Сущность психического отражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность психического отражения



 

Для успешного управления процессом усвоения знаний и развития сознания воинов руководитель должен опираться как на свой опыт, так и в особенности на научные данные педагогической психологии, раскрывающей закономерности этого процесса как процесса психического отражения.

Психика, или сознание, человека есть функция мозга, его особое свойство, проявляющееся в способности отражать (познавать) предметы и явления объективного мира. Она есть результат взаимодействия мозга с энергией внешнего раздражения, излучаемой предметами и явлениями в форме света, цвета, движения, звука, тепла и т. д. В процессе такого взаимодействия в сознании человека возникают образы предметов и явлений, мысли о них, чувства и другие психические явления. Так в процессе психического отражения формируются знания, накапливается опыт воина.

В природе можно наблюдать множество форм отражения как результат взаимодействия материальных предметов и явлений. Вот несколько примеров: оптическое отражение — результат взаимодействия лучей света с оптической системой перископа; механическое — полет снаряда, откат пушки, выстрел и разрушение брони снарядом; разрушение местности как результат взаимодействия с ней движущейся боевой машины и т. д.

Однако психическое отражение — это особая, высшая форма отражения. Оно характеризуется, во-первых, тем, что это не мертвое, не зеркальное, не одноактное отражение, а процесс. «Отражение природы в мысли человека,— писал В. И. Ленин, — надо понимать не «мертво», не «абстрактно», не без движения,   не без противоречий,  а в вечном процессе  движения, возникновения противоречий и разрешения их»[1] Во-вторых, психическое отражение объективной действительности характеризуется тем, что любое внешнее воздействие (например, учебная информация) преломляется через ранее сложившееся внутреннее состояние сознания (уровень развития, настроение, желание, потребности, состояние здоровья и т. д.), которое имеется в данный момент у конкретного воина. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться в сознании разных людей и даже одного и того же человека в разных условиях и при разных психических состояниях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся при обучении и воспитании: все воины слушают одно и то же объяснение руководителей, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем воинам предъявляются одни и те же уставные требования, а поведение их разное. В-третьих, отражение человеком окружающего мира происходит в процессе его активной деятельности, в процессе труда, учебы. При этом люди воздействуют на окружающий мир, видоизменяя его, одновременно изменяется и сам человек, совершенствуются его сознание и деятельность. Таково материалистическое понимание процесса усвоения знаний человеком.

 

Структура сознания человека

 

Если сказать рабочему: «Вот кусок металла, сделайте из него деталь», он с изумлением посмотрит на заказчика, а затем ответит: «Дайте мне чертеж, в котором отражены форма и размеры детали, технологический процесс изготовления, качество обработки поверхностей и обеспечьте технологической оснасткой и инструментом».

Человек неизмеримо сложнее детали, поэтому утверждение отдельных руководителей, что они формируют у воинов, например, творческое или тактическое мышление (память, волю и т. д.), будет формальным, если они не понимают сущности мышления, процессов и методов его формирования. Нельзя формировать то, что самому неизвестно. В таком случае даже очень хорошо озвученная информация не достигнет цели. Начинать надо с усвоения руководителем (а затем и обучаемыми) структуры сознания, взаимосвязи и содержания его компонентов. Эти компоненты называют формами психического отражения. К ним относятся психические процессы, психические свойства и психические состояния. В ходе обучения формируются психические образования: знания, навыки, умения, мотивы, убеждения, привычки.

Психические процессы   обычно разделяют на познавательные (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление и речь, воображение),эмоциональные и волевые.

Психические свойства   — это личностные качества воина: направленность сознания, темперамент, характер, способности.

Психические состояния   — это обычно кратковременные, меняющиеся явления, определяющие уровень работоспособности сознания воина: активность — пассивность, уверенность — неуверенность, радость — печаль, настроение, страх и др.

Однако такое деление психики условно. Все психические явления взаимосвязаны, причинно обусловлены и проявляются одновременно в единстве через деятельность. Графически это показано на рис. 1.

Психика не существует вне конкретного человека. Именно в устойчивом единстве психических процессов, свойств и состояний выражена конкретная личность, которая познает мир, чувствует, действует. Личность и есть человек, наделенный сознанием.

Если воин положительно относится к учению, хорошо настроен, то все психические явления, взаимодействуя, ускоряют процесс формирования знаний, навыков и умений, повышают качество выполнения задачи. В свою очередь успешное выполнение задачи улучшает настроение, активизирует деятельность всего сознания. Но все эти психические явления у различных лиц протекают по-разному, т. е. субъективно. Поэтому изучить воина — значит дать характеристику субъективных особенностей психических процессов, свойств, состояний и образований, присущих именно ему как личности.

Опираясь на выявленные индивидуальные особенности сознания воинов, руководитель сможет целенаправленно формировать знания и профессионально важные психические склонности каждого из них.

 

 

Рис. 1. Структура психики человека и взаимная связь психических явлений

 

Сознание и деятельность

Усвоение начинается с осознания и завершается деятельностью или отдельными действиями. Поэтому руководителю занятий важно понимать этапы развития и движения мысли (сознания) в процессе учебной деятельности обучаемого: осмысливание и формирование образа в ходе восприятия — отрыв от предмета восприятия в процессе формирования понятия — закрепление полученных знаний — воспроизведение и применение знаний на практике. Таков длинный и сложный процесс деятельности сознания обучаемого при усвоении знаний. Единство сознания и деятельности — важный методологический принцип советской психологии: психика проявляется в деятельности и формируется в ней. Деятельность с самого начала выступает как условие возникновения, как фактор формирования и как объект приложения сознания человека. Значит, чтобы процесс усвоения протекал успешно, руководителю надо организовать внешнюю деятельность воинов по восприятию учебной информации и внутреннюю, психическую деятельность по осмысливанию ее и формированию представлений о предстоящих действиях.

Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»[2],— писал Ф. Энгельс. В «известном смысле» как раз и означает, что человек как индивид развил свое сознание и стал личностью именно в труде, в ходе реализации потребности в общении людей в процессе труда.

Единство сознания и деятельности проявляется в активном характере сознания: отражение действительности на основе поступающей от нее информации (информационная модель, например, оцениваемой местности) ведет не только к формированию психической (идеальной) модели этой действительности, но и к возможности ее преобразования. Сознание обеспечивает целенаправленный характер деятельности. Оно есть регулятор поведения и всей деятельности человека. Следовательно, чтобы эффективно воспитывать и обучать воина, надо прежде познать законы функционирования его сознания и воздействовать на него в соответствии с этими законами.

В различных психологических условиях деятельности сознание человека проявляется по-разному: в обычных условиях оно функционирует активно, в опасной же ситуации боя одни воины действуют в соответствии с задачей, психика других заторможена, некоторые из них охвачены страхом. Кроме того, сама деятельность накладывает свой профессиональный отпечаток на психику конкретного человека, на его характер, стиль работы, поведение. Этим объясняется тот факт, что люди одинаковых профессий, действующие в одинаковых системах управления, могут характеризоваться общностью признаков.

Следовательно, всякая человеческая деятельность есть психическая деятельность. Она условно делится на три вида деятельности: учение, труд и игру. В каждой из них человек воспринимает информацию (сенсорная деятельность), осмысливает ее и принимает решение (умственная деятельность), затем совершает движения (двигательная, или моторная, деятельность).

Деятельность   — это такое взаимодействие человека со средой, в котором человек достигает сознательно поставленных целей. Деятельность состоит из действий, действие — из операций (приемов).

Действие   — элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная (частная) цель, не разлагаемая на более простые. Действия бывают правильные и ошибочные. Действие, в котором проявляется общественная сущность человека и его отношение к другим людям, называется поступком, если оно соответствует общественным (воинским) нормам поведения, или проступком, если противоречит им.

Усвоение как деятельность.  Выше мы рассмотрели деятельность как взаимодействие человека с внешней средой, в процессе которого формируется его сознание. Но для раскрытия закономерностей усвоения руководителю также важно знать суть процесса внутренней, психической деятельности обучаемого по усвоению учебного материала: деятельности по восприятию, осмысливанию, запоминанию и т. д. Важно потому, что учение (усвоение), являясь специфически человеческой деятельностью, имеет место там, где эта деятельность управляется сознательной целью что-то воспринять, представить образно, понять, запомнить.

Значит, чтобы в сознании возникло отражение, одного только воздействия отражаемого объекта на обучаемого еще недостаточно. Необходимо также, чтобы существовал встречный процесс — деятельность сознания обучаемого по отношению к отражаемому объекту. Такая деятельность называется гностической (от греч. гнозис — знание) или познавательной. Она может быть (как и практическая деятельность) внешней (оперирование предметами) и внутренней (оперирование их образами и понятиями).

Как же руководителю занятий опираться на методологический принцип единства сознания и деятельности в целом?

Во-первых, организуя практическую деятельность воинов, например, по обслуживанию машин, изучению их общего устройства, оценке местности, боевого порядка и т. д., надо указать, что на этом этапе учебной деятельности они должны добиться представления и понимания общих форм, признаков и свойств, присущих целому объекту и его основным частям. В соответствии с этим организовать восприятие—конструирование общих образов, осмысливание и мнемическую деятельность по запоминанию.

Во-вторых, разбирая объект изучения на части, детали, элементы, организовать деятельность по восприятию их различными органами чувств, по осмысливанию и запоминанию тех свойств и признаков, которые нужны для формирования профессионально важных представлений об этих деталях.

В-третьих, опираясь на представления, сформированные вначале, добиться, чтобы воины смогли мысленно воспроизвести все представления, не наблюдая предметы объекта изучения. Это и будет оперирование образами, рубеж перехода предметных действий во внутренний план, материального в идеальное.

Такой процесс познания обеспечивает диалектический переход от знаний низшего порядка — конкретное мышление, к знаниям высшего порядка — абстрактное (отвлеченное) мышление.

Так, с помощью анализа предметное действие — разборка агрегата — по мере накопления знаний и представлений о нем заменяется психическим действием — мысленным разделением сперва предмета, затем его образа.

Основным средством переноса извне внутрь (интериоризация) является слово, так как сам анализ (как и синтез и т. д.) протекает на основе слов, понятий, суждений. Слово позволяет оторвать образ от предмета, а мыслительную операцию — от предметного действия и заменить их речевыми движениями голосового аппарата (проговариванием).

Отсюда важные рекомендации руководителю занятий:

— речевое проговаривание и речевое сопровождение предметных действий — важные средства формирования образов и понятий воина, а значит, знаний, навыков и умений;

— внешнюю предметную познавательную деятельность (действия с предметами) следует организовывать тогда, когда в психике воина еще не сформированы образы изучаемых предметов, понятия и операции мышления;

— если образы, понятия и операции мышления уже достаточно сформированы и воин уже умеет ими пользоваться, следует переходить к внутренней познавательной деятельности — абстрактному мышлению — к оперированию образами и понятиями.

Конечно, между внешней предметной и внутренней мыслительной познавательной деятельностью нет границы. Лучше уловить момент перехода от конкретного к отвлеченному мышлению сможет руководитель с более развитой педагогической зоркостью.

Важно понимать, что задержаться на предметном уровне — значит сформировать аналитика, ловко оперирующего деталями, но неспособного подняться к обобщениям; оторваться раньше, чем усвоены детали предмета,— значит дать формальные, заученные знания, не имеющие связи с реальными предметами.

 

Методы психологии усвоения

 

Метод как путь познания истины, как способ организации всякой деятельности имеет важное значение в жизни человека. Тем более это справедливо для военного человека, вся жизнь и деятельность которого регламентированы уставами, наставлениями, инструкциями и т. п. Поэтому с самого начала любого дела надо сформировать положительное отношение к этому делу и методам его познания: прежде, чем что-то делать, уясни метод, сформулируй оперативный план действия (мышления).

Выдающийся ученый академик И. П. Павлов, открытия которого получили мировую известность, писал:

«Метод — самая первая, основная вещь. От методa, oт способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [23, 84].

Методы обучения, говорится в «Военной педагогике»,— это способ совместной работы обучающего и обучаемых, ведущий последних от незнания к знанию, от неумения к умению. Посредством методов офицер дает материал для познавательной деятельности подчиненных, руководит ею, добиваясь одновременного решения образовательных задач, задач развития, воспитания и психологической подготовки воинов, добивается высокой полевой выучки войск [8, 127].

Как в общей, так и в военной педагогике пока не сложилась единая классификация методов обучения. Анализ различных классификаций показывает, что наиболее приемлемой для военного процесса обучения является классификация, в которой за основание принят источник знаний. По этой классификации [28] все методы делятся на три категории: наглядные методы (демонстрация, показ, наблюдение); словесные методы, или методы устного изложения учебной информации (лекция, рассказ, беседа, объяснение); практические методы (упражнения, тренировки, практические работы по обслуживанию оружия и боевой техники, самостоятельная работа по углублению и закреплению знаний, работа на картах, решение тактических летучек, лабораторные работы и т. д.).

Такая классификация проста и удобна для практического пользования. В ней также выражена связь методов обучения с процессом познания истины, единством образа, слова и практики в соответствии с ленинской формулой диалектического пути познания — «от живого созерцаний к абстрактному мышлению и от него к практике» [3]

Из приведенных выше определения и классификации видно, что метод обучения является сложным соединением методов преподавания и методов учения (усвоения).

Важнейшим принципом психологии усвоения является принцип учета индивидуальных особенностей обучаемого. Для изучения индивидуальных особенностей воинов педагогическая психология использует методы военной психологии. Основными методами военной психологии являются наблюдение и эксперимент, а также беседа, методы анкет и тестов, изучение продуктов деятельности и др. Их содержание хорошо описано в «Военной психологии» [9, 10]. Все эти методы имеют общую цель: разными средствами выявить индивидуальные особенности сознания воина, определяющие его возможности в обучении, в практической деятельности и в поведении.

Для педагогической психологии знание индивидуальных особенностей сознания является исходным пунктом, опираясь на которые руководитель занятий организует процесс усвоения знаний, формирования навыков, умений и личных качеств каждого воина.

Таким образом, овладение руководителем методами обучения предполагает одновременное овладение как методами преподавания, так и методами учения (усвоения). Творческое, взаимосвязанное применение этих методов позволит руководителю из всего разнообразия методов, методических указаний, советов и приемов, каждый раз выбирать именно то, что действительно необходимо для решения конкретных педагогических задач.

 

Глава II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.032 с.)