Психологические особенности успешного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности успешного обучения



Мотивация продуктивной познавательной деятельности в системе обучения.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению дисциплин. Мотивация даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Методы стимулирования мотивации: 1. Поставить перед учащимся точную цель, чтобы работать над ее достижением. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех. 2. Мотивировать студентов к активности на других местах движения информацией (интерне-форумах, посвященных курсу). 3. Предоставить студентам возможность общаться между собой путём альтернативных форм – конференции, посещения музеев, профессиональных учреждений, компаний, на работу в которых студенты устраиваются. 4. Создание благоприятного психологического климата для развития личности. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к отрасли исследования, обучения. Формирование интереса к учебному процессу основано на трех педагогических законах Льва Семёновича Выготского: 1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. 2. Интерес должен быть направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. 3. Необходимо построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Не стоит забывать и про внутренние мотивы самих обучающихся. Они является необходимыми для построения гармоничной предметной структуры учебной деятельности, организующей весь процесс ее реализации. При доминировании внешних мотивов создается неадекватная структура, которую трудно назвать учебной деятельностью. К наиболее выраженным типам внутренних мотивов учения принадлежат такие, как: 1. творческое развитие в предмете учения; 2. действие вместе с другими и для других; 3. познание нового, неизвестного.

Классификации мышления.

По направленности.

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление практическое связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку.

Холерик

Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник.

Флегматик

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Классификация А.Е. Личко.

Астено-невротический

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированны.

Гипертимный

Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении (по типу гипертимии) и тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.

Истероидный

У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суицид. Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.

Конформный

Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированны и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.

Лабильный

Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого[2].

Неустойчивый

Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал — остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.

Психастенический

Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей.

Сенситивный

Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.

Циклоидный

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.

Шизоидный

Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, но у них он обычно не вызывает выраженной эйфории. Алкоголь для шизоидов способен играть роль «коммуникативного допинга», то есть облегчать контакты с другими людьми и вселять уверенность.

Эпилептоидный

Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплёскиванием гнева и агрессии.

 

Определение характерологических особенностей учащихся.

Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.

Акцентуации характера (опросник Г. Шмишека, тест А.Е. Личко).

Диагностика личностного эгоцентризма. С помощью методики можно получить индекс эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

"Исследование волевой саморегуляции" А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции.

Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиев, Н. Эпштейн) Эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость.

Структура личности.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности.

Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это убеждения людей. Все это рассматривают в структуре личности.

Виды общения:

1. социально-ориентированное общение, формами которого являются лекции, доклад, ораторская речь, обращённая к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступают как представители общества, он побуждает людей к непосредственно социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторых социально-значимой идеи, обеспечивают фон для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

2. Групповое предметно-ориентированное общение, здесь на первом месте стоят производственное отношение. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде и учебе.

3 .Личностное ориентированное общение - представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направлена на решение личностных задач в том числе и в процессе совместной деятельности.

4. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором взаимоотношения субъективно для человека стоят в центре, он порой не догадывается что за ними скрыты отношения общественные.

С позиций наиболее характерного проявления в классификации стилей педагогического общения выделяются такие его разновидности: автократический, авторитарный, демократический, свободно-либеральный, либеральный, непоследовательный.

1) Автократический стиль (самовластный) - этот стиль имеет место в тех случаях, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учебно-познавательной деятельности коллектива студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды, не допуская каких-либо критических замечаний, при этом он последовательно предъявляет учащимся определённый совокупность требований и осуществляет жёсткий контроль их исполнения.

2) Авторитарный (властный) стиль - он допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счёте отнимает преподаватель в соответствии со своими принципами, взглядами и установками. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку студентов, прививает им культ силы, способствует формированию невротиков, приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности как умение выходить сухим из воды, умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам. Основными формами взаимодействия преподавателя при этом стили является приказ, указание, инструкция, выговор.

3) Демократический стиль - предполагает внимание преподавателя к студентам и учёт их мнения, стремление понять их, убедить в своей правоте, а не приказывают. При демократическом стиле общения преподаватель стимулирует обучаемых к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. Основными способами общения при этом выступает просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения отличается прочными учебно-научными контактами со студентами и стимулирует их к успешной познавательной деятельности.

4) Либеральный стиль общения характеризуется фамильярностью, попустительством, анархией. Это наиболее вредный для дела и разрушительный стиль, он дезорганизует нормальную учебно-познавательную деятельность студентов, снижает значение контроля ее результата, порождает у студентов неопределённость, вызывает у них напряжённость и тревогу. Преподаватель, который следует ему, старается не вмешиваться в жизнь коллектива не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее при использовании этого стиля.

5) Непоследовательный

Нередко преподаватели имеют непоследовательный стиль общения, который зависит от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния. Такой стиль приводит к дезорганизации учебного процесса, к появлению конфликтных ситуаций.

В реальной педагогической практике чаще всего наблюдаются смешанные стили общения.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: монологическому и диалогическому.

При монологическом стиле осуществляются субъект-объектные отношения.

При диалогическом стиле общения устанавливаются более продуктивные субъект-субъектные отношения.

 

Психологические особенности успешного обучения

Прежде всего, на успешность обучения влияет общий интеллект. Чем выше интеллект, тем лучше, обычно, студент успевает в учебе. Иногда студенты, имея высокий интеллект, показывают удовлетворительную успеваемость. Это может быть связано с отсутствием интереса к профессии. Кроме того, есть понятие социальный интеллект. Это коммуникативные способности, компетентность в общении, когда человек может налаживать контакты, влиять на других. Успеваемость таких студентов может быть завышена за счет умелого воздействия на преподавателей, т. к. они приятны в общении, вызывают положительное к себе отношение. Считается важным положительным фактором успешной учебы - высокая самооценка. С ней связана уверенность в себе и высокий уровень притязаний. Неуверенные в своих силах и способностях студенты часто просто не берутся за решение трудных заданий, заранее думая, что не справятся.

Еще один важный фактор успешной учебы – это учебная мотивация: 1.Студенты, направленные на получение знаний, отличаются целеустремленностью, постоянно готовятся к занятиям, все дисциплины считают нужными для себя: для профессионализма и повышения уровня общей эрудиции. 2. Те, кто направлен на получение профессии, часто проявляют избирательность, «нужные и ненужные дисциплины» для их профессии. Это сказывается на успеваемости по этим предметам.3. Те, у ког о установка на получение диплома, часто пропускают занятия без уважительных причин, занимаются нерегулярно, предпочитают списывать и учатся обычно слабо.

На успешность учебной деятельности влияют еще и психофизиологические особенности, например, конституция (телосложение). По телосложению различают пикников рост средний или ниже среднего, укороченные конечности, мускулатура не очень развита, короткая шея, часто избыточный вес. Пикники более реактивные, быстрее расходуют силы, устают, поэтому на уроках их следует спрашивать в числе первых и вначале задавать более трудные вопросы. Пикникам чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти. Астеники – рост средний или выше среднего, мускулатура слаборазвита, удлиненные конечности, вытянутая шея. Астеникам можно давать задания возрастающей сложности, на зачетах и экзаменах спрашивать в числе последних. Им реже требуется повторение пройденного материала, долговременная память более развита.

На результаты обучения влияет и тип темперамента. Человек с любым типом темперамента способен к успехам в учебе, но одни условия для одного типа темперамента являются благоприятными, а для другого – неблагоприятными.                Трудности для студентов со слабой нервной системой (меланхолики) это: 1.длительная напряженная работа; 2. Ответственная работа. 3.контрольные работы, особенно при дефиците времени; 4. Преподаватель задает неожиданные вопросы и требует устного ответа; 5. Ситуация письменного ответа для меланхолика более благоприятна; 6. работа в шумной, неспокойной обстановке; 7. работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя. Для ослабления негативных эффектов необходимо: 1. Не ставить студента в ситуацию резкого ограничения времени, иногда позволять давать ответы в письменной форме, не спрашивать меланхолика по-новому, только что пройденному материалу; 2. Поощрять и подбадривать, повышать уверенность в собственных силах, замечать удачи, успехи; 3. При неправильном ответе делать замечания в мягкой форме.

У студентов с инертных, но неподвижной нервной системой(флегматики) возникают следующие трудности:1. Когда учитель предлагает задания, разные по форме, содержанию и способам решения, флегматики трудно переключаются;2. Когда материал излагается в высоком темпе;3. время выполнения задания строго ограничено;4. когда необходимо дать быстрый ответ. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:1. Не требовать немедленного активного включения в работу, дать возможность включиться постепенно; 2. Не требовать выполнения нескольких разных заданий; 3. Помнить, что флегматикам трудно дается импровизация; 4. Не спрашивать в числе первых.
    У студентов с сильной, неуравновешенной нервной системой (холериков)могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо: 1. вызвать интерес к предмету. 2.Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания 3. Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
    Проблемы в обучение у студентов с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой (сангвиников) могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит: 1. Заинтересованность обучающегося в предмете 2. Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности 3. Разбиение большого задания на ряд маленьких.

Еще одно важное свойство человека, способное повлиять на успех или неуспех учебы - характер – это сочетание устойчивых психических свойств, задающих типичный способ поведения и эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях. Прямо характер не влияет на успешность учебы, но может создавать трудности или благоприятствовать учебе. Прежде всего это касается акцентуаций характера (это когда отдельные черты характера чрезмерно усилены), создающие проблемные зоны. Например, гипертимный тип характера – это почти постоянно повышенное настроение, шумливость, озорство, что может приводить к конфликтам с преподавателями. Человек неусидчив, склонен к смене деятельности, его знания часто поверхностные. Циклоидный тип – настроение меняется циклами, 2 - 3 недели приподнятого настроения меняется на подавленное, раздражительность, апатию. Таким студентам трудно привыкать к изменениям, у них дольше идет адаптация к новому учебному заведению. В периоде угнетенного состояния нуждаются в щадящем режиме и поддержке. Конформный тип – подчиняется авторитетам, большинству в группе, не имеет собственного мнения. Педагогам необходимо поощрять собственные решения, спрашивать, что думает именно он. Демонстративный тип – любит быть в центре внимания, ждет похвал, склонен к позерству, театральности. Часто рассказывает о себе. Если на таких студентов не обращают внимания сверстники и педагога, то возможно бегство в болезнь, ложная суицидальность для привлечения угасшего внимания. Преподавателям рекомендуется уделять внимание таким студентам и запастись терпением.

Индивидуально-психологические особенности являются устойчивыми, многие из них не меняются в течение жизни, поэтому преподаватели должны принимать их во внимание в процессе обучения и воспитания студентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.026 с.)