Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе



 

После распада СССР интерес России к АТР существенно снизился, одна за последние несколько лет снова возрос. Это произошло не столько из-за конфронтации с Западом и санкций, сколько из-за того, что центр мировой экономики и политики стал постепенно смещаться на Восток. Сильным фактором отношений России и АТР является военный потенциал (Тихоокеанский флот, сухопутные силы), с которым считаются все государства региона. Более сложными являются политические вопросы о союзах, дружественных и недружественных отношениях. У России складываются хорошие отношения с КНР, Индией; неплохие - с Вьетнамом, Монголией; развиваются отношения с Индонезией, некоторыми Латиноамериканскими государствами. В отношениях между США и Россией конфликты в Тихом океане традиционно имели крайне малое значение, диалог по вопросам отношений в АТР между странами не ведется, хотя аналогичный диалог намечается между США и КНР. Экономическое влияние России в АТР недостаточно: у России есть проблемы с развитием Сибири и Дальнего Востока, внимание к ним сейчас недостаточно. На Дальнем Востоке и в Сибири актуальна проблема нелегальной миграции.

 

В отличие от Европы, где актуальны процессы интеграции и существование организаций, которые охватывают почти весь континент, в АТР интеграция идет значительно медленнее. Вопросы АТЭС (Россия - член с 1998) и других организаций играют намного меньшую роль. В 2011 саммит АТЭС состоялся во Владивостоке. На нем Россия выступала не только как член АТЭС, но и как член таможенного союза (ЕвразЭС) и сделала несколько решительных предложений. Россия до сих пор уделяет большое внимание саммитам АТЭС и участию в других организация в АТР. Особое значение приобретает АСЕАН, с ней у России активно ведется постоянный диалог, в рамках которого обсуждаются не только экономические, но и политические связи.

В свое время Обама предлагал создать два типа партнерства: Трансатлантическое и Транстихоокеанское. Договор о Транстихоокеанском был подписан, но при Трампе США отказались от участия в нем. Несмотря на это у России достаточно напряженное и подозрительное отношение к этому проекту. Второй пункт, беспокоящий Россию, это появление “четверки”, в последнее время в регионе активизировались двусторонние и четырехсторонние связи. Это диалог между США, Японией, Австралией и Индией. Для России напряжно, что к традиционным союзникам США примкнула Индия, ей был предоставлен статус главного (major) союзника США вне Североатлантического пакта.

 

Когда Россия провозгласила “поворот на Восток”, она подразумевала, в первую очередь, укрепление связей с КНР. В 2004 Россия согласилась уступить КНР часть островов на Амуре, чтобы ослабить территориальные споры, длящиеся со второй половины XX века. Между Россией и Китаем сложились доверительные отношения в сфере политики, страны стараются действовать на международной арене вместе, есть неписанная договоренность о том, что в Совбезе ООН страны никогда не голосуют друг против друга. Между странами развито различное военно-политическое сотрудничество. Тем не мнеее со стороны КНР нет никаких намерений превратить ШОС или БРИКС в военно-политическую организацию. На данный момент активно развиваются экономические и торговые отношения.

Между странами, тем не менее, существуют разногласия. Россия старается не втягиваться в споры в Южно-Китайском море между Китаем и Вьетнамом, а также другими странами. Россия старается оставаться на равноудаленной позиции. Россия поддерживает двусторонние переговоры между Китаем и странами региона. Кроме того, некоторые страны являются крупными покупателями российского оружия (Вьетнам). Россия также занимает осторожную позицию по поводу индо-китайского пограничного конфликта. Россия поддерживает позицию Китая по поддержанию территориальной целостности страны.

Более сложным является вопрос об ограничении вооружений. Сейчас большая часть договоров заключена между Россией и США, которые были заключены еще в годы Холодной войны, когда Китай в договорах еще не участвовал, как и Англия с Францией. Ныне США, особенно при президенте Трампе, настаивали на том, что к США и России должен подключиться и Китай. Со стороны Китая такой готовности нет, Китай не ставит своей целью достижение паритета с США, поэтому он стремится воздерживаться от подобных переговоров.

Сложные вопросы экономической конкуренции между Россией и КНР связаны прежде всего со Средней Азией (особенно Казахстан и Киргизия). Там активно действует китайский капитал, который в ряде случаев уже потеснил российский. На данный момент Китай уделяет все большее внимание инициативе Один пояс - Один путь. Россия к нему относится достаточно положительно, хотя и есть ряд вопросов - как совместить ОПОП и Евразийское экономическое партнерство. Между Россией и Китаем сложилось не только стратегическое партнерство, но и доверительные отношения, особенно в сфере бизнеса.

 

Япония и Китай находятся в достаточно напряженных отношениях, несмотря на все старания последних лет, то же касается и отношений России с Японией. Диалог на высшем уровне с Японией у России идет постоянно, переговоры ведутся. Однако между странами существует серьезная проблема - отсутствие мирного договора со времен окончания Второй мировой войны. Из-за этого сейчас существуют территориальные противоречия по вопросу Курильских островов: Япония настаивает, что 4 южных острова Курильской гряды являются ее северными территориями. Позиция России по этому вопросу в течение длительного времени не меняется. Настоящая позиция России, особенно с учетом поправок, абсолютно точно считает эти острова своими территориями, теперь их посещают и высшие российские руководители. Надежды на вливание японского капитала в российскую экономику оказались реализованными лишь частично - вливания есть, но меньше, чем ожидалось. Японский капитал, как и южнокорейский, и в отличие от китайского, предпочитает действовать не в Сибири и на Дальнем Востоке, а в европейской части страны. Япония официально примкнула к антироссийским санкциям, заявила, что санкции введены, но подчеркнула, что они секретны, на практике решительных действий не было и нет

 

Острой проблемой в северо-восточной Азии все еще остается проблема корейского полуострова. В подходах к развитию две страны сильно расходятся. Публично они заявляют они стремлении к объединению, но на практике действуют очень осторожно. В Южной Корее молодое поколение больше ориентируется на интеграцию в мировые процессы, а объединение с Северной, по их мнению, может дорого обойтись стране. Высшие слои в Северной Корее опасаются, что в единой стране они потеряют свою привилегированное положение. Эти же политики осознают, что экономическое соревнование они проиграли - сложный момент для верхушки, так как после раздела страны север длительное время жил лучше юга. Сейчас отчасти разницу пытаются наверстать за счет ядерного оружия. Трамп предпринял несколько попыток урегулирования: он пошел на встречи с Ким Чен Ыном. В США надеялись, что КНДР откажется от ядерного оружия, но КНДР не собирается этого делать. С Южной Кореей у СССР отношения были установлены в 1990 во многом благодаря инициативе президентов двух стран. Ожидания по инвестированию не оправдались. Южная Корея, как Израиль и Новая Зеландия, не ввели санкции против России после 2014. Отношения КНДР с Россией более сложные, есть договор о дружбе и сотрудничестве (без взаимопомощи), но связи ограничены. Когда возможно, Россия участвует в переговорах по ядерной программе. С учетом позиции США и КНР Россия голосовала за санкции против КНДР, что в Пхеньяне вызвало негативную реакцию. Россия ограничивает свои торговые связи с Северной Кореей, но не из-за санкций, а потому что торговать почти нечем (товарооборот около 2 млн долларов в год), заинтересованности в расширении торговли тоже нет. Однако ряд фирм в КНДР выступает под китайским флагом, поэтому фактический товарооборот все же немного больше. Россия несколько раз предлагала создать 6-стороннюю организацию (РФ, США, КНР, Япония и 2 Кореи), которая занималась бы вопросами безопасности и экономического сотрудничества на Корейском полуострове

 

По опросам общественного мнения большинство россиян считает Индию дружественной страной, то же заметно со стороны индусов (за частичным исключением Гоа). В Индии среди политических кругов хорошо помнят, что во время всех конфликтов с Пакистаном СССР/РФ выступал на стороне Индии. Россия разделяет позицию Индии по вопросу штата Джамму и Кашмир. Индия является одним из крупнейших современных закупщиков российских вооружений. По сравнению со временами СССР современные отношения между странами менее тесные: сейчас между Россией и Индией уже большое географическое расстояние; серьезные изменения произошли в экономической политике обеих стран. Индия сейчас делает упор на развитие информационных технологий, сотрудничество с Россией в этой сфере не складывается. Серьезных разногласий между странами нет, за исключением участия Индии в “четверке” и локальных контактов России с Пакистаном, но и точек соприкосновения немного

 

Пятнадцатая лекция 22.12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.008 с.)