Конструирование современного занятия с помощью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование современного занятия с помощью



Конструирование современного занятия с помощью

Технологической карты

Методические рекомендации

Автор-составитель:

Домбровская Татьяна Николаевна,

социальный педагог

Сыктывкар, 2020

Рекомендовано к печати по решению педагогического совета МУДО «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение», протокол № 5 от 20.03.2020 г.

 

 

«Конструирование современного занятия с помощью технологической карты»

 Методические рекомендации: сост. Домбровская Т.Н. – Сыктывкар, 2020.

 

В данной методической разработке раскрываются необходимость и возможности технологической карты, представлены варианты технологической карты, описаны походы к проектированию технологической карты, даны рекомендации по её оформлению, представлены образцы технологических карт. Представленный материал поможет педагогам разработать учебное занятие в соответствии с современными требованиями.

 

  

  Данная разработка адресована руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

 

167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, д. 145

МУДО «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»

cdod23@gmail.com

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение …………………………………………………………………..4-5

 

2. Конструирование современного занятия с помощью

технологической карты ………..…………………....................................6-29

 

2.1. Варианты технологической карты……………………………………6-11

 

2.2. Возможности технологической карты……………………………11-12

 

2.3. Разработка технологической карты…………………………………12-29

 

Общие сведения…………………………..………….………………………12-19

 

Этапы урока «открытия» нового знания…………………………………20-29

 

2.4. Заключение………………………………………………………………….30

 

3. Источники информации…………………………………………………….31

 

4. Приложения……………………………………………………………….31-71

 

4.1. Список универсальных учебных действий…………………………..31-39

 

4.2. Образцы технологических карт………………………………………..40 -71

 

4.3. Формулировки деятельности педагога и учащихся

Введение

  Интенсивное развитие современных технологий вызывает существенные изменения в жизни общества. Вследствие изменения потенциальных потребностей общества  и перед педагогами встают новые цели и задачи. Усиливаются требования не только к профессиональной компетентности педагога,   но и к качеству современного занятия.  Поэтому возникает необходимость «перестроить» процесс обучения и подходы к подготовке учебного занятия. В рамках этой концепции особые требования предъявляются к планированию учебного процесса. Одним из основных инструментов, повышающих эффективность обучения на данном этапе, призвана стать технологическая карта урока – инновационный инструмент современной методологии.

  За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации:

 - развитие личности учащегося является целью и основным результатом образования;

- новое понимание образовательных результатов: они представлены не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

- педагог должен ориентироваться на достижение учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных;

- в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход, который  требует от педагога не только детальной операционально-деятельностной структуризации занятия, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников;

 - педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на занятиях такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности;

- специфика системно-деятельностного подхода предполагает другую структуру урока; предложена другая классификация уроков;

- меняются роли участников образовательного процесса: учащиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.

   Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем.  Учитель должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Организовать урок в соответствии с этим требованиями может помочь технологическая карта урока.  При разработке конспекта каждый педагог проходит определенный технологический процесс, при котором составляется технологический документ - карта урока.

   Использование технологической карты (современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся) как универсального инструмента проектирования процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным,  алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые предметные и метапредметные результаты, обеспечить согласованные действия педагога и учащихся,  гибко применять эффективные технологии, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществить интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленного производства.

    В политехническом энциклопедическом словаре (М.: Советская энциклопедия, 1989) даётся следующее определение:

технологическая карта – это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимые для изготовления изделия, время, квалификация работников и т.п.

Из этого следует, что она:

• имеет статус документа;

•  в ней записан весь процесс;

• указаны операции, их составные части;

•  названы материалы;

•  перечислено оборудование;

•  указаны инструменты;

•  обозначены технологические режимы;

•  рассчитано время;

•  определён квалификационный статус исполнителей.

 

   Технологическая карта в дидактическом смысле представляет собой проект учебного процесса, где представлено довольно подробное описание действий от цели до результата урока с использованием инновационной технологии работы с информацией. 

   Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и учащихся, а также образовательных результатов.

     Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

 Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

   Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

• должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

• должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

• должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

• должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

• должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Варианты технологической карты

 

   Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.

Первый вариант

 

Общий вид технологической карты урока,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД

Предмет____________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
Автор УМК__________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Тип урока____________________________________________________________

Ход урока

Деятель

ность учителя

Деятельность учащихся

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
                 

 

  Эта карта разработана специалистами Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Г. Л. Копотевой, заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий, И. М. Логвиновой, заместителем директора (ИСИО РАО).

Во втором варианте технологической карты отражены: этапы урока; время;

деятельность учителя; деятельность учащихся; методы, приемы и формы обучения; прогнозируемый результат образовательной деятельности; учебно-методическое обеспечение:

 

Этапы урока Время/ мин. Деятель ность учителя Деятель ность учащихся Методы, приёмы, формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение
             

Третий вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на познавательную,  коммуникативную и регулятивную, каждая из которых, в свою очередь,  делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

 

Деятель

ность

учителя

Деятельность учащихся

познавательная

регулятивная

коммуникативная

Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельности Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельности Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельности
             

Четвёртый вариант технологической карты урока может содержать: этапы урока; виды работы, формы, методы, приемы; содержание педагогического взаимодействия делится на деятельность учителя и деятельность учащихся;

формируемые УУД; планируемые результаты:

 

Этапы

урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятель ность учителя Деятель ность учащихся
           

 

Пятый вариант

Характеристика этапов урока

 

Этапы урока Время/ мин. Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы работы ФОУД Деятель ность учителя Деятель ность учащихся
               
               

 

Восьмой вариант    

ТИП УРОКА

Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:

Типы уроков по целеполаганию:

Урок введения нового знания

Урок рефлексии

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

Классификация уроков по дидактическим целям:

Изучение нового материала.

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Комбинированный или смешанный урок.

Классификация уроков по этапам формирования навыка:

Вводный урок

Тренировочный урок

Итоговый урок

Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

Информирующий урок

Проблемный урок

Исследовательский урок

Эвристический урок

Классификация уроков по типу межпредметных связей:

Интегрированный урок

Библиотечный урок

Клубный урок

Медиаурок

Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

ЦЕЛЬ УРОКА

Цель урока формулируется в виде отглагольного существительного: развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация,

мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора, расширение представления о …, изучение, выявление особенностей, закрепление, повторение, обобщение, углубление, определение, знакомство, научение чему-либо, овладение  конкретными знаниями и умениями; устранение пробелов в знаниях и т. п.

  Цель варьируется в зависимости от типа занятия. Например, цель занятия формирования новых знаний – организация работы по усвоению детьми понятий, научных фактов. Целью занятия обучения навыкам будет выработка у учащихся определенных умений и навыков. Целью занятия повторения станет более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизация.

Уроки деятельностной направленности

Урок открытия нового знания

Цели:
Деятельностная:  формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Урок развивающего контроля
Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Цель занятия должна отличатся конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом ее в конкретные дидактические задачи.

 

ЗАДАЧИ УРОКА

    Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. 

Организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос «Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Таким образом, задачи формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить.

Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков на уровне знания, понимания, применения:

• сформировать у учащихся представления о (понятия о) …; выявить (выявлять)…; познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…; расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…; научить применять на практике…; научить пользоваться…; обучить…; проверить…; выяснить основные отличия…, раскрыть особенности…, продолжить формирование навыков работы с документами..; раскрыть причины...; выяснить последствия...;  отработать навыки самостоятельной работы;  усвоить (повторить, закрепить) следующие основные понятия, законы, теории, термины, операции, технологии, способы изготовления;  сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения…; дать представление…; ввести новые термины и условные обозначения…; изучить новые понятия; обучить работе с таблицами, картами, учебными пособиями; расширить и углубить знания,  дать основы; проверить и оценить усвоение материала, изученного на предшествующих занятиях; осуществлять контроль знаний, умений, навыков; ознакомить с основными формами и особенностями…

• повторить, дать определение, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, закрепить, объяснить, получить информацию, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить,  повторить, описать, уметь, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, изучить, знать, выяснить,  усвоить, отработать, дать определение, объяснить, закрепить, отработать;

 

Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка;связаны с формированием познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций:

• развивать умения высказывать свою точку зрения…; формировать у учащихся умения выделять главное, работать по плану; развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес; развивать творческие способности (фантазию, воображение); развивать любознательность; развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений; развивать способность к сотрудничеству, общению, работе в коллективе воспитания сознательности учащихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других; развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

• формировать, развивать, учить, закрепить, научить, совершенствовать,

продолжить развитие… и т. п.

 

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций:

• воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим, доброту, искренность, чуткость, общительность; формировать аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность; развивать организаторские качества…;  развивать инициативу творчества; пробуждать познавательный интерес к учебному предмету; воспитывать в учащихся уверенности в своих силах; воспитывать активную жизненную позицию, нравственно-этические принципы и привычки; формировать общечеловеческие ценности: порядочность, тактичность; обучать рефлексивным умениям;

• прививать, укреплять, стимулировать, вызвать интерес; пробудить любознательность; пробудить интерес, выразить свое отношение  и т. п.

 

(Приложение №1  Список УУД)

Затем прописать планируемые результаты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Планируемые результаты обучения (ПРО) - это представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из урока; модель конечного состояния учащегося.

    В формулировку планируемых результатов должны быть включены глаголы, которые указывают на действия, подвергаемые измерению. Результаты должны быть согласованы друг с другом, их не должно быть очень много, так как это затрудняет процесс их измерения. Необходимо соотнести перечень результатов с поставленными задачами, т.е. на каждую задачу должен быть прописан результат:

 

обучающие задачи    предметные результаты
развивающие задачи   метапредметные результаты
воспитательные задачи   личностные результаты

 

Предметные результаты (приобретение знаний и умений по предмету):

• используют, понимают, выбирают, работают с…, описывают, знают, умеют, называют, распознают, преобразовывают, приводят примеры, владеют умениями.

Метапредметные результаты (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации и коммуникации):

• определяют, ставят, формулируют, демонстрируют, овладевают, определяют, устанавливают, приобретают умения, устанавливают, строят, создают, применяют, осуществляют, оценивают, учитывают, восстанавливают, соотносят, вырабатывают критерии, преодолевают трудности, формулируют, ставят проблему, аргументируют, проводят исследование, сравнение, высказывают, осознают, устанавливают, используют, проявляют, находят.

Личностные результаты (принятие новых ценностей, нравственных норм):

• понимают, проявляют, стремятся, осуществляют (самоанализ, рефлексию), осознают, оценивают, ответственно относятся, различают, оценивают, определяют, принимают.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Технология, основанная на создании учебной ситуации

• Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности

• Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

• Информационно-коммуникативные технологии

• Игровые технологии  

• Технология проблемно-диалогического обучения

• Технология «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)

• Технология развития критического мышления….

• Педагогическая мастерская

• Технология проведения дискуссий (панельная дискуссия)

• Кейс-метод

МЕТОДЫ

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

Предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения.

Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников -  организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения  - содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Частично-поисковый метод.

Веб-квест

Интеллект-карта

АКС – анализ конкретных ситуаций

Учение на основе учебных ситуаций

Деловые и ролевые игры

ВИДЫ = ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

• в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль;

• на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет;

•  занятия, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут;

•занятия, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд;

• занятия в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры;

• занятие - фантазия: сказка, спектакль, сюрприз;

• интегрированные занятия.

 

       Тип урока                                                       Виды
1.Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок
3.Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы

 

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Групповая

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

• презентация по теме, ПК учителя, ПК учащихся, медиа проектор, цветные мелки (маркеры),  видеоурок по теме, интерактивная доска, документ, камера, планшеты, графические планшеты, сканер, принтер, пульт

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

• плакат, опорная схема, ЦОР, раздаточный материал, сетевые ресурсы, памятки, карточки с заданиями

 

Цель урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала(задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.166 с.)