Политика России на постсоветском пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика России на постсоветском пространстве



 

Постсоветское пространство во всех внешнеполитических концепциях России считается одним из самых главных направление внешней политики. Это наши соседи, страны, связанные с нами общей историей и экономическими связями, нынешняя элита их стран, в основном, училась еще в советской России, однако ситуация меняется и тут

 

Термин “постсоветское пространство”

Изначально после распада СССР в 1990-х применялся термин “ближнее зарубежье” - термин был не очень логичным и вызывал недовольство со стороны самих бывших республик и Европы. С конца 1990-х годов термин практически исчез

Под “постсоветским пространством” понимаются страны, которые образовались после распада СССР, потому что в отличие от прибалтийских республик, которые сразу взяли курс на вступление в ЕС и НАТО остальные страны искали свои пути, пытаясь взаимодействовать и с внешним миром, и между собой

В декабре 1991 было объявлено о создании СНГ, тогда туда вошло 11 республик (не вошли Латвия, Литва, Эстония, Грузия - потом присоединилась). Потом возникли проблемы с членством Грузии и Украины, они взяли курс на выход из СНГ, но соглашения разрывать не торопятся, так как они дают им свои преимущества. Поэтому термин “СНГ” и “постсоветское пространство” не являются тождественными

 

Первый этап отношений России со странами постсоветского пространства - это начало 1990-х годов (цивилизованный развод). Развод проходил достаточно мирно, поскольку распад СССР сопровождался сменой общественно-политического строя, удалось избежать гражданской войны, хотя ряд конфликтов все-таки возник

Первый вопрос - кому принадлежит имущество СССР? Еще в советские годы размер имущества, которое принадлежало республикам, был очень небольшим, в основном, это была легкая, пищевая промышленность, а ВПК и энергетическая промышленность была союзной собственностью. Была достигнута договоренность о том, что имущество станет принадлежать той республике, на территории которого она находилась на момент подписания соглашений в Беловежской пуще и Алма-Ате. Вопрос об имуществе был решен относительно спокойно, но позже возникла другая проблема - в отношении советского имущества за рубежом. Договоренности достичь долго не удавалось, также нужно было решить вопрос о том, кто будет выплачивать советские долги. Россия пошла по следующему пути: она получила все советское имущество за рубежом и одновременно взяла на себя все обязательства по уплате советских долгов - с ней согласились все республики, хотя часть из них это соглашение так и не ратифицировала

Раздел военной структуры и вооруженных сил. Каждая республика, став суверенным государством, приступила к созданию собственных вооруженных сил. Как правило, бывшие советские служащие, находящиеся на территории определенной республики, переходили под ее присягу, но часть из них отказалась это делать и перешла на службу Россию

Самым сложным был вопрос о разделе стратегического оружия. Вопрос волновал не только Россию и бывшие советские республики, но и весь мир. Вопрос о химическом оружии не стоял - почти все оно находилось на территории России и малая часть на Украине, но Украина от него отказалась и все оно перешло под контроль вооруженных сил России. А вот ядерное оружие располагалось на территории России, Беларуси, Украины и Казахстана, отказаться от него безоговорочно была готова только Белоруссия (под влияние Чернобыльской катастрофы). В Украине и Казахстане правящие круги колебались, но с помощью США был подписан Будапештский протокол, согласно которому все ядерное оружие отходило России, но Россия взяла в отношении Украины, Беларуси и Казахстана некоторые обязательства

Россия получила мандаты СССР в международных организациях, но бывшие советские республики были приняты во все эти организации

Произошли изменения в Хельсинкском процессе - СБСЕ: число государств-участников резко увеличилось (почти в 2 раза), появился ряд новых государств. Таким образом, возможность достичь договоренности резко затруднилась (используется метод консенсуса). В годы Холодной войны играли свою роль и нейтральные страны, но определяющей была договоренность между двумя блоками - НАТО и Варшавским пактом, теперь договоренности не стало, страны Восточной Европы оказались в самостоятельном плавании и стали занимать разные позиции. Какой-либо координации деятельности не было - отсюда полный хаос

Это сказалось на ДОВСЕ 1990, который предусматривал значительное сокращение обычных вооружений в европейской части России, устанавливались коллективные потолки для НАТО и ОВД, но ОВД не стало. Россия решила, что будет выполнять эти обязательства, но все оказалось не так просто. Встал вопрос о выводе российских войск из стран СНГ, в 1994 они полностью покинули прибалтийские страны. Вывод войск из Приднестровья и Закавказья, где возникли острые конфликты оказался не таким простым, поскольку СНГ признало, что российские войска выполняют роль миротворцев. Российские войска покинули территорию Грузии, кроме Южной Осетии и Абхазии, в 2004 году

Особые договоренности с Украиной касались статуса Черноморского флота, который считался объединенным флотом двух стран, и базы в Севастополе, которая осталась за РФ

 

Почти одновременно после распада СССР Россия и остальные республики установили нормальные дипломатические отношения, состоялся ряд официальных визитов, руководители стран СНГ стали время от времени встречаться. Одной из причин заинтересованности в связях с Россией в рамках СНГ было намерение получить дешевые нефть и газ из РФ. Россия во многом удовлетворила это намерение, российское руководство надеялось, что таким способом привяжет к себе эти страны

 

В начале 1990-х годов в России существовала уверенность в том, что Россия наиболее успешно будет проводить рыночные и демократические реформы и встанет во главе СНГ как флагман. Хотя реформы в России были успешнее, чем в Средней Азии и Закавказье, их потенциала было недостаточно, чтобы превратиться в лидера, поэтому процесс экономического разъединения только продолжался. В 1993 бывшие советские страны отказались от рубля и перешли к национальной валюте

 

Возможности интеграции были весьма ограничены, поэтому с середины 1990-х годов со стороны России предпринимаются попытки наладить двусторонние и многосторонние связи, в частности, предпринимается первая попытка создать таможенный союз (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), предпринимаются попытки создать военную организацию - Ташкентский договор (некоторые страны СНГ), однако эти объединения были крайне неэффективными. В Ташкентском договоре многие страны усматривали возможность получить от России оружие по более низкой цене или бесплатно, что становилось невыгодно для РФ. Поэтому на рубеже веков в российской политики относительно постсоветского пространства произошли существенные изменения

 

Эти изменения можно свести к следующему:

Россия стала уделять меньше внимания СНГ. Хотя между членами СНГ изначально была договоренность, что главы всех стран будут по очереди занимать пост председателя СНГ, в течение 1990-х годов все они отказывались от поста в пользу России. Путин поставил более остро вопрос о том, что другие страны тоже должны играть роль председателя, но другие страны стали воспринимать это с опаской, что Россия хочет вообще распустить СНГ, поэтому Россия смягчила свои позиции и вернулась к роли постоянного председателя. Однако Россия стала также пытаться создать более эффективные организации внутри постсоветского пространства - началась борьба не за количество членов, а за качество взаимодействия организации. Было организовано ЕвраЗЭС, на базе Ташкентского пакта появилась ОДКБ - они стали более эффективными организациями, хотя тут продвижение шло достаточно медленно.

 

В 1990-е годы постсоветские страны ориентировались, в основном, на РФ. В XXI веке часть из них стала ориентироваться на разнообразие связей: Средняя Азия стала устанавливать отношения с Китаем, хотя главным ориентиром оставалась Россия; на Кавказе и в западных странах СНГ стали тяготеть к установлению отношений с США и Европой, в первую очередь - ЕС. Одна из целей России в евразийской интеграции заключалась в том, чтобы предложить странам более совершенную модель интеграции по сравнению с тем, что предлагали им США и ЕС

Процессы шли медленно, в том числе и потому, что в ряде стран в начале XXI века произошли существенные изменения. Эти изменения вошли в историю как “цветные революции”. Революции использовались и внешними кругами для укрепления своего влияния. Украина - деятельность ЕС по поддержке оранжевой революции 2004-2005. После революции отношения России и Украины серьезно осложнились, ни одно из украинских правительств не делало категоричных заявлений, стремилось сохранить свободу маневра. ЕС давил на Украину, требуя от нее точного выбора - это привело к острому внутреннему кризису 2013 и второму крупному сдвигу - свержение Януковича, приход к власти сначала Порошенко, затем Зеленского. Эти события и в Украине, и в Грузии (свержение Шеварднадзе), и в Киргизии (революция тюльпанов) вызывали определенное беспокойство России. В российской элите, начиная с 2004-2005, укрепляется мнение, что эти цветные революции - это подготовка государственного переворота и в РФ

 

Одним из факторов, который подтолкнул дальнейшее развитие ситуации и в России, и на постсоветском пространстве стал экономический кризис, который начался в 2008. Здесь начались ситуации поиска экономической помощи, что привело к обострению отношений. Первый вопрос касался цен на газ, после их повышения в начале 2009 с Украиной начался острый конфликт - из-за этого Россия прекратила на время подачу газа через Украину и оставила без газа также часть Восточной Европы. Это подтолкнуло Европу к поиску альтернативных источников энергии - в том числе в Азербайджане, регионе Каспийского моря и Персидского залива. Отсюда появление различных планов, развития трубопроводов в обход РФ, что создавало проблему экономическим интересам России, ставило под угрозу доходы от продажи нефти и газа. Это проявилось не сразу, но все же со временем набирало обороты

 

После этих конфликтов ЕС принял идею Восточного партнерства - оно было обращено к 6 странам: Украине, Беларуси, Молдове и кавказским республикам, чтобы придать им особый партнерский статус, но никто им не давал гарантий вступления в ЕС

Россия ответила попыткой углубить интеграцию и пойти на создание таможенного союза и Евразийского союза - реальной интеграции (изначально вступили только Россия, Белоруссия и Казахстан; Армения, Киргизия, Таджикистан присоединились позднее). Евразийский союз создавался по схеме ЕС, но эта схема изначально не была доведена до конца. Была создана Евразийская комиссия, а вот создать Евразийский парламент не удалось - против этого резко выступил Казахстан. Евразийские суды в итоге появились, но не стали такими же эффективными, как европейские. В рамках евразийской интеграции оказалось намного больше проблем, чем в рамках европейской. Европейский союз и Евразийский союз не могут долгое время функционировать по близким схемам по нескольким причинами:

● в ЕС есть страна с сильно развитой экономикой (Германия), но имеется также достаточно стран, которые тоже обладают немалым экономическим потенциалом, в Евразийском союзе - ни одна из стран даже близко не может сопоставляться с Россией по экономическому потенциалу

● в ЕС есть много связей между странами, не обязательно через Германию, в рамках Евразийского союза все контакты идут через РФ

 

В рамках ОДКБ сотрудничество постепенно увеличивается - проводятся совместные учения, есть отдельная координация военной деятельности. В политическом плане между странами-членами ОДКБ и Евразийского союза и России не всегда присутствует единое мнение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.014 с.)