Специальная индивидуальная программа развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная индивидуальная программа развития



Специальная индивидуальная программа развития

для учащейся 2 класса

индивидуального обучения на дому

на 2020-2021 учебный год

срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Гоношилина С.Л.

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………………………………3

2. Структура СИПР…………………………………………………………………………………………………………………………………….5

3. Общие сведения о ребёнке ………………………………………………………………………………………………………………………………….5

4. Психолого-педагогическая характеристика …………………………………………………………………………………………………………….......5

5. Индивидуальный учебный план надомного обучения на 2019– 2020 учебный год ……………………………………………………………………….8

6. Расписание индивидуальных занятий………………………………………………………………………………………………………………9

7. Содержание образования в условиях организации и семьи…………………………………………………………………………………………………9

8. Базовые учебные действия…………………………………………………………………………………………………………………………..16

9. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов………………………………………………………………………………………17

10. Духовно-нравственное воспитание………………………………………………………………………………………………………………………….24

11. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………….....26

12. Внеурочная деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………………...26

13. Условия реализации потребности в уходе и присмотре…………………………………………………………………………………………………….27

14. Специалисты, участвующие в реализации СИПР………………………………………………………………………………………………….27

15. Программа сотрудничества с семьей обучающегося………………………………………………………………………………………………………..28

16. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов……………………………………………………………………………….29

17. Средства мониторинга и оценки динамики обучения……………………………………………………………………………………………………….30

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития, разработана для обучающейся с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе варианта 8.4,  адаптированной основной общеобразовательной программы, в соответствии с нормативными документами:

§ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

§ Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г., зарегистрирован в Минюсте России 03 февраля 2015 г., регистрационный номер 35850);

§ Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

§ Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС О НОО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).

§ СанПиНа 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

§ Заключения ПМПК от 15.08.2019

§ Учебного плана МОАУ СОШ № 83

 

Целью СИПР является, введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное  расширение

повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.


 

СИПР ориентирован на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, формирование социально-бытовых навыков.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельностиобучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, на преодоление и предупреждение у обучающегося вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Образовательные задачи направлены на обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие егопознавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной образовательной задачейявляется обучение учащегося альтернативной коммуникации, подготовке к письму и чтению, счету, в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося.

 

 

При организации обучения детей с РАС умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающими являются принципы:

- принцип индивидуализации - СИПР для учащегосяоснована на психолого-медико-педагогических рекомендациях;

- принцип целесообразности, предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося, характер заболевания и другие объективные причины, возникающие в процессе образовательной деятельности;

- принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинских работников);

- принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).

 

Данная учебная программа составлена для учащейся с ОВЗ, и направлена на создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка,необходимых для самореализации и жизни в обществе, формирование представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Обучающаяся– ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как его интеллектуальное развитие не позволяет освоить АООП (вариант 3).

 На основе адаптированной основной общеобразовательной программы разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая соот­ветствует уровню актуального развития ребенка и «зоны ближайшего развития», его возможностям и особым образовательным потребностям.

Структура СИПР

 В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает:

1. Общие сведения о ребёнке.

2. Психолого-педагогическая характеристика.

3. Индивидуальный учебный план. Расписание индивидуальных занятий.

4. Содержание образования в условиях организации и семьи

4.1. Базовые учебные действия.

4.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.3. Духовно-нравственное воспитание.

4.4. Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

4.5 Внеурочная деятельность

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 

Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Чумакова Дарья Викторовна            

Возраст ребенка: 10 лет

Место жительства: с.Городище, пер.Сиреневый,2

Мать: Чумакова Ольга Александровна

Отец: Чумаков Виктор Николаевич

Форма обучения: на дому

 

Заключение школьной ПМПК.

Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.

Отсутствие речи затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвитияучащегося, так как контакт с окружающими практически отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности.

Особенности развития обучающегося, обусловленные выраженными нарушениями поведения, проявляются в трудностях коммуникации и социального взаимодействия в которых присутствует крик и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим учащаяся нуждается в индивидуальном надомном обучении по СИПР с учетом специальных образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

Рекомендации:

1. Развитие навыков альтернативной коммуникации.

2. Развитие крупной, артикуляционной и ручной моторики.

3. Расширение пассивного словаря, коррекция понимания обращенной речи истимуляция речи.

4. Формирование предметных действий: лепка, рисование, игры с игрушками.

5. Развитие сенсорного восприятия.

6. Формирование знаний по окружающему миру, навыков самообслуживания.

7. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Приоритетные образовательные предметные области:

1. Язык и речевая практика
2. Математика

3. Окружающий мир

4. Искусство

5. Технология

6. Физическая культура.

 

3. Индивидуальный учебный план надомного обучения на 2020– 2021 учебный год

 

Длительность урока может варьироваться в зависимости от состояния ребенка.

Образовательные области Учебные предметы Вгод

Внеделю

Обязательная часть

  Количество часов в неделю в соответствии с АОП  Количество часов в неделю в сопровождении учителя Количество часов в неделю на самостоятельное обучение
1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 99   3   1   2  
2. Математика Математические представления 66 2 0,5 1,5
3.Естествознание Окружающий природный мир 66 2 0,5 1,5

4. Человек

Человек 99 3 1 2
Окружающий социальный мир 33 1 1 0

5.Искусство

Музыка и движение 66 2 1 1
Изобразительная деятельность 99 3 0,5 2,5
6.Физическая культура Адаптивная физкультура 66 2 0,5 1,5

7.Коррекционно-развивающие занятия

66 2 2  

Итого

660 20 8 12

Чумаковой Дарьи

День недели Время Предмет Количество часов

Понедельник

15:00-15:35 Речь и альтернативная коммуникация 1 час 15:40-16:15 Окружающий социальный мир 1 час

Вторник

15:00-15:20 Математические представления 0,5 15:25-15:45 Окружающий природный мир 0,5   15:50-16:10 Изобразительная деятельность 0,5

Среда

15:00-15:35 Человек 1 15:40-16:15 Музыка и движение 1 час 16:20-16:40 Адаптивная физкультура 0,5

Четверг

11:30-12:10 Коррекционное занятие «Предметно-практические действия» 1час 12:15-12:50 Коррекционное занятие «Сенсорное развитие» 1 час

4. Содержание образования в условиях организации и семьи

       Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.  

• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. 

• Умение самостоятельного использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях. 

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.  

• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. 

• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.). 

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. 

• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: 

ü использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

ü пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; 

ü общение    с     помощью электронных        средств      коммуникации

(коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. 

• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

• Узнавание и различение образов графем (букв).

• Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

Математика

Математические представления

 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

• Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. 

• Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

• Умение     соотносить число с     соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 

• Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. 

• Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. 

• Умение обозначать арифметические действия знаками. 

• Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

• Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. 

• Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. 

• Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. 

• Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Естествознание

Окружающий природный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

• Интерес к объектам и явлениям неживой природы. 

• Расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

• Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 

• Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

• Интерес к объектам живой природы. 

• Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

• Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. 

• Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Человек

Человек

 1) Представление о себекак «Я»,осознание общности и различий «Я» от других.

• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

• Представления о собственном теле. 

• Отнесение себя к определенному полу.

• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. 

• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. 

• Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

• Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. 

• Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. 

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.  

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

• Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). 

• Умение следить за своим внешним видом. 

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

 

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, созданным человеком. 

• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

• Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

        2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

• Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

• Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

• Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

• Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.

• Умение находить друзей на основе личностных предпочтений.

• Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

• Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

 

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

• Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

                            Умение       соблюдать        традиции        семейных,         школьных,

государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

• Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. 

• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.  

• Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

• Представление о государственно  символике (флаг, герб, гимн).

• Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. 

Искусство

Музыка и движение

       1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий,   игр, музыкально-танцевальных,       вокальных и инструментальных выступлений.

• Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). 

• Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

• Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. 

• Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2 ) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

• Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Стремление к     совместной и     самостоятельной музыкальной деятельности;

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

       1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни..  

• Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). 

• Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

• Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности. 

• Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы. 

• Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.  

• Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

• Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. 

Физическая культура

Адаптивная физкультура

      1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.  

                            Освоение    доступных    способов    контроля   над     функциями

собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

• Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений. 

• Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

• Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др. 

       2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

• Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

• Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

      3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм,  плавание.

• Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, др.

• Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

 

Организация специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ

Образование детей с РАС и нарушением интеллекта возможно только с учетом их особых образовательных потребностей.Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающегося с целью освоения им адаптированной основной общеобразовательной программы.

а)Потребность в компетентности специалистов.

Для обучения ребенка с РАСи нарушением интеллекта педагогическим работникам и специалистам необходима специальная подготовка, включающая:

· знания об особенностях развития и особых образовательных потребностях обучающихся с РАС;

· умение использовать эти знания для организации и осуществления образовательного процесса с обучающимися с РАС для создания специальных образовательных условий для этих детей;

· умение адаптировать общеобразовательные программы в соответствии с особыми образовательными потребностями.                                                                                                                 

б)Потребность в индивидуализации образовательного маршрута:

· обучение учащегося осуществляется в форме «надомного» обучения в условиях семьи с эпизодическим включением во внеурочную деятельность совместно с другими детьми, индивидуальную коррекционно-развивающую с педагогом-психологом;

· потребность в индивидуальной оценке образовательных результатов;

· комплексное психолого-педагогическое со­провождение ребенка на протяжении всего периода его обучения.

в) Потребность в специальных организационно-педагогических условиях:

· создание атмосферы сенсорного комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего; формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия осо­бенностей учащегося;

· применение адекватных возмож­ностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки СИПР);

· адаптация содержания учебного материала, выделение необходи­мого и достаточного для освоения ребенком, разработка необходимых учебных и дидактических материалов.

г) Потребности в адаптации образовательной среды предполагают необходимость:

· создания визуально структурированной среды;

· создания мотивирующей комфортной среды.

Создание мотивирующей среды включает: эмоциональный контакт с педагогом; толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный комфорт ребенку; предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок с РАС испытывает интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.

д) Потребность в согласованности действий педагогов и родителей.

е) Потребность в замене академических/учебных целей на альтернативные.

При работе с детьми с РАСи интеллектуальными нарушениями постановка многих академических/учебных целей обучения является нецелесообразной, т.к. таким детям тяжело их достичь, и это не повышает качества их жизни.

Например, «неговорящего» ребенка с РАС с выраженными интеллектуальными нарушениями обучают не грамоте, а  

умению выразить просьбу с помощью альтернативных средств коммуникации; учат не выполнению арифметических действий, а умению распознавать и запоминать числа, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса и т.д.

ж) Потребность в упрощении содержания основной общеобразовательной программы.

Для детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по СИПР упрощаются предметные результаты, а метапредметные — полностью редуцируются. Вместо универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу метапредметных результатов, у детей формируют базовые учебные действия (БУД).

з) Потребности, связанные с адаптацией способов «подачи» учебного материала:потребность в упрощенных способах подачи учебного материала, потребность в упрощении инструкции, потребность в дополнительной визуальной поддержке,потребность в устранении двойных требований, потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.

и)Потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации:потребность в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения, потребность в поддержке и развитии коммуникации, потребность в формировании навыков социального взаимодействия, потребность в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, потребность в накоплении и расширении социального опыта,потребность в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении, потребность в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов.

Й)Потребность в формировании социальных (жизненных) компетенций.

Необходимость формирования жизненных компетенций у детей с РАСобусловлена следующими, характерными для них особенностями: трудностями усвоения функциональных навыков, необходимых для их повседневной жизни: коммуникации, социального взаимодействия, социально-бытовых навыков.

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий является важным компонентом СИПР и, согласно требованиям ФГОС, включает задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения. 

3. Формирование умения выполнять задание.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

С учетом особенностей развития ребенка в СИПР на 2 год обучения включены задачи, соответствующие его особым образовательным потребностям.

Содержание 1 полугодие 2 полугодие
Формирование базовых учебных действий    
- направленность взгляда:    
  • на говорящего взрослого
   
  • на задание
   
- выполнение инструкций педагога:    
  • «Возьми»
   
  • «Посмотри на меня»
   
  • «Покажи»
   
- использование по назначению учебных материалов    
- выполнение действия    
  • по подражанию
   
  • по образцу
   
  • по инструкции
   
- выполнение задания от начала до конца    
Коррекция поведенческих проблем    
- коррекция негативизма    
- коррекция агрессии    

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Окружающий природный мир

Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка). Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности.

Временные представления.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.14 с.)