Самосознание личности: психологическая характеристика. Влияние самооценки учащегося на процесс обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосознание личности: психологическая характеристика. Влияние самооценки учащегося на процесс обучения.



Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ «Я».

«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1. Познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2. Эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3. Поведенческий - особенности регуляции поведения.

Самосознание не рождается вместе с человеком: у ребёнка нет такого свойства. Ребёнок не воспринимает себя самостоятельным субъектом. Скорее, он смотрит на себя глазами окружающих как будто со стороны. По наблюдениям учёных приблизительно с двух-трёх лет ребёнок начинает пользоваться местоимениями «я», «мой» и осознавать свою «единственность», особенность. Чем старше ребёнок, тем больше он осознаёт свои личные качества, тем большее значение приобретает его самооценка. Значит, самосознание появляется и проявляется в результате развития человека.

Выделяют несколько стадий развития самосознания:

Первая стадия - это осознание своего «Я» ребёнком от года до двух лет.

Вторая стадия - ребёнок от 2 до 3 лет осознаёт себя создателем, делателем; он понимает разницу между своими и чужими действиями.

Третья стадия - к 7 годам человек уже может оценить себя и свои поступки.

Четвёртая стадия - это возраст подростков и юношей, когда молодые люди активно ищут себя, свою манеру поведения. В 10-11 лет человек начинает проявлять особый интерес к самому себе, к своему внутреннему человеку; это самый активный «самопознавательный» этап.

На становление и развитие самосознания влияют следующие факторы:

В первую очередь, это оценки окружающих: друзей, родных, знакомых.

Во-вторых, это собственная оценка (самооценка), причём, имеет значение соотношение реальной оценки и идеальной. Ведь не всегда человек может объективно оценить себя. Мы часто преувеличиваем свои достоинства и стараемся «спрятать» недостатки. Трудно быть объективным, особенно если речь идёт о самом себе. И наконец - это собственная оценка итогов своей деятельности.

Самосознание продолжает формироваться (и может меняться) всю жизнь. Появляются новые отношения, новые виды деятельности, новые знакомства, которые могут существенно поменять сознание человека. Отношение человека к самому себе зависит от отношения к нему других людей и их оценки. Одна встреча с новым человеком может радикально изменить жизнь. При этом и сам человек меняется. Наиболее подвержены влиянию дети (их сознание открыто для любой информации), поэтому их так легко «перевоспитывает» дурной пример (телевизор, интернет, друзья с улицы и т.п.). В самосознании соединились три линии отношений:

1. - отношение к самому себе;

2. - отношение к окружающим;

3. - отношение окружающих.

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самооценка может быть: завышенной, адекватной и заниженной.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности.

Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.005 с.)