Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 11. Работоспособность человека и ее динамика.
Стресс и адаптация. Стресс - состояние психической напряженности, вызываемое трудностями и опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Сам по себе стресс является не только защитной реакцией организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, дефицита времени, трудностей и опасностей, т.е. стресс проявляется в виде адаптации к факторам рабочей (окружающей) среды. Первая стадия развития стресса - стадия мобилизации адаптационных возможно-стей организма, т.е. стадия реакции на стрессор. За первоначальной реакции обязатель-но следует стадия “резистентности” - сбалансированное расходование адаптационных резервов. Это вторая стадия. При этом поддерживаются практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адапта-ционным системам. Ввиду того, что энергетические возможности организма не беспре-дельны и если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия - стадия "ис-тощения" или дистресс. При кратковременных сильных экстремальных воздействиях происходит бурное расходование адаптационных резервов и стадия истощения наступает раньше. Дли-тельный стресс - постепенные мобилизация и расходование адаптационных резервов. Анализируя приведенные зависимости следует отметить, что низкую работоспо-собность при малой стрессогенной активизации следует рассматривать как результат малой вовлеченности адаптационных резервов в процессы. Снижение показателей работоспособности происходит при превышении критиче-ского уровня стрессовой напряженности за счет «сужения» внимания. При этом перво-начально отбрасываются менее значимые и «балластные» сигналы, что повышает эф-фективность деятельности. Дальнейшее «сужение» внимания сверх критического ведет к потере значимых сигналов и к снижению эффективности как внимания, так и деятель-ности, требующей высокого уровня внимания. Факторы, вызывающие состояния стресса, именуются стрессорами. Различают физиологические стрессоры - чрезмерная физическая нагрузка, высокая (низкая) темпе-ратура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т.п. и психологические стрессоры - факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, информаци-онной перегрузкой, необходимость принятия особо ответственных решений, резкой пе-ременой стратегии поведения и пр. В качестве стрессоров могут выступать и отдельные люди - инфарктогенные личности. Данные индивидуумы очень плодотворно продуцируют стрессо-вые состояния, разумеется не у себя. Как правило, это весьма здоровые люди, с хорошо развитыми центрами уверенности и агрессивности. По идее эта личность должна быть изолирована от общения с другими людьми.
Фазы работоспособности Вся деятельность протекает по фазам (рис.). 1. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обду-мывании предстоящей работы (идеомоторный акт), вызывает определенные предрабо-чие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки. II. Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза ги-перкомпенсации) - период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживание координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от несколь-ких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, воз-раст, опыт, тренированность, отношение к работе. III период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) устанавливает-ся оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация пока-зателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно2/3. Эффек-тивность труда в этот период максимальная. В этот период наблюдается равновесное по-требление и расходование кислорода. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем вы-носливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности. Выносливость обусловливается следующими факторами: 1. Интенсивность работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устой-чивой работоспособности.
2. Специфика работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5-2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, а среди мышц ног - разгибатели. Влияние специфики выполняемой работы характеризует рис., где а -легкая физи-ческая нагрузка и рациональная скорость выполнения операций; б -обслуживание слож-ною пульта управления; в -средняя физическая нагрузка; г -значительная физическая нагрузка при большой концентрации внимания и выполнении быстрых и точных движе-ний; д -простые зрительные работы; е -сложные зрительные работы. 3. Возраст. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в по-жилом - снижается. 4. Пол. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносли-вость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках мужчины выносливее. 5. Концентрация внимания и волевое напряжение при интенсивной работе снижают показатели выносливости. 6. Эмоциональные состояния. Положительные - уверенность, спокойствие, хо-рошее настроение - активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспо-собности. Отрицательные - страх, неуверенность, плохое настроение - оказывают угне-тающее действие, снижая период устойчивой работоспособности. 7. Наличие умений, навыков, тренированность - снижают волевое и эмоцио-нальное напряжение, повышая работоспособность. 8. Тип высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможно-сти нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях. IV. Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением про-дуктивности, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическое), умственным (психическим). Утомление - временное снижение работоспособности из-за истощения энергетиче-ских ресурсов организма и возникновения кислородного долга (рис. 17). V. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напря-жения. VI. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения. VII. Период восстановления. После легкой однократной работы период может длиться 5 мин. После тяжелой однократной работы -60-90 мин, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней. Человек должен надежно работать определенное время. Между тем физические возможности человека ограничены. Пределы продолжительности (в ч) работы челове-ка - оператора без снижения эффективности деятельности, в зависимости от вида работы, следующие: § работа, требующая низкого уровня мастерства, повторяющаяся и свободная от принятия решений - £12 § работа большого объема, связанная со стандартными процедурами, при слабой ответственности и ограниченном числе точных операций - £8 § тяжелая физическая работа с перерывами - £6 § высоко ответственная работа с изменением решений - £4 § ответственная, монотонная работа с постоянным напряжением - £2 § высокоточная работа с ограниченным временем ответных реакций на определенное воздействие, выполняемая без отдыха - £0,5
В зависимости от вида работы инженерная психология рекомендует следующие ограничения ее продолжительности: 1. Задание, которое не требует высокого уровня двигательных навыков и связано с многократным повторением простых движений - не более 8 ч. 2. Постоянная тяжелая работа с необходимыми перерывами -не более 6 ч. 3. Ответственная работа, связанная с необходимостью принимать решение на основе информации, меняющейся случайным образом, - не более 4 ч. 4. Очень ответственная работа, но монотонная, требующая исключительной точности движений и очень большой скорости ответной реакции, причем времени па расслабление не даётся, - не более 2-х ч.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.009 с.) |