Структура военной мощи государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура военной мощи государства



Исходя из указанных выше зависимостей и связей в системе военной мощи государства можно установить ее структуру. Структура военной мощи государства отражает ее устойчивость, целостность и качественную определенность. В военно-философской литературе долгое время была в основном представлена несовершенная линейная структура военной мощи, согласно которой она рассматривалась как совокупность экономического, социального (социально-политического), морально-политического (духовного), научного и собственно военного потенциалов.

При однолинейном подходе военная мощь отождествлялась с совокупной мощью государства. Складывалось представление, что все сферы общественной жизни полностью включены в процесс формирования военной мощи. Однако в реальности только определенная часть возможностей той или иной сферы жизни общества используется в военных целях. Поэтому в дальнейшем в литературе появились такие понятия, как военно-экономический потенциал, военно-политический потенциал, военно-социальный потенциал, военно-научный потенциал и т.д. Образование словосочетания со словом «военный» в отношении потенциалов показывало, что не все возможности всех сфер общественной жизни используются в военных целях, а только определенная их часть. Причем эта часть исторически меняется в зависимости от конкретных условий.

Однолинейный подход к структуре порождает противоречие в понимании соотношения военной мощи и военного потенциала. При этом подходе военный потенциал рассматривается как часть военной мощи. Такой взгляд явно не соответствует этимологической трактовке понятий «потенциал» и «мощь», где первое по объему шире второго. Как отмечено выше, «потенциал» и «мощь» соотносятся не как «часть» и «целое», а как «возможность» и «действительность».

В 80-х годах XX века в военно-философской литературе появились попытки нелинейного подхода к выявлению структуры военной мощи государства. Так, например, А.Х. Шаваев в работе «Военная мощь государства» рассматривает военную мощь как реализованную часть военного потенциала, которая представляет собой совокупность экономического, социального, научного и морального факторов. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) при этом обозначает приведение в действие, реализацию возможностей. Также появились авторы, считающие, что военная мощь может выступать в двух состояниях – потенциальном и активном (факторном). При этом структура военной мощи государства рассматривается как сложная многоуровневая система.

Дальнейшее развитие военно-философских взглядов на военную мощь позволило в ее структуре выделять демографический, военно-технический, управленческий, информационный и другие, ранее не рассматривавшиеся, потенциалы. Их число, по мере углубления знаний о военной мощи, постоянно возрастает. Эти потенциалы неравнозначны, поскольку выполняют различную роль в повышении военной мощи, а формируются они в одной или нескольких сферах жизни общества. Однолинейный подход не позволяет включить их в структуру военной мощи государства. Учитывая это, военные философы предложили многолинейную систему военной мощи, где на различных по степени общности уровнях появилась возможность объединить определенные потенциалы. Это не ограничивает структуру жесткими рамками, а напротив, позволяет рассматривать военную мощь государства как развивающуюся систему.

М. Ищук такую систему рассматривает на четырех уровнях, на каждом из которых группы потенциалов объединены общими признаками и основаниями. На сегодняшний день такой многоуровневый подход к структурированию военной мощи государства нам представляется наиболее приемлемым. В этом случае потенциальная совокупная мощь государства будет выступать как совокупность всех потенциалов, а потенциальная военная мощь – как совокупность только тех их частей, которые непосредственно формируют военную область общественной жизни.

Таким образом, структура системы военной мощи государства представлена на четырех следующих уровнях.

Первый уровень включает потенциалы, связанные общесоциологической закономерностью взаимосвязи природы и общества. На этом уровне наиболее общего порядка выделяют географический потенциал и демографический потенциал. Соответственно в потенциальной военной мощи государства они представлены военно-географическим и военно-демографическим потенциалами, а при их реализации они превращаются в одноименные факторы военной мощи.

Второй уровень содержит потенциалы, основанные на функционировании основных сфер жизни общества: экономический, социальный, политический и духовный потенциалы. Реализованная в военной мощи часть этих потенциалов выступает как военно-экономический, военно-социальный, военно-политический и военно-духовный факторы.

Третий уровень системы военной мощи составляют интегрированные потенциалы, выделенные на основании их системно-интегрированного функционирования. Иными словами, специфика потенциалов этого уровня состоит в том, что они сформированы на основе нескольких сфер общественной жизни. К таким потенциалам можно отнести собственно военный потенциал, научно-технический, управленческий, информационно-технологический потенциалы и др. Военный потенциал, как ранее отмечалось, формируется на основе всех других потенциалов и по своему объему совпадает с потенциальной военной мощью государства.

Четвертый уровень системы военной мощи составляют частные потенциалы в каждой из сфер общественной жизни. Они выделяются на основании их функциональности и специфической роли в экономике, политике, социальной и духовной сферах. Таким образом, кроме общих потенциалов второго уровня в каждой из сфер жизни общества можно выделить частные потенциалы, которые также играют определенную роль в формировании военной мощи государства. Так, например, в экономической сфере часто выделяют промышленный, производственный, технологический и др. потенциалы. Также можно говорить о финансовом, сельскохозяйственном, сырьевом, транспортном и др. потенциалах. В социальной сфере общественной жизни целесообразно выделять социально-демографический, социально-классовый, национально-этнический потенциалы. Логично было бы говорить и о семейном потенциале, то есть о роли семьи и ее возможностях в построении системы отношений между людьми.

Политическая сфера жизни общества внутри общего политического потенциала формирует частные потенциалы: потенциал органов власти (правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, судебной системы и т.д.) или государственный потенциал; потенциал партийной системы; потенциал гражданского общества; организационный потенциал. Духовная сфера жизни общества характеризуется моральным, научным, образовательным, интеллектуальным, правовым, социально-психологическим, идеологическим и др. потенциалами. Рассмотрим подробнее наиболее важные компоненты системы военной мощи государства.

 

Содержание военного потенциала государства

Географический потенциал представляет собой возможности государства, обусловленные природными условиями страны (размеры территории, выход в моря и океаны, протяженность границ, климат, рельеф, энергетические ресурсы, запасы полезных ископаемых и т.д.). Та часть географического потенциала, которая используется в военных целях, составляет военно-географический потенциал. Он оказывает существенное влияние на военную мощь государства. Так, например, географическое положение России обеспечивает возможность рассредоточивать промышленное производство, обеспечивая его живучесть в случае войны; богатые запасы полезных ископаемых обуславливают независимость экономики от поставок из-за рубежа, появляется возможность для маневра вооруженными силами, а выход в моря и океаны, наличие естественных рубежей обороны создают стратегически выгодное географическое положение для нашей страны. Россия является единственной страной в мире, которая обладает в достаточном количестве всеми видами стратегических природных ресурсов (нефть, урановые руды, цветные и редкоземельные металлы и др.). Географический потенциал России уникален и дает нашему государству большие приоритеты при формировании военной мощи. Однако такое геополитическое положение не просто способствует увеличению военной мощи государства, а заставляет Россию иметь ее высокий уровень. В противном случае это опасно для сохранения государственного суверенитета, так как слишком привлекательны наши богатства для крупных, развитых стран, имеющих дефицит сырьевых ресурсов. В силу объективных геополитических причин, а не из-за мифических имперских амбиций, наша страна вынуждена быть сильной, такова ее историческая роль. Не выполняя этой, естественным образом сложившейся роли, Россия сойдет со сцены мировой истории и утратит саму себя. Россия, в силу этих причин, или будет сильной, или ее не будет в нынешних границах как суверенного государства.

Наряду с географическим фактором важное место в совокупной военной мощи государства занимает демографический фактор.

Демографический потенциал (военно-демографический) представляет собой возможности народонаселения, которые могут быть использованы для решения военных задач и формирования военной мощи государства. Благодаря интегративной функции, военно-демографический потенциал обеспечивает органическое единство всех элементов военной мощи в целостную систему, поскольку в центре ее стоит человек как субъект деятельности, как та единственная сила, которая все имеющиеся возможности соединяет и воплощает в реальность. Демографический потенциал определяет количество и качество личного состава армии, людские ресурсы, которые в случае необходимости могут быть мобилизованы; людей, занятых в сфере производства, управления, обеспечения, науки и других сферах жизни.

В истории нашей страны демографический фактор всегда играл свою положительную роль. Благодаря качеству и количеству своих людей Россия одержала самые великие победы и смогла восстановиться после самых разрушительных войн. К сожалению, в современной России демографический фактор не столь силен, как прежде. Он ослаблен значительным падением рождаемости и повышением уровня смертности, снижением физического и нравственного здоровья людей и уровня их образованности. Серьезной проблемой сегодня является снижение численности населения и низкое качество жизни огромного числа граждан, очень низкая плотность населения в Сибири и, особенно, на Дальнем Востоке. При наличии огромных территорий малое количество населения порождает серьезные угрозы для дальнейшего развития страны и существенно снижает уровень потенциальной военной мощи государства. Решению этих, жизненно важных для страны проблем, должна способствовать выверенная демографическая политика государства.

Основой военной мощи государства является экономический потенциал. Экономика составляет материальную основу общественной жизни, военного строительства и ведения войны. Экономический потенциал – экономическая возможность государства, определяемая объемом производства, уровнем производительности труда, эффективностью использования оборудования и технологической культурой. В свою очередь экономический потенциал с функциональной точки зрения представляет собой совокупность производственного, промышленного, сельскохозяйственного, сырьевого, транспортного, технологического и др. потенциалов.

Та часть экономического потенциала, которая реально направлена на удовлетворение материальных потребностей вооруженных сил для подготовки и ведения войны, представляет собой военно-экономический потенциал. Его величина зависит не только от самого экономического потенциала, но и от политики государства, а также от внешнеполитической обстановки в мире. Доля военно-экономического потенциала в системе экономики в зависимости от наличия угроз может изменяться. Так, в период угрозы войны или в ходе войны величина военно-экономического потенциала значительно возрастает за счет перевода экономики на военные рельсы.

Влияние экономического потенциала на величину военной мощи государства определяется следующими факторами: способностью государства обеспечить производство максимального объема материальных средств для ведения войны; мобильностью и живучестью экономики, особенно промышленности и транспорта; характером способа производства, его влиянием на использование ресурсов для военного производства.

Социальный потенциал – это возможности социальной структуры общества удовлетворять потребности государства в ведении войны. Иными словами, это возможности, связанные с состоянием социальных отношений в обществе, степенью прочности взаимоотношений между различными слоями населения, состоянием национальных отношений, состоянием отношений между обществом, коллективами и личностью, степенью единства и сплоченности нации.

Социальный потенциал имеет как количественные, так и качественные показатели. Качественная сторона социального потенциала определяется уровнем зрелости системы социальных отношений, которые указаны выше. В зависимости от характера социальной структуры и состояния социальных отношений социальный потенциал может увеличиваться или понижаться. Если отношения в обществе строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи между людьми и социальными слоями, то социальный потенциал обладает особой прочностью и жизнеспособностью. Если, напротив, в обществе накопилось много социальных проблем, люди разобщены, нет единства нации – социальный потенциал снижается. К количественным параметрам можно отнести численность всего населения, численный состав социальных слоев и групп, национально-этнических общностей, численность возрастных, профессиональных групп, мужчин и женщин, жителей городов и сельской местности и т.д.

Военно-социальный потенциал – это та часть социальных возможностей, которая проявляется собственно в военной среде или используется для подготовки и ведения войны. Он зависит от качества людей, которые служат в армии или могут в случае войны быть мобилизованы. Кроме этого, военно-социальный потенциал составляют те, кто обеспечивает функционирование военной организации общества, работает в военно-промышленном комплексе, занимается научной и иной деятельностью, связанной с оборонными потребностями страны.

Социальный потенциал российского общества не отличается сегодня особой прочностью и жизнеспособностью. Это связано с тем, что страна находится на переходном этапе своего развития. Коренным образом изменились социальные отношения, продолжается процесс расслоения общества, наблюдается углубление социальной неоднородности и дифференциации, обострение социальных противоречий.

Политический потенциал (военно-политический потенциал) – это возможности страны к ведению войны, заложенные в политической системе общества (государственных, партийных, общественных организациях и политических отношениях), и способность этой системы мобилизовать материальные и людские ресурсы страны для достижения военно-политических целей.

Величина политического потенциала зависит от характера политической системы и государственного устройства; авторитета государственной власти и ее способности управлять страной, организовывать народные массы; уровня развития политических отношений, политического сознания и политической культуры.

Политический потенциал выражает степень стабильности и прочности политической системы общества. Политической устройство в том или ином государстве может быть различным, но при этом политическая система, – это, прежде всего, система власти (авторитарной, тоталитарной, демократической), а власть, как бы ни была она устроена, должна быть сильной и действенной. Власть, по своей сути, не может быть слабой, ибо она перестает быть ею. Слабость власти приводит общество к несчастьям и бедствиям, а саму государственную власть берет в руки уже какая-то другая сила. Слабость политической власти неизбежно ослабляет всю систему военной мощи государства. Ярким тому примером служит великая историческая трагедия распада СССР. В 1990-е годы в России возобладали либеральные ценности, в том числе произошла либерализация государственного управления.

Президент Б.Н. Ельцин в либерально-демократическом угаре произносит: «Берите суверенитета, сколько хотите!» Что это как не призыв к развалу государства?! Фактически глава государства отдавал свою власть субъектам федерации. Таким образом, руководство страны само расшатало государственную власть и тем самым спровоцировало кровавые военные конфликты, в том числе в Чечне. Общество потряс мощный кризис, все сферы жизни общества претерпели невиданный упадок, а на внешнеполитической арене Россия потеряла былое могущество и авторитет. Государство резко сократило свои Вооруженные Силы, их финансирование осуществлялось по остаточному принципу, офицерский корпус из наиболее обеспеченного и социально защищенного сословия превратился в малообеспеченное и влачил нищенское существование, военная служба стала не престижной, варварски уничтожались боевая техника и вооружение. Резко снизившийся в новой России политический потенциал (потенциал власти) увлек за собой в своем падении все сферы общественной жизни и неизбежно привел к колоссальному упадку потенциальную военную мощь государства.

В последние годы в России вектор государственной политики, в том числе в военной области, стал смещаться в сторону приоритета национальных интересов. Наметилась тенденция укрепления российской государственности, усилилась централизация власти. Произошли позитивные изменения в области военного строительства, постепенно улучшается положение военнослужащих и повышается их социальный статус.

Духовный (военно-духовный) потенциал военной мощи государства выражает возможности, заложенные в духовной жизни общества, которые могут быть использованы в случае ведения войны для достижения ее политических целей. Ядром духовного потенциала является общественное сознание, особенно такие его структурные элементы как моральное (нравственное) сознание и политическое сознание. Поэтому духовный потенциал часто называют моральным или морально-политическим.

Духовный потенциал зависит от характера идеологии, степени ее распространения и влияния в массах; состояния идейно-воспитательной работы, проводимой в обществе; от существующих национальных ценностей, традиций, норм и настроений; уровня развития нравственной культуры; степени духовного единства общества, общности целей и интересов социальных слоев; духовной готовности общества перенести испытания войны, не утратив воли к победе и др. Духовный потенциал как система включает в себя моральный (нравственный), религиозный, научный, интеллектуальный, правовой и другие компоненты.

Военно-духовный потенциал проявляется в способности народа и армии выдерживать все тяготы и лишения войны, стойкости и готовности бороться до победы. В концентрированном виде он выражается в моральном духе вооруженных сил. В мирных условиях он проявляется через морально-психологическое состояние личного состава, его готовность служить, состояние воинской дисциплины. В военное время критерием уровня морального духа армии является готовность идти в бой, способность к самопожертвованию ради выполнения боевой задачи, стойкость.

В России воинский дух народа был традиционно высок. Свидетельством этому великие военные победы нашей страны, проявление массового героизма и поразительной стойкости людей. Духовный потенциал великих побед русского воинства всегда был и остается мощным фактором воспитания патриотов России.

В системе военной мощи государства особое значение имеет собственно военный потенциал, который относится к группе интегрированных потенциалов, так как в его формировании одновременно участвуют все сферы жизни общества и все потенциалы совокупной военной мощи государства. Как уже отмечалось ранее, военный потенциал это возможность военной мощи, а военная мощь – это реализованная возможность, то есть военная возможность, ставшая действительностью, – военной мощью.

Собственно военный потенциал – это возможности государства содержать и совершенствовать вооруженные силы и другие элементы военной организации, повышать их боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современным оружием и военной техникой и всеми видами довольствия в мирное и военное время. Военный потенциал как система, сформированная всеми возможностями (потенциалами) страны, в свою очередь, делится на боевой и мобилизационный потенциал.

Боевой потенциал – это возможности собственно вооруженных сил, обусловленные количеством и качеством личного состава и техники, организационной структурой армии, системой обучения, обеспечения и управления. Боевой потенциал характеризует боевую мощь наличных вооруженных сил в ее потенциальном состоянии. Для наиболее полного превращения боевого потенциала в боевую мощь в случае необходимости реального применения армии она находится в различных степенях боевой готовности (постоянная, повышенная, степень боевой готовности «военная опасность», полная).

Боевой потенциал не всегда и не полностью может быть реализован и превращен в боевую мощь, так как процесс перехода возможностей в действительность сопряжен с множеством факторов: погодные и климатические условия; уровень управления, снабжения и обеспечения; организация взаимодействия всех элементов военной организации; противодействие противника и т.д. Так, например, мощный современный корабль, обладающий огромным боевым потенциалом, не сможет его реализовать, если будет уничтожен у причальной стенки диверсантами или внезапным налетом авиации, которую не обнаружили предназначенные для этого силы.

Величина боевого потенциала зависит от количества и качества личного состава, вооружений и боевой техники; уровня развития системы управления силами; материальной и технической оснащенности; уровня профессиональной подготовки военных кадров; организованности, дисциплины, морального духа и т.д.

Мобилизационный потенциал как часть военного потенциала представляет собой способность государства использовать людские и материальные ресурсы для мобилизационного развертывания вооруженных сил и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла в результате перевода жизни страны с мирного на военное положение.

Таким образом, вся система военной организации общества и вооруженных сил направлена на обеспечение вооруженной защиты интересов государства. Военные возможности, связанные со всеми потенциалами страны, в случае необходимости через боевую мощь вооруженных сил реализуются в военную мощь государства. А военная мощь, в свою очередь, является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны.

Величина военной мощи государства может быть оценена и в какой-то мере рассчитана. Однако это очень сложный анализ, требующий огромного количества достоверных, объективных данных. Методология оценки военной мощи может быть основана на представленной выше концепции. В этой связи достаточно интересна книга профессора Рэй Клайна, директора центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета в Вашингтоне «World Power Assessment: a calculus of Strategic Drift» («Оценка мощи мировых держав: расчет стратегического сдвига»). Он предлагает следующую формулу:

Pp = (C + E + M)×(S + W),

где: Pp – совокупная мощь государства;

С – критическая масса (население и территория);

Е – экономическая мощь;

М – военная мощь;

S – стратегическая концепция (доктрина);

W – государственная воля.

Генерал Карлос Маттос предложил добавить в формулу такую переменную, как степень авторитета руководителей государства (Р), которая могла бы изменить результаты по мощи мировых держав. В этом случае формула совокупной мощи государства выглядит так: Pp = (C + E + M)×(S + W +Р).

Военная мощь государства обеспечивает национальную безопасность всем спектром своих слагаемых (экономическим, политическим, социальным, духовным, собственно военным, демографическим, географическим и др.).

 

Итак, содержательный, методологический и институциональный аспекты философии войны и армии являются неотъемлемой частью целостного философского познания, который, в свою очередь, представляет собой элемент духовной культуры общества. Вместе с тем военно-научные исследования имеют ярко выраженную специфику, вызванную приоритетностью перед всеми другими ценностями безопасности страны, особыми требованиями к оружию и военной технике. Эта специфика требует высокого творческого потенциала от исследователя. В философии войны и армии над формулами и схемами доминирует логика мышления. На этом поле находятся проблемы, связанные с изучением характера эпохи, переживаемой человечеством; определением целей субъектов мировой политики, выявлением расстановки сил и т.д. Результаты данных исследований являются основополагающими для прогнозирования характера вероятных войн, для выработки военной стратегии и тактики, для создания и совершенствования вооружения. Как конкретные поступки индивида определяются его жизненной целью, так внешняя политика государства определяется доктриной, которая должна соответствовать объективному осмыслению военно-политической обстановки.

В настоящем учебном пособии читатели познакомились с наиболее ак-туальными темами, связанными с философией войны и армии. Естественно, проблемное поле современной военной теории и практики значительно шире. Для более глубокого изучения тех или иных ее аспектов читатель может прибегнуть к другим, дополнительным, источникам, перечисленным в списке литературы. Кроме того, необходимо учитывать, что практическая составляющая военной политики в настоящее время динамично изменяется. Через несколько лет мы можем стать свидетелями новых военно-политических реалий как на международной арене, так и внутри страны.

Поэтому авторы стремились не только познакомить читателя с фило-софским осмыслением военных аспектов современной государственной по-литики, но и ставили своей задачей пробудить интерес к ее дальнейшему изучению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.047 с.)