Знакомство с новым понятием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с новым понятием.



1) Прочитайте теоретический материал на с. 79 учебника «Развитие речи» о понятии «композиционный стык».

2) Найдите в упражнении 119 это средство связи предложений в тексте.

 

Подготовка к изложению.

Звучит запись «Третьей симфонии» Людвига Бетковена, австрийского композитора, пианиста и дирижера.

— Подумайте, почему она получила еще одно название— «Героическая».

— Вспомните, где вы могли ее слышать. (В фильме «Титаник».)

— Прочитайте начало лекции Д. Б. Кабалевского о Л. Бетховене в упражнении 120, с. 79 учебника «Развитие речи».

— Сформулируйте идею этого текста.

— Какое бы заглавие вы дали этому тексту?

— Прочитайте еще раз текст, понаблюдайте, какие выразительные средства речи в нем использованы. Назовите их.

— Сейчас вы напишете изложение, близкое к тексту, при этом постарайтесь сохранить в нем выразительные средства речи. На доске записано грамматическое задание, которое вы выполните, когда закончите писать изложение.

Д. Подчеркните в тексте изложения все обособленные определения.

 

— Обязательно подберите заглавие к своему изложению. Вначале работайте с черновиком.

 

Самостоятельная творческая работа.

 

III. Подведение итога урока.

— Над чем мы работали сегодня на уроке?

— С каким новым понятием познакомились? (Композиционный стык.) Что это такое?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 118, используя в тексте композиционный стык.

 

Урок 65

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

 

Цели: активизировать знания учащихся о приложениях, познакомить с условиями их обособления, учить правильному пунктуационному оформлению обособленных приложений.

 

Ход урока

I. Организациолный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Вспомните, что мы называем приложением. Приведите примеры.

— Что будет являться приложением при сочетании нарицательного и собственного имен существительных? При каком условии?

— Какие знаки препинания ставятся при приложениях? При каких условиях?

— Объясните знаки препинания в записанных на доске предложениях. Назовите приложения.

Д. 1) Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

Нам не страшен снег суровый,

С снегом — батюшка-мороз…

                                 (В. Вяземский.)

 

2) «Повесть о настоящем человеке» называется книга известного писателя Бориса Полевого о подвиге Алексея Маресьева.

 

3) Покраснела рябина, посинела вода.

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

                                         (С. Есенин.)

 

III. Изучение нового материала.

— Назовите приложение в 3-м предложении. (Всадник унылый.) Оно с обеих сторон выделяется запятыми, то есть обособляется. Учитывая, что приложение по сути своей является определением, вы можете объяснить условия его обособления? (Распространенное приложение после определяемого слова.)

— Какое еще условие обособления является общим и при обособлении определений, и при обособлении приложений? В качестве подсказки дается следующее предложение: Мы, старые адвокаты, очень ценим ораторское искусство. (К. Паустовский.)

— Прочитайте об остальных условиях обособления и не обособления приложений в § 194, с. 250 учебника «Теория».

— Назовите все три условия обособления приложений.

— Когда вместо запятой ставится тире при обособлении приложения?

— Когда приложения с союзом как не обособляются?

 

I V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение устно упражнения 343, с. 150 учебника «Практика».

Орфографический разбор слов также выполняется устно.

2) Выполнение упражнения 344 с комментированием у доски письменно.

Морфемный разбор выполняется письменно, пунктуационный — устно.

 

Цифровой диктант.

Условие:

1 — приложение при личном местоимении;

2 — распространенное приложение после определяемого слова;

3 — приложения с союзом как, имеющее добавочное значение причины.

— По ходу чтения предложений с обособленными приложениями определите условия их обособления и запишите ту цифру, которая обозначает данное условие.

1) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. Островский.)

2) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.

3) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (М. Горький.)

4) Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов-Микитов.)

5) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. (Л. Толстой.)

6) Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому. (И. Гончаров.)

7) Муж ее, путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме. (А.Н. Толстой.)

— Проверьте получившийся код: 1, 3, 2, 2, 1, 3, 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.006 с.)