосвязь. Чем выше уровень креативности, тем выше уровень самоактуализации, и, наоборот. Связь между уровнем креативности и уровнем самоактуализации не случайна, она закономерна.

2. Креативность является одним из внутренних механизмов развития личности и проявления ее самоактуализации.

3. Самоактуализация выступает как высшая потребность и ценность личности, и как динамическое явление. И проявляется так же, как процесс и как свойство личности.

4. Зная характер связи между уровнями креативности и самоактуализацией личности, можно управлять ее развитием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.006 с.)