III . Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Объяснение нового материала.



— Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.

 

 

— Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной связи. (1-е и 2-е словосочетание — согласование; 3-е —управление.)

— Вспомните, что значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде, числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными. Какими частями речи они выражены? Откройте учебник «Теория» на с. 223, 175 и прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.

— Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти — существительное с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение. Прочитайте на с. 224, какими частями речи выражаются несогласованные определения.

 

I V. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 140, с. 65 учебника «Практика».

Это упражнение можно выполнять с комментированием с места, а можно одного из учащихся вызвать к доске и предложить учащимся задание по выбору: работать вместе с учащимся у доски и учителем (для слабых учащихся этот вариант более подходящий) или работать самостоятельно, а потом проверить себя по ответам к упражнениям в конце учебника (для сильных учащихся этот вариант будет интереснее).

 

Грамматический разбор слов.

— Выполните устно орфографический разбор слов: старинный, шелком; письменно — разбор по вариантам:

I в а р и а н т — морфологический разбор с мезонином3

II в а р и а н т — лексический разбор допоздна 5.

Двое учащихся выполняют разбор на доске. Затем проводится проверка: учащиеся сверяют выполненный разбор в тетрадях с тем, который выполнили ученики на доске.

 

Распределительный диктант.

— Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

— Распределите словосочетания по столбикам:

Согласованные                               Несогласованные

 

— Сильным учащимся, усвоившим тему учитель предлагает по работать у доски по индивидуальным карточкам-заданиям, чтобы затем коллективно проанализировать выполненные задания, таким образом закрепить новый материал.

Д и к т а н т

Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.

 

К а р т о ч к а № 1

Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями.

О б р а з е ц: стальной нож — нож из стали.

Кожаный портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние дни, птичьи голоса.

 

К а р т о ч к а № 2

Укажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком — несогласованное.

Соседняя комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик, храбрость воина, выполненный план.

 

Проверка с подробным анализом.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие члены предложения называют второстепенными?

— Что вы можете рассказать об определениях?

 

Домашнее задание: выучить § 175; упражнение 150 — устно; упражнение 151 -письменно, с. 69 учебника «Практика».

 

Урок 29

СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ (продолжение темы прошлого урока)

 

Цели: закрепить понятие о согласованных и несогласованных определениях; совершенствовать умение различать их на практике.

О б о р у д о в а н и е: примеры-выдержки из журнальных, газетных статей листы для выполнения задания к статьям.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы должны закрепить умение различать согласованные и несогласованные определения, попрактиковаться в морфологическом разборе прилагательного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.004 с.)