Отношения России и США на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения России и США на современном этапе



 

В годы Холодной войны отношения США и СССР были центральными в мо в виду биполярности, сейчас они являются лишь одними из серии: наиболее активно развиваются отношения в треугольнике Россия-США-Китай, активную роль стремятся играть ЕС, Индия и т.д. Роль США в ближайшее время будет оставаться существенной, хотя в последнее время присутствие США слегка сократилось

 

Снижение роли США началось еще со времен Обамы, Трамп продолжил эту линию - деятельность была сокращена в Ираке, Афганистане. Блоковая политика также ослабла

 

В США нет одинакового мнения касательно РФ, такого не было даже в период партнерства в 1990-е, военная часть истеблишмента всегда относилась к России с большим подозрением, бизнесмены действовали более гибко (рассматривая ее как новый рынок). В США многие политики сохранили в памяти стереотипы времен Холодной войны

 

Россия не представляет угрозы экономическому потенциалу США, конкуренция есть только в сфере оружия, хотя Россию потихоньку вытесняет Китай, вопрос энергетического обеспечения более не так важен для США, поскольку они перешли к разработке собственных месторождений, а также есть основания полагать, что в США вырастет доля зеленой энергетики. Северный поток представляет вопрос о конкуренции России и США, но это больше рычаг влияния для вытеснения России. В последнее время торговля между странами, несмотря на санкции, невелика. Но роль США в сфере внешней торговле России невелика, а роль России в торговле США - очень мала. Между странами нет регулярных деловых связей

 

США и Россия никогда всерьез не воевали и не убивали друг друга. Однако для активного налаживания отношений необходим качественный сдвиг в общественно-политических настроениях обеих стран и желание политических элит пойти на компромисс. Проблема упирается в то, на какие уступки страны готовы пойти ради компромисса, они никогда не обсуждаются ни в одной из стран, обсуждение уступок касается только отдельных вопросов. Единственный реальный компромисс касается гонки вооружений

 

Россия и США оказались обладателя огромных запасов оружия массового уничтожения. Первые шаги по его ограничению были сделаны еще в годы Холодной войны, но первые документы, которые были подписаны, ставили целью именно ограничить гонку, показатели были завышены, ограничения не распространялись на оружие, которое будет создано на основе новых технологий. В годы разрядки появились реальные договоры о сокращении вооружений (ОСВ-1, СНВ-1, РСМД). Система договоров переживает кризис, протекает эрозия, и неизвестно, удастся ли ее остановить и к чему она приведет. Договор РСМД прекратил действие в феврале 2020, США теперь могут размещать на территории Европы ракеты малой и средней дальности. Хотя, скорее всего, подобных планов у НАТО и США на данный момент нет, поскольку сейчас их больше занимает Китай

С договором СНВ ситуация более благоприятная, в 2010 был подписан СНВ-3: он устанавливал более низкие показатели, чем предыдущие. Критики не раз говорили о том, что договор был невыгоден для США, поскольку им пришлось уничтожить больше оружия. Обама пошел на это, видимо, искренне полагая, что США должны стремиться к уничтожению ядерного оружия. Договор исполнялся до настоящего времени, срок истекает в феврале 2021, договор может быть продлен, если обе стороны сделают соответствующие заявления. Трамп относился к договору отрицательно, но США все равно выполняли договор, хотя Трамп считал, что продлевать его невозможно - либо расширить за счет КНР, либо продлить максимум на год с определенными условиями. Вероятно, Байден продлит договор. Сам КНР не готов присоединяться к договорам об ограничении вооружений, потому что его стратегический потенциал, по его мнению, качественно отличается от российского и американского, и подобные договоры становятся невыгодными. Китай не ставит вопрос о военно-стратегическом паритете с США

 

Договор ПРО 1972 был денонсирован США в 2002, и никаких ограничений ПРО на данном этапе нет. Здесь не стоит излишне драматизировать, поскольку данная программа требует огромного финансирования и качества научно-технических разработок. Первым о выходе из договора ПРО заговорил Рональд Рейган. США на данный момент не берут на себя никаких обязательств касательно ПРО. Трамп говорил о возможности выхода США об открытом небе, вероятно, при Байдене риторика сменится. Россия заявила, что если США покинет договор, то же сделает и Россиия

 

Вопросы торгово-экономических отношений двух стран могут иметь значительные перспективы, но они далеко не всегда реализуются, со стороны США для этого часто существовали ограничения (поправка Джексона-Веника, существовала до 2012; закон Магнитского, санкции)

 

На данный момент фактически разрушен механизм переговоров двух стран, который существовал в годы Холодной войны, начиная с 1955. Ранее переговоры были постоянными, с 2013 контакты прервались. Нынешнии встречи президентов не могут сравниться с предыдущими, объем отношений существенно сократился. Россия выражала готовность наладить отношения, но США неоднократно выдвигали целый ряд условий. Деятельность посольств, консульств и других представительств взаимно сократилась, возможности для работы сократились. На данный момент и в США, и в России ведется мощная пропагандистская кампания друг против друга. Связано это и с тем, что появились новые возможности - интернет. Идеологического противостояния сейчас уже нет

 

В США относительно России выработался двухпартийный консенсус, особой разницы между позицией Либералов и Демократов нет, общее представление весьма однозначное. В последнее время роль Конгресса в формировании внешней политики США сильно возросла, то же самое происходило до Второй мировой войны, после нее - сильно расширились права президента. Президент и сейчас во многом сохраняет полномочия, но не может действовать единолично. При администрации Байдена следует ожидать, что в отношениях с Россией в ближайшие годы так полноценно и не восстановится механизм регулярных переговоров. Подобная тенденция наметилась еще в последние 2 года президентства Обамы, наиболее актуальным становится формат рабочих встреч

 

В отношении договоров о разоружении и ограничении гонки вооружений, вероятно, администрация Байдена согласится на продление договора СНВ на 5 или менее лет - в этот срок будут сделаны попытки выработать новую схему обеспечения безопасности. К тому же, за годы своего руководства Трамп предпринял меры для поддержки ВПК, на что были потрачены средства и где были сформированы определенные интересы различных групп. Вероятно изменение позиции ЕС, а Байден, скорее всего, как и Обама, будет уделять большое внимание позиции союзников. На данный момент нет признаков того, что ведущие страны ЕС поддерживают восстановление договора РСМД и т.д.

 

Можно ожидать, что усилится риторика в отношении того, что Россия нарушает запрет на разработку химического оружия. После деятельности некоторых ораторов и оппозиционеров возникло мнение, что Россия не уничтожила свое химическое оружие

 

Действующие против России санкции, вероятно, будут ужесточены, будут приняты меры, чтобы закрыть все обходные пути. Особое внимание будет уделено тому, чтобы препятствовать получению России каких-либо новых технологий, особенно, технологий добычи нефти и газа. Пакет экстремальных санкций вряд ли будет использован. Проект отключения России от SWIFT маловероятен - это сильно ударит и по европейским странам. Однако Байден, вероятно, вернется к проектам Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерства. В последнем принимали участие все страны АТР, кроме Китая, России, Южной и Северной Кореи. Возможны санкции против российских ценных бумаг, хотя по этому вопросу нет единого мнения. США перестанут поощрять сотрудничество в науки, сфере образования и культуры

 

Трамп не скрывал, что, с его точки зрения, главным противником США является Китай. До него об этом объявил еще Обама, заявив, что вектор внешней политики повернулся в Тихий океан. Для Байдена данная позиция также имеет значение. Трамп старался удерживать баланс с Россией, полагая, что Россия отстранится от Китая. Байден, вероятно, будет балансировать с Китаем, чтобы он отстранился от России, потому что, с его точки зрения, Россия - более опасный противник, чем Китай. Во всех случаях политика Байдена будет занимать более активную политику на постсоветском пространстве: Украина, Грузия, теперь также Беларусь и Армения и даже государства Средней Азии - поддержка недружественных России настроений. Для Украины и Грузии продолжится военное сотрудничество, причем на двусторонней основе. Первые 2 года администрация Байдена, вероятно, будет занята ситуацией с коронавирусом. В этой сфере США готовы сотрудничать с Европой и даже с Китаем, тенденций к сотрудничеству с Россией не наблюдается. Вокруг КНР США попытаются создать четырехугольник США-Япония-Австралия-Индия, сотрудничество в его границах будет ограничено. Индия - сильная, самостоятельная страна со своими интересами, ей выгодно определенное сотрудничество с США, но она не будет двигаться только в их фарватере. Сложность для России заключается в том, что у нее самой не разработана программа того, чего она хочет добиться от США, не была произведена артикуляция и осознание интересов

 

Тринадцатая лекция 07.12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.008 с.)