Сказуемое и основные его типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказуемое и основные его типы



(продолжение темы)

 

Цели: расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности именного составного сказуемого; закрепить понятия о простом глагольном и составном глагольном сказуемых; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня основное внимание будет уделено составному именному сказуемому, но в начале урока вам необходимо вспомнить особенности простого и составного глагольного сказуемого, а также особенности их согласования с подлежащим.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Кто расскажет о простом глагольном сказуемом?

— Расскажите о согласовании простого глагольного сказуемого с подлежащим.

1. Сообщение учащихся о простом глагольном сказуемом.

2. Проверка выполненных заданий в упражнениях по «цепочке».

Проверка домашних упражнений по заданиям к ним в учебнике.

 

III. Закрепление материала по теме.

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения, определите их грамматическую основу:

1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

— Охарактеризуйте сказуемое в последнем предложении.

 

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Откройте § 173 учебника «Теория». Прочитайте об особенностях составного глагольного сказуемого и заполните т а б л и ц у, которую вы видите н а  д о с к е.

 

С п о с о б ы в ы р а ж е н и я

вспомогательной части основной части
   

 

2) Выполните упражнение 122 устно.

3) Комментированное письмо по упражнению 123.

 

Свободный диктант.

— Послушайте текст по которому вы сейчас напишете свободный диктант.

Диктант

Имя коллекционера Павла Яковлевича Дашкова в России было известно многим. Прекрасный знаток русской истории, он тратил большие средства на приобретение русских гравюр и рукописей. Ни одно крупное историческое или художественное издание не обходилось без его участия.

Дашков был воспитанником ХХХ лицейского выпуска, членом Пушкинского лицейского общества, и от него нередко приходилось слышать: «Все пушкинское и лицейское, что имеется в моем собрании, после моей смерти, конечно, поступит в Пушкинский музей». Согласно завещанию Павла Яковлевича, после его смерти в музей поступили десятки ценных автографов, материалов, касающихся жизни Пушкина. Одних пушкинских автографов было девятнадцать.

(Текст взят из пособия Озерской В.П., Богдановой Т.А. и др. Дидактический материал к учебнику русского языка. 9 класс.)

— Теперь, прослушав текст частями, по 2—3 предложения, запишите их, как запомнили. Найдите грамматические основы в своих предложениях.

— Прочитайте, какие тексты, получились у вас.

Желательно выслушивать по 3—4 варианта каждого предложения с указанием их грамматических основ.

 

4. Творческое задание.

— Составьте предложение по следующим схемам:

1.                                 глагол    глагол                              .

2. ______ глаголимя.

3.                                глагол             .

Два ученика выполняют аналогичное задание по индивидуальным карточкам.

К а р т о ч к а № 1

1.                                    глаголимя               .

2.                                     глаголглагол             .

3.                                     глагол                             .

 

К а р т о ч к а № 2

1.                                    глаголимя                  .

2.                                     глаголглагол                 .

3.                                      глагол                               .

 

I V. Подведение итога урока.

— Над чем вы работали сегодня на уроке?

— Чему следует еще уделить внимание на следующем уроке?

 

Домашнее задание: повторить материал § 169—173, составить карточку-задание по определению грамматической основы предложений (из 6 предложений с разными типами сказуемого и способами выражения подлежащего) и карточку-ответ на составленное задание.

 

 

Урок 24

СКАЗУЕМОЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ

(продолжение темы)

Цели: закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений.

 

Ход урока

Организационный момент.

— На сегодняшнем уроке вы должны закрепить полученные знания о типах сказуемого и способах его выражения.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Опираясь на схему в учебнике «Практика» на с. 56, расскажите о типах сказуемого.

— Что нужно помнить о согласовании сказуемого с подлежащим?

 

II. Закрепление материала.

Работа в группах.

— Все подготовили карточки-задания? Объединитесь в группы по четыре человека (1-я и 2-я парты, 3-я и 4-я парты и т. д.) и обменяйтесь карточками-заданиями. Время на выполнение задания — 8 минут. Затем возвратите карточки их авторам и проверьте работу по заготовленным дома карточкам-ответам. После этого отчитаетесь о работе в группах. Несколько карточек возьму на проверку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.008 с.)