Новые формы проведения родительских собраний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые формы проведения родительских собраний.



Логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем:

· Педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что они вступают социальными заказчиками.

· Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.

· Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.

  Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

  Основная задача родительского собрания – поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития дошкольников.

Е.Н. Фоминых, И. А. Коротаева и С. В. Чиркова считают, что форма собраний может быть самой разной:

ü традиционное собрание. Донесение информации до родителей; вопросы родителей - ответы логопеда и воспитателя;

ü педагогическая мастерская;

ü конференция;

ü консилиум;

ü диспут;

ü диалог;

ü размышление;

ü дискуссия;

ü практикум;

ü тренинг;

ü опыт;

ü «круглый стол»;

ü вечер-встреча;

ü КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.

ü конкурс;

ü праздник;

ü совместно с детьми;

ü в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

Формы проведения нетрадиционных родительских собраний:

  «Педагогическая гостинная».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

   «Аукцион».

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

  «Душевный разговор»

 Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок – левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

   «Игровое моделирование»

 Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

  «Читательская конференция».

За две недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

   «Семинар – практикум».

На собрании могут выступать логопед, воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

  «Мастер – класс».

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги, родители могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

  «Ток – шоу».

Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. Родители сами определяют пути решения проблемы. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

   «Вечера вопросов и ответов».

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Методы активизации родителей:

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:

  «Мозговой штурм».

Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

  «Реверсионная мозговая атака, или Разнос».

Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

  «Список прилагательных и определений».

 Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

   «Коллективная запись».

Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

  «Запись на листах».

 При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

  «Эвристические вопросы».

К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

  «Мини-эксперимент».

Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Приложение №1.

 

Родительские тренинги.

    Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи.

    Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.  

   Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

    Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги.

     Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей.  А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.

     Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, а именно: групповое занятие по заранее заявленной теме, на котором участники заняты решением общей проблемы.

    Тренинг является активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

    Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

    От родительского собрания или индивидуальной консультации тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, закрепляется в сознании родителей. Достигается это за счет, работы ведущего с мотивацией участников, стимулируя их интерес и побуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

     Важно соблюдать законы диалога, не нарушая прав родителей на обратную связь с ведущим, а также следить за временем и завершить занятие в установленное время.

Правила поведения в тренинговой группе оговариваются логопедом в начале занятия:

ü единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);

ü персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);

ü уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться);

ü конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).

Методы тренинга:

1. инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы ее преодоления или исправления;

2. практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;

3. ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях:

4. перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми в обычную жизнь.

      На каждом тренинге отрабатывается один практический навык (например, логопедический массаж) и все четыре метода должны быть использованы, чтобы сделать обучение родителей эффективным. Инструкция должна быть краткой, а практика и ответная реакция являются более важными частями тренинга.

    На первом (базовом) тренинговом занятии логопед знакомит родителей друг с другом, рассказывает в какой форме, будут проходить тренинги. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремления к сотрудничеству с детьми. Можно заранее предложить родителям подумать о самопрезентации.

     Логопед приглашает родителей занять места, расположенные по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалов. Помимо традиционных правил можно использовать различные  упражнения.

Упражнение 1. «Самопрезентация». Раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Через 5-7 минут необходимо предъявить свою «визитку», коротко рассказать о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с тренингом.

Упражнение 2. Игра-разминка. Логопед выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, у кого сын. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Игра способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 3. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)….». В ответ каждый может согласиться или не согласиться с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.

Упражнение 4. «Родительские установки». Родители закрывают глаза, делают несколько глубоких вдохов и медленных плавных вдохов и на фоне расслабленного состояния вспоминают свое детство, свою семью. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, поступки? Как бы они закончили предложение: «Дети плохо себя ведут, потому что….», «Непослушный ребенок – это…», «Родители должны…»? После выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие» и «мешающие», неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

     Благодаря базовому тренингу расширяется контакт между родителями – участниками встречи, создается атмосфера эмоциональной комфортности для последующих занятий, родители обмениваются опытом семейного воспитания.

     На этом занятии родители упражняются в навыках слушания ведущего и других участников, учатся сообщать о своем понимании заданий. Обучение происходит в процессе ролевого тренинга, когда один из родителей играет ребенка, а другой – самого себя. Также родители получают всю нужную информацию по проведению самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях.

Тренинговые занятия, как и другая форма работы с родителями, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства.

К традиционным нормам тренингового занятия могут относиться:

ü работа в кругу;

ü правила «одного микрофона» и «поднятой руки»;

ü введение записей в специальные тетради;

ü принятие мнения каждого сидящего в кругу;

ü право на собственное мнение и его аргументирование.

Структура тренингового занятия.

Первый вариант:

· ритуал приветствия;

· разминка;

· постановка проблемы (тема и цель тренинга);

· обсуждение и повторение домашнего задания;

· практическое изучение нового навыка (введение в ролевую игру);

· домашнее задание;

· ритуал прощания.

Ритуалы приветствия, прощания - это рамки занятия, граница. Выполняют функцию замка, отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего ее. Ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников. Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой родителей на первом тренинге и в дальнейшем исполняться на каждом занятии.

Разминка – это средство воздействия на эмоциональное состояние родителей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями в случае, если ведущий видит необходимость изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения необходимо подбирать с учетом актуального состояния родителей и задач предстоящей деятельности.

Постановка проблемы. Курс тренинговых занятий для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, имеет различные темы, которые определяются с помощью анкетирования, «почтового ящика», «дерева вопросов». Наиболее актуальные темы: «Развитие слухового внимания», «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков», «Дыхательная гимнастика», «Правильное звукопроизношение», «Подготовка к обучению грамоте».

Обсуждение и повторение домашнего задания. Родители рассказывают о выполнении домашнего задания с детьми дома: что происходило на занятии с ребенком, которое они провели; о чувствах, которые они испытали; что получилось, какие проблемы возникли.

Если есть видеозапись занятия, можно посмотреть ее и провести беседу о просмотренном материале. Вопросы для родителей: «А как вы проводили занятие?», «Что, на ваш взгляд, вам не удалось?», «Понравилось ли вашим детям занятие», «Какие чувства у вас возникли?», «Помог ли приобретённый на тренинге опыт?» и др.

Практическое изучение нового навыка. Наиболее эффективный путь обучения родителей на тренингах - ролевая игра. Ролевые  игры – это экспериментирование в группе. Важно выбрать небольшую сценку, дать четкие инструкции об отрабатываемом навыке. В процессе тренинга ролевая игра может меняться и повторяться несколько раз.

Игра всегда должна заканчиваться положительно.

Преимущества ролевой игры:

ü действуя, люди учатся быстрее, чем во время обсуждения;

ü опыт, приобретённый в игре, немедленно влияет на действия человека;

ü  если желаемый результат не достигается, участник игры может попробовать снова проиграть другое поведение;

ü Может помочь выяснить, какое поведение приведет к наилучшему эффекту;

ü Организатор может сразу увидеть, что идет хорошо, а что можно улучшить, а участвующий может попробовать проиграть ситуацию еще раз;

ü  В ролевой игре учится не только участвующий, но и наблюдатель.

Логопед обучает родителей навыкам ролевой игры и показывает, как реагировать на то, что происходит на игровых занятиях, помогает развивать умение интерпретировать то, что они наблюдают в ходе отработки полученного навыка на тренинге с ребенком дома.

На первом (базовом) занятии логопед знакомит родителей друг с другом, с целями и задачами, рассказывает в какой форме,  будет проходить тренинг. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремление к сотрудничеству с детьми.

После «инсценирования» предложенной ситуации родителям предлагается поделиться своими мыслями и чувствами. Завершается работа поиском и ролевым проигрыванием новых, более эффективных способов реагирования в заданных условиях.

    Домашнее задание. Логопед предлагает родителям провести дома со своим ребенком занятие, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.

В конце тренинга проводится ритуал прощания.

Второй вариант тренинга:

Более сложный вариант, предполагающий большие требования к профессионализму логопеда и условиям работы группы родителей. Он позволяет организовать каждую встречу, как некий тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент жизни». Структура встречи в данном случае следующая:

1. Разминка (лучше тематическая). Выполняет функцию запуска темы. После разминки озвучивается тема тренинга.

2. Постановка проблемы. Озвучивается в ходе выполнения упражнения или небольшой ролевой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане отработки нового навыка, например, на что обратить внимание при проведении дома дыхательной гимнастики.

3. Теоретическая часть. Введение понятий, правил, технологий. Информация дается дозированно, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает родителям формировать навыки и в дальнейшем перенести их в домашние условия.

4. Отработка навыков в серии упражнений.  Упражнения должны быть короткими, конкретными (на отработку разных сторон, какого-то определенного навыка) например, проведение артикуляционной гимнастики.

5. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, что происходило ранее на занятии.

6. Обратная связь (обмен чувствами, анализ происшедшего, ответы на вопрос логопеда).

7. Домашнее задание.

 

Каждая форма работы дает  положительный результат в работе логопеда, а самый главный результат - это достижения и успехи детей; это взаимопонимание с родителями и радость общения с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.057 с.)