Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления



Согласно ст. 2 Федерального Закона №131-ФЗ[1], местным самоуправлением в Российской Федерации явяляется форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом местных традиций.

Правовое регулирование местного самоуправления подразделяется на четыре уровня:

-международно-правовой, включающий общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры;

-федеральный, куда входят Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты;

-региональный, включающий уставы (конституции) субъектов РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления;

-муниципальный, содержащий уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.[2]

Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России было признано и гарантировано статьей 12 Конституции РФ[3]. Часть 2 ст. 3 Конституции РФ гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти.

Из ст. 76 Конституции РФ следует, что по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституцией предусмотрена также гарантия верховенства федеральных законов по предметам совместного ведения на случаи принятия в субъекте нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам.

Весной 1998 года в России была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления. Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни[4].   По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания и защита прав человека. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.

 

 

Особая роль Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в развитии правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Главной его целью стало ведение новых принципов территориальной организации местного самоуправления, предусматривающих формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем полномочий по решению вопросов местного значения.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения может осуществляться также с помощью других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Так, например, в ст. 394 Налогового кодекса[5] закреплено право органов местного самоуправления на установление и изменение ставок налога на землю на территории муниципального образования.

Очень важную роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления сыграли указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, так как для того, чтобы закон начал работать, необходим пусковой механизм его реализации.

 Например, Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»[6] были определены основные правила взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления.

Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации играют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основываясь на федеральном законодательстве о местном самоуправлении, они закрепляют основы организации местного самоуправления на своей территории, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основным нормативным правовым актом в системе правовых актов муниципального образования является его устав, который определяет организацию и формы осуществления местного самоуправления, компетенцию и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Кроме устава муниципального образования, на муниципальном уровне принимается ряд других нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Например, регламент представительного органа местного самоуправления и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.005 с.)