Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И универсалии культуры. Функции философии
В.6 Философия пользуется особыми понятиями – категориями (от греч. кategoria – высказы-вание; признак), т. е. наиболее общими (часто предельно общими) и фундаментальными по-нятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности. Так, уже Аристотель («Категории») выделял такие категории, как сущ-ность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Категории выступают основным интеллектуальным средством философского познания, они отражают весь мир, но под особым углом зрения – лишь в плоскости наиболее общих свойств, отношений и закономерностей, присущих предметам и явлениям этого мира. Кате-гориальная структура мышления, с одной стороны, относительно устойчива, но, с другой стороны, и изменчива, конкретно-исторична, т. к. «откликается» на новые достижения чело-веческого познания. Кроме того, то или иное философское направление может отдавать предпочтение своему, специфическому набору категорий – так, экзистенциализм пользуется такими категориями, как экзистенция (способ бытия человека в мире), тоска, страх, ужас и др. (эти понятия, как правило, не рассматриваются в иных философских системах). Как возникают философские категории? По мнению В. С. Степина, они появляются в со-знании человечества в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями – «ми-ровоззренческими универсалиями» (от лат. universalis – общий, всеобщий), или универсалия-ми культуры. Это – такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских ка-тегорий и фиксируют жизненные смыслы (осознанные или неосознанные), которыми руко-водствуется человек в своей деятельности («бытие», «время», «человек», «свобода» и т. д.). Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание и осмысление. В них можно выделить три уровня смыслов: 1) общечеловеческий, фиксирующий отличие человека от остального мира; 2) особенный – выражающий специфику смыслов конкретно-исторической эпохи; 3) групповой и личностный – соответствующие смыслам индивидуального опыта или со-циальной группы. Очевидно, что эти уровни связаны между собой, не существуют независи-мо друг от друга. Универсалии культуры выполняют в обществе следующие основные функции:
1) задают способы селекции человеческого опыта, отбора того, что достойно включения в «культурный багаж»; 2) образуют категориальную структуру сознания людей определенной эпохи; 3) создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выражающий отношение человека к природе, обществу, духовному миру. Понятно, что эти функции взаимосвязаны в жизни человека, в его деятельности. Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным предметам и явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, т. е. к универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, пре-вращая их в особые идеальные объекты, в философские категории (поэтому те и другие мо-гут обозначаться одинаковыми понятиями). Кроме того, философия схематизирует универ-салии культуры, она включает в содержание своих категорий не все жизненные смыслы (скажем, личностного или группового опыта), сосредотачиваясь преимущественно на обще-человеческих смыслах и наиболее существенных свойствах и связях явлений. При этом она может предложить культуре такие смыслы, которых нет в сознании данной эпохи: например, культурная универсалия «движение» всегда отражала изменения лишь тех объектов, которые были известны культуре, а философская категория «движение», понимаемая как любое изме-нение, обозначает свойство и тех объектов, которые станут известны или могут возникнуть в будущем. В этом смысле философия выступает «наукой о возможных мирах» (В. С. Степин). Новые смыслы, открываемые философией, воплощаются в инновационные универсалии культуры и начинают транслироваться в ней, пока не найдут своего применения в различных формах культурного творчества. Философия, таким образом, готовит нас к переменам в обществе и культуре, сама участ-вует в них, выдвигая новые идеи и категориальные смыслы. Поэтому сегодня, в эпоху кризи-сов техногенной культуры, так важно выработать новые ценности и смыслы развития совре-менной цивилизации, новое понимание целей человеческой деятельности.
Статус и роль философии в современном обществе и его культуре конкретизируется в следующих основных функциях: · мировоззренческой – задает интегральный образ мира, формирует предельные основа-ния теоретические мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человече-ства; · методологической – выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру; · оценочно-критической – подвергает критическому анализу наиболее значимые явле-ния социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.006 с.) |