Социально-психологические феномены личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические феномены личности



Социально-психологические феномены личности – раздел, изучающий личность в социальном пространстве. К ним относят: социальная (личностная) зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, ценности и ценностные ориентации личности.

1. Социальная зрелость – это индикатор качества социального становления личности. Она предполагает такой уровень ее развития, при котором личность способна взаимодействовать с социумом и с собой на активно-действенном уровне, для чего должны быть сформированы ее основные компоненты.

Выделяются три основных уровня созревания, проявления личностной зрелости, ее представленности в системе жизнедеятельности человека:

1) высокий уровень личностной зрелости – глобальное образование, влияющее на все сферы жизни и представленное в них;

2) «избирательный уровень» личностной зрелости – избирательно проявляется в разных сферах жизнедеятельности, характеризуя ее неустойчивость;

3) низкий уровень – недостаточная представленность личностной зрелости во всех видах жизнедеятельности; проявляется в неумении человека справляться со своими жизненными проблемами, в недостаточной представленности в структуре «Я» особенностей, обобщенных в эго-состоянии «взрослого» (по Э. Берну).

Личность человека в разные моменты становления оказывается представленной на каждом из выделенных уровней (третьем, втором и первом). С другой стороны, для многих личностей первый уровень оказывается недостижимым, человек как бы застревает на каком-то этапе развития своей личности.

2. Социальный интеллект – это способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия – умение решать задачи на субъект-субъектном уровне.

Интегральной функцией социального интеллекта является формирование долгосрочных, осознанных взаимоотношений с перспективой их развития и положительного взаимовлияния.

Среди основных функций социального интеллекта выделяют следующие:

1) Приспособительная функция – это адекватность и успешность социального взаимодействия, адаптивность в изменяющихся, зачастую, экстремальных, условиях.

2) Мобилизационная функция – помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению личности.

3) Мотивационная функция – это актуализация аффилиативных потребностей, стимуляция общения, инициативность в контактах.

4) Операциональная функция – решение текущих задач, построение интерактивных программ, стратегия и тактика успешного взаимодействия.

5) Когнитивная функция – связана с повышением социальной компетентности.

6) Прогностическая функция – планирование межличностных событий, предвидение возможных направлений их развития.

7) Формирующая функция – проявляется в плане самопознания, саморазвития, а также построения перспективных, позитивно взаимовлияющих межличностных отношений.

Носителем социального интеллекта высшего уровня развития является хорошо адаптированная, компетентная, социально зрелая личность, обладающая адекватной самооценкой, развитым чувством собственного достоинства и высоким социальным потенциалом, который проявляется в способности устанавливать и поддерживать эффективные отношения и позитивно влиять на других людей.

3. Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

В.Н. Куницына в структуру социальной компетентности включает социально-психологическую, коммуникативную, вербальную, оперативную компетентность и эго-компетентность.

Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.

Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование их в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание традиций, обычаев, этикета в сфере общения, воспитанность, соблюдение приличий, хорошая ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках профессии.

Вербальная компетентность – учет контекста и подтекста высказываний, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи, отсутствие трудностей в письменной речи.

Эго-компетентность – практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, возможностей и ресурсов, понимание причин своих ошибок и промахов, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться.

 

                            21. Психологические особенности педагогического общения.     

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций. Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта от педагога к обучающимся, а также в обмене личностными смыслами, связанные с изучаемым материалом и жизнью в целом.

Содержание педагогического общения представляет собой обмен информации и организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношения с обучающихся при помощи различных коммуникативных средств.

Функции педагогического общения:

1. Конструктивная - обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при объяснении учебного материала и прокат чёткой значимости конкретной учебной деятельности.

2. Организационная - состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности педагога и облучающегося в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успех учебно-воспитательного процесса.

3. Коммуникативно-стимулирующая - это сочетания различных форм учебно-познавательной деятельности (фронтальный, индивидуальный, групповой), организацию взаимодействия с целью осуществления педагогического сотрудничества.

4. Обучающая - служит для разъяснения место учебной дисциплины в структуре подготовки обучающихся

5. Эмоциональная заключается в реализации в процессе обучения, принципы создания ситуаций и успеха, и в открытии перспектив обучающих.

6. Контрольно-оценочная функция заключается в организации взаимного контроля педагога и обучающихся в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса в его оценке, самооценке и контроле.

Виды общения:

1. социально-ориентированное общение, формами которого являются лекции, доклад, ораторская речь, обращённая к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступают как представители общества, он побуждает людей к непосредственно социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторых социально-значимой идеи, обеспечивают фон для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

2. Групповое предметно-ориентированное общение, здесь на первом месте стоят производственное отношение. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде и учебе.

3 .Личностное ориентированное общение - представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направлена на решение личностных задач в том числе и в процессе совместной деятельности.

4. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором взаимоотношения субъективно для человека стоят в центре, он порой не догадывается что за ними скрыты отношения общественные.

С позиций наиболее характерного проявления в классификации стилей педагогического общения выделяются такие его разновидности: автократический, авторитарный, демократический, свободно-либеральный, либеральный, непоследовательный.

1) Автократический стиль (самовластный) - этот стиль имеет место в тех случаях, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учебно-познавательной деятельности коллектива студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды, не допуская каких-либо критических замечаний, при этом он последовательно предъявляет учащимся определённый совокупность требований и осуществляет жёсткий контроль их исполнения.

2) Авторитарный (властный) стиль - он допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счёте отнимает преподаватель в соответствии со своими принципами, взглядами и установками. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку студентов, прививает им культ силы, способствует формированию невротиков, приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности как умение выходить сухим из воды, умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам. Основными формами взаимодействия преподавателя при этом стили является приказ, указание, инструкция, выговор.

3) Демократический стиль - предполагает внимание преподавателя к студентам и учёт их мнения, стремление понять их, убедить в своей правоте, а не приказывают. При демократическом стиле общения преподаватель стимулирует обучаемых к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. Основными способами общения при этом выступает просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения отличается прочными учебно-научными контактами со студентами и стимулирует их к успешной познавательной деятельности.

4) Либеральный стиль общения характеризуется фамильярностью, попустительством, анархией. Это наиболее вредный для дела и разрушительный стиль, он дезорганизует нормальную учебно-познавательную деятельность студентов, снижает значение контроля ее результата, порождает у студентов неопределённость, вызывает у них напряжённость и тревогу. Преподаватель, который следует ему, старается не вмешиваться в жизнь коллектива не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее при использовании этого стиля.

5) Непоследовательный

Нередко преподаватели имеют непоследовательный стиль общения, который зависит от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния. Такой стиль приводит к дезорганизации учебного процесса, к появлению конфликтных ситуаций.

В реальной педагогической практике чаще всего наблюдаются смешанные стили общения.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: монологическому и диалогическому.

При монологическом стиле осуществляются субъект-объектные отношения.

При диалогическом стиле общения устанавливаются более продуктивные субъект-субъектные отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.011 с.)