Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки



 

Философия оказывает влияние на людей непосредственно (развивает их мышление, ана-литические способности, свободомыслие), так и опосредовано через науку, религию, искус-ство и т. д. (совместно вырабатываются духовные ориентации человеческих действий). Своеобразие философии раскрывается в процессе ее сравнительного анализа с наиболее важными формами духовной культуры, что позволяет выявить общее и особенное между ними в соответствии с общезначимыми критериями:

 

  Философия Мифология Религия Наука Искусство
Предметная направлен-ность Целостное по-знание    пре-дельных осно-ваний  бытия природы,  че-ловека, обще-ства и культу-ры Целостное зна-ние как синтез повседневного опыта и сверхъ-естественного объяснения ми-ра Постижение божествен-ной          сферы через духов-ное открове-ние Объективное познание за-конов        и принципов действитель-ности Воспроизве-дение мира в художе-ственных об-разах
Характер знания Рационально-теоретическое Чувственно-фантастическое Интуитивно-рациональное Рационально-теоретиче-ское и эмпи-рическое Чувственно-эмоциональ-ное
Языковые средства Категориально-понятийные Конкретно-образные Символиче-ско-аллегориче-ские Понятийно-формализо-ванные Образно-метафо-рические
Природа текста и ста-тус автора Авторские кон-цепции, учения, идеи и т. д. Анонимные предания, ска-зания и т. д. Богооткро-венные   са-кральные тексты Общезначи-мые   утвер-ждения (за-коны, теории, формулы и т. д.) Авторские художе-ственные произведения
Специфика рефлексии* Проблемно-критическая Некритическая Догматиче-ская Критико-ана-литическая Ассоциатив-ная

 

Из данной таблицы следует, что:

– по предметной направленности философия сближается с религиозным знанием, поскольку представляют собой ценностно-ориентированные формы знания и выводят за пределы эмпирической реальности, В некотором смысле философию объединяет с мифологией ориентация на целостное воспроизведение мира и человека. В то же время этот критерий четко отделяет философию от науки:

1) научное мышление предметно, формирует теоретический мир;

2) научное знание фрагментарно (задано узкой предметной областью исследова-ния) и интерсубъективно (истины науки общезначимы и всеобщи);

3) наука определяет про-фессиональную и во многом повседневно-практическую жизнь людей, ее ценности не затра-гивают фундаментальных смыслов человеческого бытия;

– по характеру знания, языковым средствам и специфике рефлексии философия ближе к науке, т. к. для них характерно построение знания в теоретической форме, использование от-влеченных понятий, опора на критерии разума и логическую доказательность выводов;

– по критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с ис-кусством, т. к. и для философского, и художественного текста принципиальное значение имеет авторский стиль произведения и позиция самого автора.

 

 

Предмет философии. Структура философского знания.

 

В.5

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:

1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории куль-туры;

2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т. ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук – о Вселенной, строе-нии вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет фи-лософии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслите-лей;

4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка кон-кретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к ми-ру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром – природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно – принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты -например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т. д.

Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы сле-дующие основные разделы:

·     онтология – философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

· гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механиз-мах познавательной деятельности;

· эпистемология – философия научного познания, учение о специфике и общих проце-дурах научного исследования;

· философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

· аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бы-тии;

· праксеология       – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

· социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его ди-намике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания – при всей их автономности – связаны друг с дру-гом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представ-ляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.


 

Философские категории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.006 с.)