Знания реальные и формальные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания реальные и формальные



Качество знаний, особенно их прочность и гибкость, определяется тем, как они срабатывают на практике.

Проблема преодоления формализма в обучении (проблема, как учить) является фундаментальной методологической проблемой, исследующей пути повышения эффективности процесса обучения.

Существование этой проблемы объясняется наличием как объективных, так и субъективных причин. Объективные   причины заключаются в двойственности самих предметов и явлений — объектов изучения, выражающейся в форме и содержании. Субъективные   — заключаются в индивидуальных особенностях сознания людей (обучаемых и обучающих): одни лучше воспринимают содержание, другие — форму выражения этого содержания. Поэтому и борьба с формализмом в обучении — не одноразовое действие, а систематическая деятельность руководителей занятий, направленная на исключение формальных знаний, на изыскание путей формирования реальных знаний, срабатывающих в сложных условиях практики. Если, например, курсант бойко и полно отвечает на поставленные вопросы, но выполнить действия и даже показать называемые им детали не может, имеет он знания? Да, имеет. Но его знания формальные, а не реальные. Следовательно, знания могут быть двух видов: реальные и формальные.

Что же такое формальные знания обучаемых? Под формальными знаниями следует понимать отрыв формы выражения знаний от их содержания, механическое запоминание, зазубривание учебного.материала без ясного его понимания.

Для того чтобы успешно бороться с формализмом в обучении, надо ясно понимать его природу, а также сущность знаний, что является формой, а что содержанием знаний, какова их взаимосвязь.

Знания   есть отражение в мозгу человека предметов и явлений действительности. В процессе непосредственного восприятия они отражаются в форме их образов, преобразуемых в представления памяти, а на основе образов с помощью мышления формируются понятия о воспринимаемых предметах и явлениях. Значит, содержанием реальных знаний являются обе формы психического отражения — и представления, и понятия. Усвоить знания — значит образовать в сознании курсантов систему научных понятий и представлений о предмете.

Но человек мыслит словами. Слово и есть форма выражения знаний, одежда мысли. Воспринимая живое слово руководителя занятий или печатное слово учебника, курсанты овладевают и содержанием вложенных в слова мыслей. Между словом как формой выражения мысли и самой мыслью существует тесная взаимосвязь: произнося слово, мы представляем и понимаем образ обозначаемого им предмета, воспринимая предмет, мы обозначаем его соответствующим словом — понятием. В случае нарушения этой связи знания становятся формальными.

Значит, формальные знания  — это особый вид знаний, в которых имеется только словесная форма выражения мысли, а содержание мысли не усвоено. Это знания, не отраженные в сознании курсанта: ни представлений, ни понятий о называемых предметах у него нет. Но если это все-таки знания, то что же отразилось в сознании курсанта? Отразился звуковой  состав слов и последовательность их произнесения. Поэтому овладение словом — не всегда овладение мыслью. Мысль и слово органически связаны между собой, но не тождественны: слово еще не мысль. Даже пятилетнего ребенка нетрудно научить произнесению слов: «Стратегия», «Психология», «Кибернетика». Однако совершенно ясно, что у него нет ни представлений, ни понятий о них. Его знания формальные.

В то же время, ведя борьбу с формализмом в обучении, не следует пренебрегать и формой выражения знаний. Надо помнить известное в «психологии положение о том, что слово, речь не только формулируют мысль, но они ее и формируют. Поэтому если содержание и форма знаний выступают в единстве, то четкость речи свидетельствует о ясности мысли. Это и важнейшая психологическая характеристика командирской речи.

Важнейшими путями борьбы с формализмом в обучении являются:

опора на методологические принципы ленинской теории отражения;

понимание физиологического механизма образования знаний;

формирование четких представлений и глубоких понятий, составляющих психологическое содержание знаний;

непрерывная связь с практикой путем опоры на действия самих обучаемых и др.

 

Пути определения необходимого объема знаний

 

Какой минимально необходимый объем знаний по каждому предмету боевой подготовки нужен воину — специалисту? Этот вопрос должен постоянно привлекать внимание руководителя занятий. Техника и вооружение, как и способы их боевого использования, непрерывно развиваются и все более усложняются, появляются всё новые и новые учебные предметы. Значит, объем учебной информации непрерывно увеличивается, как говорят, материя беспредельна и бесконечен путь ее познания. Можно, например, изучать гусеницу танка, начиная от добывания руды, и, проникнув в глубь ее до молекулярной структуры, продвигаться и дальше. Но учебное время ограничено. Поэтому и знания воинов должны быть конечными, заранее определенными как по глубине, так и по объему.

Наиболее эффективным путем решения этой проблемы является психофизиологический анализ деятельности каждого специалиста. Из различных методов наиболее подходящим является метод алгоритмического описания деятельности оператора. Суть его состоит в том, что вся деятельность специалиста расчленяется последовательно на относительно самостоятельные группы действий, подгруппы, а затем и на элементарные операции. Например, для наводчика — осмотр пушки перед стрельбой, определение исходных установок, прицеливание и выстрел. Или: восприятие обстановки, выбор цели, выбор точки прицеливания. По каждой группе и элементарной операции определяются: необходимый объем знаний, психофизиологические требования, предъявляемые ими к специалисту, и необходимые качества специалиста.

Для квалифицированного выполнения такого анализа требуется участие психологов, физиологов, гигиенистов.

Учитывая исключительную важность решения проблемы, нами был предложен более доступный метод, в соответствии с которым объем знаний определяется по принципу «знания для умений».

Этот принцип предполагает изучение техники и вооружения в таком объеме и на таком уровне усвоения, которые позволяли бы каждому курсанту тут же переходить к действиям, т. е. формированию начальных умений. Основными критериями знаний и умений курсантов и основными целями обучения должны быть качественное выполнение операций по подготовке техники к бою, использованию машин и вооружения в бою, правильному и полному обслуживанию их после боя, приведению в полную техническую исправность, и готовность к последующему использованию, а также понимание физического смысла выполняемых операций и происходящих при этом явлений и процессов.

Необходимые умения, например, при изучении системы охлаждения двигателя определяются разделами «Обслуживание системы охлаждения» и «Возможные неисправности системы охлаждения» руководства по материальной части и эксплуатации танка и операционными картами, изложенными в руководстве по техническому обслуживанию танка. Следовательно, с них и надо начинать выявление объема знаний и уровня усвоения учебных элементов темы.

Психологическая структура опыта.  Опыт курсанта — это накопленный объем знаний, навыков и умений, обеспечивающий ему успешное выполнение функциональных обязанностей. Высокий уровень этого опыта лежит в основе его мастерства.

В системе указанных психических образований знания занимают начальное место. Только на основе глубоких знаний можно достичь хороших навыков и умений.

В общей педагогике структура опыта личности представляется обычно в такой форме: знания, навыки, умения. Внешне эта формула отражает большой разрыв между знаниями и навыками (сперва знания, потом навыки) и отсроченность практики. Известно, чтобы подняться от знаний к навыкам, обучаемому необходимо пройти длинный и трудный путь, который важно отразить в формуле опыта человека.

Для процесса обучения, имеющего преимущественно практическую направленность, больше подходит такая формула опыта: знания и начальные умения — навыки и умения — мастерство.

На схеме (рис. 5) показана структура опыта воина и связь между ее элементами в процессе перехода от одного к другому.

Все знания уже в ходе их получения превращаются в начальные умения (сенсорные, интеллектуальные, двигательные) по принципу «знания для умений». Начальные умения — важное средство усвоения знаний и критерий их реальности и достаточности. Этим обеспечивается неотсроченность получения практического опыта курсантов.

Все усвоенные начальные умения затем разделяются на две части: все, что проявляется в постоянных условиях (например, управление машиной, оружием),  навыки; все, что проявляется в переменных условиях (например, оценка дорожной или боевой обстановки), — умения.

Навыки и умения затем совершенствуются на самоподготовке, на специальных занятиях по решению задач, на тактико-строевых и стрелковых занятиях, при обслуживании техники, в ходе упражнений и тренировок по вождению машин.

 

 

Рис. 5. Структура опыта воина

 

Навыки и умения совершенствуются не только «по вертикали» — в отношении их выполнения порознь, но и, что особенно важно, — «по горизонтали» — в отношении автоматизации их взаимодействия в различных условиях.

Достигнув такого совершенства, курсант становится мастером своего дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.011 с.)