Низкий уровень социальная напряженности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Низкий уровень социальная напряженности.



  Низкую социальную напряженность в этническом вигилентном конфликте характеризуют отношения номинальной толерантности и оппозиционного этноцентризма.

    В данном параграфе рассмотрим влияние социальной напряженности                    

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными[22].

В отношении принимающего сообщества к этническим мигрантам выделяют два уровня толерантности – номинальный и глубокий. Для либеральной толерантности характерен глубокий уровень терпимого отношения местных жителей к этническим мигрантам, выражающийся «в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления преимущественно методами разъяснения и убеждения»[23]. Либеральная толерантность отрицает применение насилия в конфликте.

Затяжные этнические конфликты являются основной причиной отсутствия либеральной толерантности среди конфликтующих сторон, заключающих соглашения о неприменении насилия в решении спорных проблем. В связи с длительностью этнических конфликтов стороны прибегают к номинальной толерантности.

Номинальная толерантность в сфере проживания ограничивается поселенческой сегрегацией этнических мигрантов. В трудовой сфере номинальная толерантность отличается инструментальным восприятием мигрантов как дешевой рабочей силы, используемой во вторичном секторе экономики. В сфере межкультурных отношений местная номинальная толерантность допускает свободную ассимиляцию этнических мигрантов, которая поддерживает чувство местного превосходства[24].

В этническом конфликте противоборствующие стороны стремятся достичь взаимопонимания и согласованности разнородных интересов и заключить временные мирные соглашения, но при этом желают сохранить свои этнические ценности и установки. Поэтому разумно утверждать о том, что достигнутые соглашения обязывают стороны временно сосуществовать друг с другом в конфликте, так как при сложившихся обстоятельствах невозможно заключить постоянное мирное соглашение. Соответственно, в силу того что стороны тревожатся за свое выживание и не располагают возможностью одержать победу в этой борьбе, стороны прибегают к норме толерантности модуса вивенди (лат. modus vivendi – образ жизни, способ существования), терпимости временных межгрупповых соглашений, подразумевающую номинальную толерантность.

Норма номинальной толерантности выражаются в двух формулах поведения: «поживем – увидим» и «нельзя быть терпимым к нетерпимым». Первая формула характеризует переход от насилия к кооперации в решении спорных вопросов  в повседневной жизни.

Стороны вынуждены прибегнуть к поведенческому правилу номинальной толерантности «поживём – увидим», мотивируя стремлением сохранить ценности своей этногруппы в условиях невозможности одержать одностороннюю победу в конфликте. При культивировании данного правила прежняя высокая социальная напряжённость снижается до низкого уровня. Низкую социальную напряжённость отличают наличие социальных контактов, постепенное восстановление кооперации местных жителей и мигрантов и сохранение конфликтогенных факторов. Доверие между бывшими участниками конфронтации отсутствует. Доверием пользуется только гарант мирных соглашений- общая местная власть. Когда она ставится под сомнение, возобновляется насилие в этническом вигилентном конфликте.

 «Нельзя быть терпимым к нетерпимым» – означает возможность перехода от отношений кооперации к групповой карательной самопомощи. Внешне низкий уровень противостояния позволяет говорить о мирных отношениях, хотя они не обязательно означают отсутствие подготовки к новому витку насильственной борьбы обеих сторон или одной стороны. Вероятность перехода социальной напряжённости в конфронтацию повышается при провоцирующих инцидентах и утрате общей власти доверия со стороны местных жителей и мигрантов.

Кроме номинальной толерантности, низкую социальную напряженность в этническом вигилентном конфликте характеризуют отношения оппозиционного этноцентризма.

 Этноцентризм (от греч. ethnos - племя - народ и центр) в социологии и культурологии означает склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным[25].

           Термин «этноцентризм» был введен Уильямом Г. Самнером в
1906 г. в книге «Народные обычаи» после наблюдения
тенденции в поведении дистанцироваться группы с общими
интересами от других[26]. Исследователь рассматривал феномен этноцентризма как «специальное название такого представления вещей, в котором собственная группа выступает центром всего, и все другие измерены и оценены в отношении этого». Позже определение было дополнено: зачастую ведущий к гордости, тщеславию, вере в превосходство собственной группы и презрению к посторонним.

Распространенность этнической конфронтации привела к более углубленному конфликтологическому пониманию этноцентризма. По определению Н. Аберкромби, С. Хилла, Б. Тернера, этноцентризм свидетельствует о существовании «предубеждений в отношениях между теми, кто является, и теми, кто не является членами социальной группы. В этом случае проводится четкое различие между понятием «мы» и понятием «они», причем установки, обычаи и поведение, характерные для «нас» некритически рассматриваются как безусловно высшее по отношению к «их» социальным характеристикам».[27]

Этноцентризм как установка межгруппового противостояния содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.                                       Этноцентристские предубеждения имеют стереотипный характер. В стереотипе преувеличивается зависимость от этногруппы. Стереотипизация означает игнорирование индивидуальности людей и приписывание индивиду характеристик в зависимости от его групповой принадлежности. Стереотип является коллективным по происхождению представлением в том смысле, что индивид принимает на веру образ группы, который не основывается на его личном опыте.

   Этноцентристские стереотипы сохраняются этническими культурами и известны с давних времен. Например, древние израильтяне именовали себя «избранным народом», а язычников – «варварами». Древние греки и римляне символически утверждали свое культурное превосходство, когда считали «варварами» народы, говорящие на непонятном им языке. Аналогичным образом китайцы считали себя «пупом земли» и именовали «варварами» всех не-китайцев. Стереотипы экономят усилия при восприятии этнических различий и ориентируют на внутреннюю солидарность и внешнюю нетерпимость.

 

M. Брюер и Д. Кэмпбелл выделяют основные признаки этноцентризма[28]:

-восприятие элементов своей культуры как «естественных»
и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»;

-рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

-оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

-представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Этноцентричным отношениям свойственна высокая степень внутригрупповой сплоченности, солидарности, тотальное почтение к групповым ценностям, а в отношении других, наоборот, наблюдается презрение к их обычаям и верованиям[29]. Чем ближе живут и взаимодействуют противостоящие стороны, тем выше градус этноцентристской враждебности, т.е. степень напряжения, возникающей между мигрантами и местными жителями, оценивается высокой.

 

Т.Г. Стефаненко использует критерий «степень предубежденности» и различает два уровня этноцентризма – оппозиционный («благожелательный») и агрессивный («воинственный»).[30]

Для низкой напряжённости отношений  участников этнического вигилентного конфликта характерен оппозиционный этноцентризм. К его признакам относятся:

1.Скрытые межгрупповые предубеждения, допускающие этническую неприязнь.

2.Ограниченные межэтнические контакты в бытовой и культурной сферах.

 3. Малая помощь мигрантам в трудной жизненной ситуации.

4.Стороны временно избегают публичных споров, разжигающих межэтническую рознь.

Оппозиционный этноцентризм местных жителей и мигрантов поддерживается поведенческими правилами номинальной толерантности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.011 с.)