Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «уравнения с параметрами»Стр 1 из 4Следующая ⇒
Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром Цели: ввести алгоритм решения линейных уравнений с параметром; формировать умение решать линейные уравнения с параметром; развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; активизировать познавательную и творческую деятельность; формировать навыки решения линейных уравнений с параметром; развивать умение сравнивать и обобщать закономерности; развивать навыки самостоятельной работы; использовать полученные ранее знания при решении линейных уравнений с дополнительными условиями; развивать умение сравнивать и обобщать закономерности; формировать навыки исследовательской работы. Линейным уравнением называется уравнение вида ах = b, где а, b – некоторые действительные числа, х – переменная. В зависимости от коэффициента а, зависит и решение этого уравнения. При а = 0, b ≠ 0 уравнение не имеет корней, так как нет такого числа, которое при умножении на нуль, даст результат, отличный от нуля. При а = 0, b = 0 уравнение имеет бесконечно много решений, решением является любое действительное число. При а ≠ 0 мы можем обе части уравнения разделить на а, имеем единственный корень, равный . Итак, получили следующую схему. Схема 1. Решение линейных уравнений
Итак, можно по некоторому целесообразному признаку разбить множество всех значений параметра на подмножества, а затем заданное уравнение решить на каждом из этих подмножеств. Чтобы разбить множество значений параметра на подмножества, полезно воспользоваться контрольными или особыми значениями параметра, при которых или при переходе через которые происходит качественное изменение уравнения. При решении линейных уравнений с параметрами качественное изменение происходит при переходе коэффициента а через нуль. То есть контрольным(и) значением(ями) будут те значения коэффициента при переменной х, при которых он обращается в нуль, так как при таких значениях невозможно деление на коэффициент при х (а при иных значениях параметра такое деление возможно); следовательно, меняется процедура решения уравнения, в этом и состоит качественное изменение уравнения.
Схема 2. Зависимость количества решений Системы линейных уравнений от коэффициентов системы
Схема 4. Расположение параболы по отношению к оси абсцисс Фазовая плоскость Цель: введение понятия «пучок прямых»; понятие «фазовая плоскость», формировать умение решать задачи этой плоскости. На плоскости Оху функция у = f(х; а) задает семейство кривых, зависящих от параметра а. Каждое семейство обладает определенными свойствами. Выбор семейства кривых в методе пучка прямых одновариантный. Это прямые, принадлежащие одному пучку у – уо = а(х – хо) с центром в точке А(хо; уо), где а – искомый параметр. Раскроем понятие пучка. Множество прямых, проходящих через точку А(хо; уо), называют пучком прямых, где А служит центром пучка. Каждую прямую пучка, кроме той, которая параллельна оси ординат, можно задать уравнением у – уо = k(х – хо), где k – угловой коэффициент рассматриваемой прямой. Уравнение у – уо = k(х – хо) есть уравнение пучка прямых, k – параметр пучка, характеризующий направление прямой. Значение параметра k можно найти, если указано условие, которое определяет положение прямой на плоскости. Понятие «уравнения с параметрами» Цели: познакомить с понятиями параметр, задача с параметром; формировать осознанный подход к решению задач с параметром; развивать исследовательскую деятельность учащихся. Уравнение с параметром – это, по сути дела, краткая запись бесконечного семейства уравнений. Каждое из уравнений семейства получается из данного уравнение с параметром при конкретном значении параметра. Поэтому задачу решения уравнения с параметром можно сформулировать следующим образом: решить уравнение с параметром f (х; а) = 0 – это решить семейство уравнений, получающихся из уравнения f (х; а) = 0 при любых действительных значениях параметра. Ясно, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства уравнений невозможно, но тем не менее каждое уравнение из бесконечного семейства должно быть решено. Сделать это, например, можно, если по некоторому целесообразному признаку разбить множество всех значений параметра - множество действительных чисел или множество значений, заданное в условии задачи, - на подмножества, а затем заданное уравнение решить на каждом- из этих подмножеств.
Чтобы разбить множество значений параметра на подмножества, полезно воспользоваться теми значениями параметра, при которых или при переходе через которые происходит качественное изменение уравнения. Такие значения параметра можно назвать контрольными или особыми. Искусство решения уравнения с параметрами как раз и состоит в том, чтобы уметь находить контрольные значения параметра. Каковы основные типы задач с параметрами? Тип 1. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству. Этот тип задач является базовым при овладении темой «Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при решении задач всех других основных типов. Тип 2. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров). Обращаем внимание на то, что при решении задач данного типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, неравенства, их системы и совокупности и т. д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным затратам времени. Однако не стоит абсолютизировать сказанное, так как иногда прямое решение в соответствии с типом 1 является единственным разумным путем получения ответа при решении задачи типа 2. Тип 3. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений). Легко увидеть, что задачи типа 3 в каком-то смысле обратны задачам типа 2. Тип 4. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения. Например, найти значения параметра, при которых: 1) уравнение выполняется для любого значения переменной из заданного промежутка; 2) множество решений первого уравнения является подмножеством множества решений второго уравнения и т. д. Многообразие задач с параметром охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии), но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к одному из четырех перечисленных типов, которые по этой причине названы основными. Наиболее массовый класс задач с параметром - задачи с одной неизвестной и одним параметром. Каковы основные способы (методы) решения задач с параметром? Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения.
Аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им. Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной х и параметром а) рассматриваются графики или в координатной плоскости Оху, или в координатной плоскости Оха. Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные х и а принимаются равноправными и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных х и а и заканчиваем решение.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.009 с.) |