Армия, ее типы и роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Армия, ее типы и роль в обществе



Анализ таких социальных феноменов как война, мир и насилие логически предполагает рассмотрение вопроса об армии, о ее происхождении и сущности как главного инструмента ведения войны и осуществления вооруженного политического насилия. Эта проблема важна и в теоретическом, и в практическом плане. От ее правильного решения во многом зависит понимание роли армии в жизни общества, его функционировании и развитии. Глубокое понимание вопросов сущности армии, ее места и роли в общественно-политической жизни способствует укреплению национальной безопасности страны и стабильности ее развития.

Особенно актуально исследование философских основ теории армии в нынешних условиях реформирования Вооруженных Сил России, так как успешное строительство новой армии невозможно без понимания ее сущности, закономерностей и роли в развитии российской государственности.

 11. 2.1. Сущность армии и ее происхождение

Понятие «армия» (от лат. armare – вооружать) употребляется в трех основных значениях:

1.Совокупность всех вооруженных сил государства;

2.Сухопутная армия как часть вооруженных сил наряду с такими видами, как ВМФ, ВВС и РВСН;

3.Оперативное объединение вооруженных сил, включающее корпуса, дивизии, бригады и иные воинские соединения и части.

В данном учебном пособии понятие «армия» употребляется как синоним понятия «вооруженные силы», как совокупность всех видов вооруженных сил государства.

В истории философии попытки осмысления армии как социального явления предпринимались такими исследователями как Сунь-цзы, Платон, Аристотель, Г. Гегель, К. Клаузевиц, Ф. Энгельс, В. Ленин и др.

Исторически армия возникла в период распада первобытнообщинного строя, когда «самодействующую» военную организацию племени сменили постоянные вооруженные отряды, специально предназначенные для вооруженной защиты интересов определенных слоев, групп или отдельных представителей зажиточной племенной верхушки.

В первобытном обществе военная деятельность не специализировалась и не обособлялась от повседневного труда людей. В ней участвовали все, способные вести вооруженную борьбу. Оружие также не подразделялось на боевое и охотничье. Чем охотились (лук, копье), тем и воевали. Поэтому не было разделения людей на военных и гражданских. Постепенно такая «самодействующая вооруженная организация» отмирает. Создается специальная организация для ведения войны – армия, вооруженная не только оружием охоты, но и специальными средствами вооруженной борьбы.

Большинство философов и ученых вопрос о происхождении армии тесно увязывали с возникновением и развитием такого социального института как государство.

Армия создается государством как специальный институт для реализации политических целей, то есть осуществления власти как внутри страны, так и за ее пределами. Вооруженные силы используются политическим руководством в качестве военно-силового фактора во властных отношениях, в поддержании общественной стабильности в государстве, в обеспечении национально-государственных интересов и, естественно, как основное и главное средство ведения военной политики и собственно войны.

Раскрытие взаимосвязи вооруженных сил и политической власти предполагает выявление сущности, характера и направленности политики, которую проводит государство как главный институт власти в стране. Однако армию нельзя в полной мере отождествлять с «институтом политики». Она, в отличие от действительных институтов власти (правительства, парламента, политических партий и организаций), не связана с непосредственной политической деятельностью, не является самостоятельным субъектом политики, участвующим в борьбе за власть, в формировании политики государства, в политическом процессе. Вместе с тем армия является специфическим политическим институтом, на силу которого, прямо или косвенно, опирается реальная политическая власть при реализации политических решений в сфере безопасности. Таким образом, армия, не являясь самостоятельным субъектом политики, выступает необходимым и важнейшим элементом политической организации общества.

Армия и государственная власть объективно взаимосвязаны и не могут существовать сами по себе. Функционирование вооруженных сил невозможно без повседневного политического руководства и государственного обеспечения, а существование власти немыслимо без такого силового инструмента, как армия.

Связь армии и политической власти обусловлена следующими факторами. Во-первых, армия реализует цели и задачи военной политики, выработанной органами государственной власти. В статье 10 закона «Об обороне» прямо указано: «Вооруженные силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации». Армия является наиболее мобильным, организованным, дисциплинированным и самым мощным вооруженным институтом государства, который, если проследить историю, используется для следующих целей:

– защита своей страны от внешней агрессии;

– завоевание чужих территорий и ресурсов;

– свержение неугодных политических режимов;

– политическое давление на другие государства через угрозу применения военной силы;

– вооруженное подавление беспорядков и восстаний внутри своей страны и в странах с марионеточным режимом;

– антитеррористическая миссия и военно-гуманитарная помощь другим странам по решению правительств и международных организаций;

– оказание помощи населению в условиях стихийных бедствий и в иных экстремальных ситуациях, а также выполнение специфических, в том числе народнохозяйственных, задач.

Во-вторых, армия всегда выступает гарантом политической стабильности государства. Поэтому политическая власть создает такие вооруженные силы, какие требуются для реализации целей и задач того или иного государства. Органы государственной власти для этого создают законодательную базу, которая определяет назначение, роль и задачи вооруженных сил в обществе, а также организационную структуру, численный состав, принципы управления и финансирования армии. В Российской Федерации, например, существуют законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Военная доктрина РФ» и иные законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность Вооруженных Сил.

Армия используется государством как исключительное средство в тех случаях, когда мирные методы политического воздействия не дают желаемого результата, а неприменение вооруженных сил чревато социальными потрясениями. История показывает, что открытое вмешательство вооруженных сил в решение острых социально-политических проблем характерно в основном для развивающихся стран и свидетельствует о неразвитости государства и общественных отношений.

В-третьих, армия всегда играла большую роль в достижении политических целей, которые ставило руководство государства. В мирное время вооруженные силы:

– сдерживают потенциальных агрессоров за счет имеющейся военной силы;

– оказывают военно-политическое давление на политических оппонентов через демонстрацию силы (военные учения, сосредоточение военных сил в определенных регионах, приведение сил в повышенные степени боевой готовности и т.п.);

– осуществляют военную помощь союзникам (поставки вооружения, подготовка военных кадров и др.).

В военное время армия:

– уничтожает противника;

– отстаивает государственную независимость и гарантирует послевоенное развитие страны через создание выгодных условий послевоенного мира.

Таким образом, очевидно, что армия непосредственно связана с политикой, являясь основной вооруженной силой всякого государства. При этом специфика армии состоит в том, что, будучи средством политики, она своей собственной политики не ведет, но при этом особым образом реализует политические задачи государственного руководства. Иными словами, армия почти всегда подчинялась в самом общем плане гражданскому политическому руководству. Это подтверждается тем, что разработка и принятие основополагающих нормативных актов в области военного строительства были и остаются прерогативой высшего политического руководства, а Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил страны является Президент.

Очевидно, что армия является одним из важнейших институтов государства, однако она обладает такими характерными особенностями, которые выделяют ее из общей массы государственных учреждений, характеризуют ее специфичность.

Армия имеет основные существенные признаки, которые придают ей ее качественную определенность и которые позволяют нам утверждать, что это действительно армия, а не просто какое-то вооруженное формирование. Обычно выделяют несколько наиболее важных признаков армии.

Во-первых, армия непосредственно связана с государством, принадлежит государству и подчиняется государственной власти, существующей в стране. Армия всегда являлась одним из структурных элементов государства. Более того, как свидетельствует история, с армии порой и начиналось создание государства. Принадлежность и подчиненность государству, функционирование в его интересах – это главный признак, который позволяет определить вооруженную организацию как армию, как вооруженные силы государства.

в о-вторых, армия, чтобы быть армией, должна быть вооружена. Иными словами, это организация вооруженных людей, осуществляющая свое предназначение с помощью средств вооруженного насилия. Причем вооружение армии качественно и количественно отличается от вооружения других силовых структур. Армия, помимо обычного стрелкового оружия, вооружена средствами большой разрушительной силы (ракетами, артиллерией, авиацией, боевыми кораблями, танками и т.д.). Это, как правило, коллективное оружие, применяющееся экипажами, расчетами, подразделениями и воинскими частями через согласованные действия многих людей.

В-третьих, армия – это всегда специфическая военная организация, которая характеризуется жесткой и четкой управляемостью через единоначалие, субординацией, крепкой воинской дисциплиной, жесткой регламентацией всех видов деятельности от бытовой до боевой. Она имеет четкую и понятную всем военнослужащим организацию, достаточно стабильную и в то же время гибкую структуру, специально приспособленную для ведения войны. Она органически соединяет человека и военную технику и обеспечивает четкое взаимодействие больших масс людей, которые внутренне дисциплинированы и подчинены единой воле. Благодаря этому армия является относительно автономным институтом, способным имеющимися у него средствами вести самостоятельные, стратегические и оперативные действия по решению военных задач государственного значения.

в -четвертых, армия, будучи организована по военному образцу и вооружена, должна быть способна вести войну, нередко длительную и очень напряженную, сопровождающуюся огромными потерями. Для этого армия обладает боевой мощью, которая имеет как материальную, так и духовную составляющие. Материальная сторона боевой мощи включает наличие вооружения и техники, всех видов боевого и тылового обеспечения армии, материальные ресурсы, необходимые для ведения боя. Духовная сторона боевой мощи – это, прежде всего, духовное состояние войск, высокие морально-боевые качества командного и рядового состава, способность стойко переносить все тяготы и лишения войны, самоотверженность, героизм и упорство людей при решении боевых задач. Единство материального и духовного компонентов составляет реальную боеготовность и боеспособность, которые при их реализации в бою трансформируются в боевую мощь армии.

Таковы важнейшие признаки армии, лежащие в основе ее определения. Не случайно, что в своих военных исследованиях Энгельс определил сущность армии как «…организованное объединение вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной или оборонительной войны». В этом определении отмечены признаки армии, которые рассмотрены нами выше.

Исходя из этих рассуждений, можно дать следующее развернутое определение армии. Армияэто специфически организованный вооруженный государственный институт, обладающий монопольным правом на легитимное вооруженное насилие и обладающий необходимой боевой мощью для ведения войны с целью защиты интересов государства и общества.

Другие элементы военной организации, т.е. вооруженные формирования, которые созданы другими субъектами власти и общества, не отвечают существенным признакам армии и поэтому не могут быть отнесены к вооруженным силам как таковым.

 11. 2.2. Военная организация общества и армия

Для понимания сущности армии необходимо определить ее роль и место в военной организации общества и государства. Понятие «военная организация общества» шире по своему объему, чем понятие «вооруженные силы» или «армия».

История свидетельствует, что различные социально-политические институты общества (государства, классы, партии, организации и т.д.) для защиты своих интересов создавали разнообразные вооруженные структуры, организованные по военному образцу, которые по характеру своей деятельности и организации существенно отличаются друг от друга. Такие вооруженные структуры подразделяются на военные (регулярные, иррегулярные), полувоенные, военизированные, специальные и др.

Военные структуры – это вооруженные формирования, созданные и содержащиеся государством, состоящие из военнослужащих, которые специально готовятся для ведения вооруженной борьбы (войны) с внешним, а иногда и внутренним врагом. Военные структуры подразделяются на регулярные и иррегулярные.

Регулярные вооруженные формирования – это силы, специально созданные государством на постоянной основе в соответствии с военным законодательством и предназначенные для ведения войны с внешними врагами. Именно к ним и относится армия (вооруженные силы) государства. Кроме того, государства создают специальные вооруженные формирования для решения особых задач (разведка, борьба с терроризмом и т.д.).

Иррегулярные вооруженные формирования – это вооруженные структуры, не имеющие твердой и постоянной организации, системы комплектования и прохождения службы, которые законодательно не включены в вооруженные силы государства. К таким формированиям можно отнести партизанские отряды, народное ополчение, казачьи войска и др.

Некоторые государства создают полувоенные формирования, которые занимают промежуточное положение и гибко функционируют в зависимости от обстоятельств, например, национальная гвардия США, территориальные силы ФРГ, корпус карабинеров Италии, территориальная армия войскового резерва Великобритании или Гражданская оборона (МЧС) России и др.

Под военизированными формированиями понимаются организованные структуры, имеющие в содержании и способе своей деятельности признаки военной организации и ограниченного использования вооруженного насилия. К военизированным формированиям могут быть отнесены милиция, налоговая полиция, служба судебных приставов, федеральная служба исполнения наказаний и т.п.

Вооруженные формирования могут создаваться и негосударственными социальными институтами. Негосударственные вооруженные формирования, в основном военизированные, создаются для охраны предприятий, учреждений и частных лиц, и могут быть как законными, так и незаконными. Законные негосударственные вооруженные структуры в обязательном порядке проходят процедуру государственной регистрации и лицензирования, а их деятельность строго регламентирована законодательством. К таким формированиям относятся охранные, частные детективные агентства, структуры ведомственной охраны, личные телохранители и т.п.

Кроме указанных выше структур, негосударственные вооруженные формирования, созданные различными институтами гражданского общества, могут использоваться для ведения партизанской и повстанческой борьбы в национально-освободительных движениях и революциях. Кроме того, в странах, где государственная власть ослаблена, а социальные отношения несбалансированы, нередко возникают различные асоциальные вооруженные формирования, как правило, из маргинальных социальных слоев и деклассированных элементов. Такие банды и террористические группы преследуют свои узкоэгоистические, преступные цели, которые противоречат общественным и государственным интересам.

Военные и военизированные формирования, создаваемые государством и гражданским обществом, представляют собой системную структуру взаимосвязанных элементов, составляющих единую военную организацию общества.

Военная организация общества в самом общем виде включает в себя следующие основные элементы:

вооруженные силы (армия), состоящие из различных видов и родов войск (ракетные войска стратегического назначения (РВСН), военно-морской флот (ВМФ), военно-воздушные силы (ВВС), сухопутные войска, воздушно-десантные войска (ВДВ) и др.);

войска федеральных министерств и служб: пограничные войска, внутренние войска, войска Гражданской обороны, железнодорожные войска и др.;

военные органы специальных государственных институтов: служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и др.;

иррегулярные вооруженные формирования, создаваемые в военное время и особые периоды: партизанские формирования, народное ополчение, повстанческие отряды.

Государством создаются многие другие вооруженные (полувоенные и военизированные) формирования, которые также могут быть отнесены к военной организации общества. К ним относятся: Российское оборонно-спортивное общество (РОСТО), ведомственные аварийно-спасательные формирования (МЧС, Минатома, Минтопэнерго, Госстрой, «Газпром»), войсковые казачьи формирования, службы безопасности предприятий и учреждений.

Таким образом, очевидно, что в системе военной организации общества армия является основным и главным элементом, который по качественным и количественным показателям военного могущества намного превосходит все другие вооруженные формирования общества.

 

 

 11. 2.3. Функции и классификация армий

Армия как один из основных силовых элементов государства должна соответствовать своему политическому предназначению: обеспечивать военную безопасность страны, защищать независимость, территориальную целостность государства и конституционный строй средствами вооруженного насилия или угрозой его применения.

Функции (от лат. functio – совершение, исполнение) армии – это виды деятельности по реализации предназначения армии. Функции армии – это внешнее проявление ее существенных признаков при решении военно-политических задач, они могут быть внутренними и внешними.

Содержание внутренних функций определяет место и роль армии во внутренней жизни конкретного общества. К внутренним функциям армии можно отнести: деятельность по защите и укреплению политического и экономического строя; оказание помощи населению в случаях катастроф и стихийных бедствий; подавление массовых беспорядков; антитеррористическая деятельность и т.д.

Содержание внешних функций определяется через деятельность армии государства на внешнеполитической арене при взаимоотношениях с другими государствами и их армиями. К внешним функциям армии относятся: защита государственного суверенитета страны через ведение военных действий или угрозу применения военной силы; деятельность вооруженных сил в составе военных блоков по выполнению государственных обязательств или в составе международных миротворческих сил; захват чужих территорий; силовая замена политических режимов других государств или создание военным путем политических и экономических преференций; подавление национально-освободительных движений в других странах и др.

Содержание функций армии имеет исторический характер и меняется в зависимости от возникшей обстановки и конкретно-исторических условий. Так, например, в условиях глобализации общественных отношений армии ядерных держав, в том числе и России, приобретают такую функцию, как недопущение войны, особенно крупной войны с применением ракетно-ядерного оружия. Таким образом, в новых исторических условиях вооруженные силы крупных, развитых государств обеспечивают политику мирного взаимодействия государств и безопасности народов планеты. Можно также предположить, что в будущем, при нарастании опасности глобальной катастрофы, связанной с возможностью столкновения с крупными космическими объектами, на объединенные космические силы будет возложена задача защиты нашей планеты от этой вполне реальной угрозы.

Особенно значительно меняются внутренние функции армии в зависимости от уровня развития общественных отношений, складывающихся в той или иной стране. Так, например, в стабильных постиндустриальных странах с высоким уровнем жизни и развитыми общественными отношениями использование армии внутри страны как орудия вооруженного насилия практически исключается. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция сужения содержания и объема задач армии во внутренних функциях. Функции армии также подразделяют на основные и неосновные.

К основным функциям относятся те, которые связаны с самой сутью армии, с их помощью решается основная задача в сфере национальной безопасности. Основными функциями армии являются: защита независимости государства; обеспечение целостности страны; защита материальных и духовных ценностей общества, прав и свобод граждан своей страны. Основные функции армии носят постоянный характер, для их выполнения армия должна находиться в постоянной боевой готовности.

Неосновные функции армии определяются задачами государства, которые не носят постоянного характера и возникают в зависимости от сложившихся ситуаций. Такие функции для армии являются второстепенными, при их выполнении не должна снижаться обороноспособность страны и государства от внешнего агрессора. Именно поэтому одной из целей реформирования Вооруженных Сил России является освобождение армии от решения несвойственных ей хозяйственных и иных задач, непосредственно не связанных с боевой подготовкой.

Как уже отмечалось, через выполнение своих функций армия реализует свое историческое предназначение – вооруженную защиту страны и государства.

Для более глубокого познания сущности, социальной роли и тенденций развития различных армий необходимо их классифицировать. В истории науки проблема классификации решалась по-разному, так как это можно делать по различным основаниям. Так, например, армии наиболее целесообразно классифицировать по системе устройства, способам комплектования, по наличию видов вооружения и т.п.

По системе устройства армии могут подразделяться на постоянные, территориально-милицейские, а в отдельных случаях армия может иметь смешанную систему организации.

По способу комплектования армии классифицируются на наемные, добровольческие, основанные на всеобщей воинской обязанности, а также комплектование может осуществляться по смешанному принципу, когда часть вооруженных сил комплектуется из военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву, а другая часть – на добровольной основе и по контракту.

По характеру вооружения армии, прежде всего, делятся на обладающие ядерным оружием и не имеющие его, а также можно классифицировать армии по наличию, количеству и качеству различных видов вооружения. Например, армии, имеющие стратегическую авиацию дальнего действия, ракетное вооружение, высокоточное оружие, крупные авианесущие корабли, ядерные подводные лодки, мощные ударные наступательные группировки, крупные аэромобильные силы и т.д.

Армии можно также классифицировать в зависимости от типа общественного строя и государства, которые обуславливают содержание функций и историческое предназначение своей военной силы. Так, на основе формационного подхода, характерного для классиков марксизма, армии соотносятся с типом общества и государства. Каждой общественно-экономической формации соответствует формационный тип государства, а ему, в свою очередь, и особый исторический тип армии. Следовательно, каждый общественно-экономической формации присуща определенная армия. При смене формаций изменяется система классовых отношений и власти, строится новый тип государства и новая армия для обеспечения интересов нового правящего класса. Согласно такому подходу, четырем общественно-экономическим формациям – рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической – соответствуют одноименные типы армий.

Данная классификация не лишена логики и не противоречит разделяемому большинством философов мнению о взаимообусловленности армии и государства, которое является институтом, действующим в интересах определенных слоев населения. Таким образом, армия естественно становится защитником именно этих власть имущих слоев. И здесь не нужно бояться исторической правды, тем более, истинных и логичных утверждений как теоретиков марксизма, так и других исследователей, которые глубоко изучали теорию войны и армии.

Другое дело, что исторически необходимо прийти к такому уровню демократии, когда бы власть не только избиралась народом, но и действовала в интересах большинства населения. В таком демократическом государстве армия естественным образом не просто защищает интересы всего народа, но и сама становится народной. Только при условии реальной и развитой демократии воплощается известный принцип единства армии и народа.

Армия – элемент государственной власти, и если большинство населения доверяет власти, считает эту власть своей, то и армия становится народной. Основными формами проявления единства армии и народа являются: высокий авторитет армии, любовь к ней народа; постоянная забота об армии; непосредственное участие народа в строительстве вооруженных сил; равноправие воинов как граждан государства; активное участие в общественной и культурной жизни страны; массовый героизм и самоотверженность народа в боях за свободу и независимость своего Отечества; патриотическое воспитание населения и др.

Закономерно возникает вопрос о типе армии современной России. Для ответа на этот вопрос сначала необходимо разобраться с типом нашего государства, но сделать это очень сложно, так как Россия еще не вышла из периода становления нового общества и государства. Слишком глобальными и кардинальными были изменения, связанные с распадом СССР. Закончилась целая историческая эпоха, на обломках которой сегодня строится новая Россия и другие государства, деструктурирована Советская Армия и Военно-морской флот, изменилась форма собственности, невиданный упадок наблюдается во всех сферах жизни: экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере. Только недавно остановлен характерный для 90-х годов грандиозный процесс распада и разрушения.

Нынешняя военная реформа также направлена на слом устаревшей структуры армии и создание армии, соответствующей современным условиям. Какой может быть армия России сегодня? Такой же, как наше общество и государство, – армией переходного типа. Такие типы возникают тогда, когда меняется социально-экономический базис и государственно-политический строй общества.

Современная Россия проходит сегодня стадию формирования правового государства и гражданского общества. Хотелось бы надеяться, что новое государство будет по-настоящему демократическим и социально-правовым, а основу общества составит достойно живущий средний класс.

В случае воплощения в жизнь этих комплексных государственных задач военная реформа, без сомнения, увенчается успехом и приведет к созданию армии, достойной своего государства и общества. Армия всегда соответствует уровню государства и общества, так как она их неотъемлемая часть.

 

 11. 2.4. Армия и политика

Армия создается государством и используется им как орудие насилия в тех случаях, когда другими средствами политические цели не достигаются. Практически до начала XX века война считалась общепризнанным средством решения внешнеполитических проблем. Поэтому историю человечества с полным правом можно назвать историей войн.

Кроме достижения внешнеполитических целей государства при необходимости использовали армию в качестве силового средства при решении внутриполитических проблем (для подавления восстаний, массовых выступлений, беспорядков и т.п.).

Использовалась армия политическими лидерами и в борьбе за власть. Поэтому можно понять тревогу профессиональных военных, ставящих вопрос о деполитизации армии. Вместе с тем при постановке этого вопроса на обыденном уровне часто допускается упрощенный подход. Взаимоотношения же армии и сферы борьбы за власть достаточно сложны. Они определяются ситуацией, которая складывается в этой сфере. Рассмотрим условия, политизирующие и деполитизирующие армию.

В контексте данных рассуждений под политизацией армии понимается ее задействование, участие в борьбе за власть внутри страны, под деполитизацией – неучастие в этой борьбе.

Армия становится политизированной в условиях сложной, кризисной, конфликтной ситуации во властных структурах, когда не действуют легитимные способы выхода из нее. Закономерно, что субъекты власти или их политические противники, когда не действуют законы, обращают свой взор на армию, задействование которой в своих интересах позволяет лидеру удержать или захватить власть. В подобных ситуациях командиры соединений и объединений оказываются перед необходимостью политического выбора, решения и отвечают за его последствия как перед народом, так и перед своей совестью.

Армия становится деполитизированной в условиях политической стабильности в стране, когда борьба за власть и смена лидеров на руководящих должностях государственного масштаба происходит легитимно, на основе действующих, отработанных законов. В таком механизме силовая функция армии не требуется.

Повторимся, речь идет о деполитизации как о неучастии в борьбе за власть, но не о выходе армии из сферы политики в широком значении этого слова. Дело в том, что, став полностью деполитизированной с точки зрения борьбы за власть внутри страны, армия одновременно политизируется на все сто процентов с точки зрения ее подчиненности, преданности легитимному субъекту власти, управляющему ею от имени государства. А государство, как известно, является главным политическим институтом страны.

Таким образом, армия и политика всегда, в любых условиях находятся во взаимосвязи. Объективность и необходимость такой взаимосвязи подтверждается несколькими основными факторами. Рассмотрим их.

1. Армия является наиболее организованной, дисциплинированной и мобильной силой, которая владеет оружием, благодаря чему ее можно использовать для достижения широкого диапазона государственных целей как внутри страны, так и на международной арене.

2. Армия способствует обеспечению политической стабильности в обществе, благодаря ее подчиненности существующему режиму власти.

3. Армия является наиболее стабильным институтом государства. Вооруженные силы консервативны в положительном значении этого термина. В механизме их функционирования есть ряд неизменных нравственных, идеальных факторов: долг, честь, патриотизм. Эти духовные качества воинов необходимы при любом политическом строе. Они не должны изменяться или девальвироваться с изменением идеологических и политических ценностей. В цивилизованных странах с приходом к власти нового главы государства сменяются лишь отдельные персонажи в военном ведомстве, а все остальные атрибуты вооруженных сил остаются без изменений.

Армия должна быть постоянно боеготовой. Поэтому предпочтительнее ее эволюционное, постепенное совершенствование, чем революционные, коренные преобразования, так как сам процесс кардинальных изменений (даже если они объективно необходимы) подразумевает временное снижение или утрату боеготовности. Если это происходит, страна утрачивает свое влияние на международной арене, а ее руководители – авторитет как за рубежом, так и внутри страны. При демократическом политическом режиме это объективно влечет поражение на очередных выборах.

4. Армия подчиняется гражданскому политическому руководству страны и законам, которые принимаются также государственными институтами. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны является Президент Российской Федерации. Любые международные договоры, касающиеся использования Вооруженных Сил, сокращения вооружений и т.п. находятся в ведении высших органов власти. Ими же принимаются решения по использованию Вооруженных Сил внутри страны на основе Конституции и соответствующих законов.

Рассмотрение вариантов политического поведения армии позволяет констатировать, что вооруженные силы проявляют преданность субъекту власти при стабильном тоталитарном или демократическом режиме. В условиях политической нестабильности, как было рассмотрено выше, армия может стать на стороне определенных политических сил и помочь им достигнуть поставленных целей. Это может произойти по инициативе как этих самых политических сил, так и высших армейских кругов.

Особым вариантом политического поведения армии является ее выход из подчинения субъектов власти и совершение военного переворота. Вероятность его становится достаточно высокой при наличии одновременно ряда условий. Основными среди них являются: экономический и политический кризис, порождающий недовольство в обществе; явная или скрытая неудовлетворенность части военачальников проводимой государственной политикой; наличие среди военных руководителей лидера, обладающего высокими организаторскими и волевыми качествами, позволяющими эффективно осуществлять политическое и военное руководство; высокая харизма этого лидера, его поддержка военнослужащими на различных уровнях армейской структуры.

Военный переворот всегда, в любой стране является неконституционным событием. Применение в ходе него вооруженного насилия может привести к многочисленным жертвам. Поэтому мировое сообщество в современных условиях оценивает военный переворот отрицательно как нежелательную форму разрешения политических проблем. Соглашаясь с данной позицией, вместе с тем нельзя не отметить, что социально-политическая направленность военных переворотов может быть различной.

Истории известны военные перевороты, совершавшиеся против нежизнеспособной системы власти. Поэтому последствия военных переворотов могут быть как регрессивными, так и прогрессивными. А эти последствия не могут не влиять на историческую оценку того или иного военного переворота. За истекший век только в Латинской Америке и Африке их совершено более 500, в Азии – более 50, и даже в относительно спокойной Европе было 11 военных переворотов.

Эти данные свидетельствуют, что при соответствующих условиях военный переворот становится реальностью. Поэтому политические лидеры, придя к власти, особое внимание обращают на подбор высших военачальников. Они должны быть компетентными и одновременно преданными. Именно таких военных руководителей подбирает сильный субъект власти. Слабый же в кризисной ситуации вынужден предпочесть преданного компетентному, так как компетентный в широком значении этого слова может для него стать опасным.

Говоря об отношениях армии и политики, необходимо иметь в виду, что военнослужащий – это не бездумная марионетка. Воин, особенно про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 2784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.052 с.)