Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Низкий уровень социальная напряженности.
Низкую социальную напряженность в этническом вигилентном конфликте характеризуют отношения номинальной толерантности и оппозиционного этноцентризма. В данном параграфе рассмотрим влияние социальной напряженности Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными[22]. В отношении принимающего сообщества к этническим мигрантам выделяют два уровня толерантности – номинальный и глубокий. Для либеральной толерантности характерен глубокий уровень терпимого отношения местных жителей к этническим мигрантам, выражающийся «в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления преимущественно методами разъяснения и убеждения»[23]. Либеральная толерантность отрицает применение насилия в конфликте. Затяжные этнические конфликты являются основной причиной отсутствия либеральной толерантности среди конфликтующих сторон, заключающих соглашения о неприменении насилия в решении спорных проблем. В связи с длительностью этнических конфликтов стороны прибегают к номинальной толерантности. Номинальная толерантность в сфере проживания ограничивается поселенческой сегрегацией этнических мигрантов. В трудовой сфере номинальная толерантность отличается инструментальным восприятием мигрантов как дешевой рабочей силы, используемой во вторичном секторе экономики. В сфере межкультурных отношений местная номинальная толерантность допускает свободную ассимиляцию этнических мигрантов, которая поддерживает чувство местного превосходства[24]. В этническом конфликте противоборствующие стороны стремятся достичь взаимопонимания и согласованности разнородных интересов и заключить временные мирные соглашения, но при этом желают сохранить свои этнические ценности и установки. Поэтому разумно утверждать о том, что достигнутые соглашения обязывают стороны временно сосуществовать друг с другом в конфликте, так как при сложившихся обстоятельствах невозможно заключить постоянное мирное соглашение. Соответственно, в силу того что стороны тревожатся за свое выживание и не располагают возможностью одержать победу в этой борьбе, стороны прибегают к норме толерантности модуса вивенди (лат. modus vivendi – образ жизни, способ существования), терпимости временных межгрупповых соглашений, подразумевающую номинальную толерантность.
Норма номинальной толерантности выражаются в двух формулах поведения: «поживем – увидим» и «нельзя быть терпимым к нетерпимым». Первая формула характеризует переход от насилия к кооперации в решении спорных вопросов в повседневной жизни. Стороны вынуждены прибегнуть к поведенческому правилу номинальной толерантности «поживём – увидим», мотивируя стремлением сохранить ценности своей этногруппы в условиях невозможности одержать одностороннюю победу в конфликте. При культивировании данного правила прежняя высокая социальная напряжённость снижается до низкого уровня. Низкую социальную напряжённость отличают наличие социальных контактов, постепенное восстановление кооперации местных жителей и мигрантов и сохранение конфликтогенных факторов. Доверие между бывшими участниками конфронтации отсутствует. Доверием пользуется только гарант мирных соглашений- общая местная власть. Когда она ставится под сомнение, возобновляется насилие в этническом вигилентном конфликте. «Нельзя быть терпимым к нетерпимым» – означает возможность перехода от отношений кооперации к групповой карательной самопомощи. Внешне низкий уровень противостояния позволяет говорить о мирных отношениях, хотя они не обязательно означают отсутствие подготовки к новому витку насильственной борьбы обеих сторон или одной стороны. Вероятность перехода социальной напряжённости в конфронтацию повышается при провоцирующих инцидентах и утрате общей власти доверия со стороны местных жителей и мигрантов. Кроме номинальной толерантности, низкую социальную напряженность в этническом вигилентном конфликте характеризуют отношения оппозиционного этноцентризма.
Этноцентризм (от греч. ethnos - племя - народ и центр) в социологии и культурологии означает склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным[25]. Термин «этноцентризм» был введен Уильямом Г. Самнером в Распространенность этнической конфронтации привела к более углубленному конфликтологическому пониманию этноцентризма. По определению Н. Аберкромби, С. Хилла, Б. Тернера, этноцентризм свидетельствует о существовании «предубеждений в отношениях между теми, кто является, и теми, кто не является членами социальной группы. В этом случае проводится четкое различие между понятием «мы» и понятием «они», причем установки, обычаи и поведение, характерные для «нас» некритически рассматриваются как безусловно высшее по отношению к «их» социальным характеристикам».[27] Этноцентризм как установка межгруппового противостояния содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Этноцентристские предубеждения имеют стереотипный характер. В стереотипе преувеличивается зависимость от этногруппы. Стереотипизация означает игнорирование индивидуальности людей и приписывание индивиду характеристик в зависимости от его групповой принадлежности. Стереотип является коллективным по происхождению представлением в том смысле, что индивид принимает на веру образ группы, который не основывается на его личном опыте. Этноцентристские стереотипы сохраняются этническими культурами и известны с давних времен. Например, древние израильтяне именовали себя «избранным народом», а язычников – «варварами». Древние греки и римляне символически утверждали свое культурное превосходство, когда считали «варварами» народы, говорящие на непонятном им языке. Аналогичным образом китайцы считали себя «пупом земли» и именовали «варварами» всех не-китайцев. Стереотипы экономят усилия при восприятии этнических различий и ориентируют на внутреннюю солидарность и внешнюю нетерпимость.
M. Брюер и Д. Кэмпбелл выделяют основные признаки этноцентризма[28]: -восприятие элементов своей культуры как «естественных» -рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных; -оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных; -представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
Этноцентричным отношениям свойственна высокая степень внутригрупповой сплоченности, солидарности, тотальное почтение к групповым ценностям, а в отношении других, наоборот, наблюдается презрение к их обычаям и верованиям[29]. Чем ближе живут и взаимодействуют противостоящие стороны, тем выше градус этноцентристской враждебности, т.е. степень напряжения, возникающей между мигрантами и местными жителями, оценивается высокой.
Т.Г. Стефаненко использует критерий «степень предубежденности» и различает два уровня этноцентризма – оппозиционный («благожелательный») и агрессивный («воинственный»).[30] Для низкой напряжённости отношений участников этнического вигилентного конфликта характерен оппозиционный этноцентризм. К его признакам относятся: 1.Скрытые межгрупповые предубеждения, допускающие этническую неприязнь. 2.Ограниченные межэтнические контакты в бытовой и культурной сферах. 3. Малая помощь мигрантам в трудной жизненной ситуации. 4.Стороны временно избегают публичных споров, разжигающих межэтническую рознь. Оппозиционный этноцентризм местных жителей и мигрантов поддерживается поведенческими правилами номинальной толерантности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.011 с.) |