Вопрос 14. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. Психологические причины совершения ошибок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. Психологические причины совершения ошибок.



Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную.

Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции либо, когда он их не хочет выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причины возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно разделить на три класса:

1. Нарушение мотивационной части действий, которое проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Данное нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится трудовым или техническим регламентациям, и когда безопасный труд не стимулируется ни материально, ни морально и т.д.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного или наркотического опьянения).

2. Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, норм по безопасности труда и способов их выполнения.

3. Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека к требованиям работы. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.п.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное и наркотическое опьянение).

Данная классификация представляет в соответствии с каждой группой причин реальную возможность возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, и назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационной - пропаганда и воспитание; ориентировочной – обучение, отработка навыков; исполнительной – профессиональный отбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:

 

· уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физические характеристики организма);

· уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

· уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасности труда в отрасли или регионе и т.д.).

Производственная деятельность – это процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма.

Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему «человек-среда обитания» в целом. Так, например, неоднократно отмечались факторы, вызвавшие временную склонность к несчастному случаю возраст и стаж работы пострадавшего от травмы. Выявлено, что травматизм имеет два основных пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж работы более 10-15 лет.

Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии «обеспечивает» наивысший уровень травматизм в первый год работы. Это связано с неопытностью работающего: недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определить возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С увеличением стажа работы число несчастных случаев до определенного времени снижается.

Второй пик травматизма наблюдается у людей, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет работы, это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполнения работы; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности. Это состояние называют «вторичной беспечностью», формирующася под влиянием опыта, которое часто приводит к нарушению правил безопасности. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств.

Данные свойства включают в себя тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.п. Тем не менее, широкий спектр в этой проблеме формируют в основном девять психологических причин сознательного нарушения правил безопасности работы.

1. Экономия сил – это такая потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов человека.

2. Экономия времени – стремление увеличить производительность труда и тем самым повысить темп пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимые для обеспечения безопасности.

3. Адаптация или недооценка опасности и её последствий – это та причина, которая возникает в результате способности человека привыкать к опасным явлениям и осваиваться с ними. Основа фактора «недооценки опасности» безнаказанность - физическая и социальная, за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в глазах коллег, то есть желание нравиться окружающим. Проявляются эти моменты рискованными действиями. Риск для таких людей дело не просто привычное, но и благородное.

5. Самоутверждение в собственных глазах, что является причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

6. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и её последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т.д.

7. Привычка работать с нарушениями. Эти «качества» могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

8. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика.

9. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический риск ради риска) - это явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктована ситуацией и прямо не вытекает из неё.

Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения возглавивших их потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.005 с.)