Философия как феномен культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как феномен культуры



Оглавление

В.1

В.2

В.3

В.4

В.5

В.6

В.7

В.8

В.9

В.10

В.11

В.12

В.13

В.16

В. 17

В.18

В.19

В.20

В.21

В.22

В.23

В.24

В.25

В.27

В.26

В.28

В.29

В.30 Сартр

В.32

В.31

В.33

В.34

В.35

В.35

В.36 Лоренц

В.38

В.39

В.40

В.41

В.42

В.43

В.44

В.45

В.46

В.47

В.48

В.49

В.50 Фромм

____________________________________________________________________ ТЕМА 1

 

Философия как феномен культуры

 

 

1.1. Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.

1.2. Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии мифологии, религии, искусства и науки.

1.3. Предмет философии. Структура философского знания.

1.4. Философские категории и универсалии культуры. Функции философии

 

Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения

 

 

В.1

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл: обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этических, эстетических и т. д.

Узкий задан предметной направленностью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой и т.д.). Термин "мировоззрение " появился в философии в конце XVIII в., а широкое распространение получил лишь в XIX в.

Для мировоззрения характерны следующие черты:

1) активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельно-сти человека;

2) целостность, увязывающая три базовых элемента: человек – мир – отношения между ними;

3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под влиянием повседневного мира и общекультурного матери-ала (прессы, религиозной проповеди, художественной литературы, научной информации и т. п.).

Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности и характере отношений в системе «че-ловек – мир». Схематически это выглядит так:

Человек------------ мировоззрение ------------ мир

Роль мировоззрения заключается в том, чтобы управлять жизнедеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двух основных функциях:

1) аксиологическая (ценностной) – задает в системе деятельности исходные ценности

Вопросы: Для чего? С какой целью?

2) ориентационная – стратегия движения к цели

Вопросы: как прийти

Структура мировоззрения представлена следующими уровнями:

1) обыденно-практическим – повседневное мировоззрение в форме мироощущения, через эмоционально-психическую сторону и мировосприятие.

2) рационально-теоретическим концептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропонимания через   интеллектуальную сторону отношений человека к миру и раскрывающего их сущность в виде понятий, категорий, тео-рий, концепций и т. п.


С труктурными элементами мировоззрения выступают:

знания – более или менее достоверная информация о реальности (как внешней по отно-шению к человеку, так и внутренней);

ценности – система норм и правил деятельности человека, субъективно значимых для не-го;

убеждения – личностная форма знаний, принимаемых человеком в качестве истинных и определяющих его позицию.

Историческиетипым ировоззрения – мифологическое, религиозное, философское.

 

В.2

 

  Мифология (греч. мythos – предание, сказание; logos – рассказ) – исторически первая форма ми-ровосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком. Она предстает в ка-честве специфической системы фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной реальности. Вместе с тем мифотворчество является значимым яв-лением в культурной истории человечества, поскольку воспроизводит коллективный практи-ческий опыт и посредством традиции транслирует его от поколения к поколению.

Мифологическое мировоззрение отличают следующие признаки:

1) синкретизм – неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего их мира;

2) антропоморфизм – перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир приро-ды;

3) вера во множество сверхъестественных существ, олицетворяющих разнообразный природный мир;

4)доминирование чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира над раци-ональным познанием.

Первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующего, что стало предпосылкой для возникновения философского стиля мышления (об этом свидетельствует поэма Гесиода «Теогония»).

 

 

В.3

Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеистических (единобожие) Бо-гооткровенных (Бог – творец) религий (иудаизм, христианство, ислам).

Структура религиозного мировоззрения включает два уровня:

1) психологический, отражающий взгляды, чувства, настроения, характер поведения и специфику действий (культовую практику) верующих людей;

2) идеологический, представляющий систему догматических знаний о божественной ре-альности, на базе которых формируется религиозные ценности, убеждения и разрабатывают-ся нравственные нормы поведения людей.

Специфика религиозного мировоззрения проявляется в том, что:

1) мир удваивается: наряду с реальным выделяется сакральный (священный) как прооб-раз и цель деятельности человека и между ними устанавливается граница.

2) сущность Бога духовна, он Творец мира и находится вне него;

3) источником знаний выступает Священное Писание (Талмуд, Библия или Коран) и вера, которая выше разума;

4) религиозная картина мира строится по принципу нисходящей иерархии: Бог – человек – животные – растения – неживой мир.

 

В.4

 

Философское мировоззрение принципиально отличается от мифологического и религиоз-ного своей ориентацией на свободный интеллектуальный поиск истины, что предполагает:

1) осмысление предельных оснований бытия и мышления;

2) обоснование ценностного отношения людей к действительности;

3) стремление к систематической целостности знания о мире, человеке и характере их взаимоотношений;

4) логическую аргументацию выдвигаемых положений;

 5) опору на разум и внутренний опыт человека.

 

Философия рассматривается, как правило, в качестве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий).

 

В.5

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:

1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории куль-туры;

2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т. ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук – о Вселенной, строе-нии вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет фи-лософии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслите-лей;

4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка кон-кретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к ми-ру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром – природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно – принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты -например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т. д.

Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы сле-дующие основные разделы:

·     онтология – философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

· гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механиз-мах познавательной деятельности;

· эпистемология – философия научного познания, учение о специфике и общих проце-дурах научного исследования;

· философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

· аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бы-тии;

· праксеология       – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

· социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его ди-намике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания – при всей их автономности – связаны друг с дру-гом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представ-ляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.


 

Философские категории

В.6

Философия пользуется особыми понятиями – категориями (от греч. кategoria – высказы-вание; признак), т. е. наиболее общими (часто предельно общими) и фундаментальными по-нятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности. Так, уже Аристотель («Категории») выделял такие категории, как сущ-ность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Категории выступают основным интеллектуальным средством философского познания, они отражают весь мир, но под особым углом зрения – лишь в плоскости наиболее общих свойств, отношений и закономерностей, присущих предметам и явлениям этого мира. Кате-гориальная структура мышления, с одной стороны, относительно устойчива, но, с другой стороны, и изменчива, конкретно-исторична, т. к. «откликается» на новые достижения чело-веческого познания. Кроме того, то или иное философское направление может отдавать предпочтение своему, специфическому набору категорий – так, экзистенциализм пользуется такими категориями, как экзистенция (способ бытия человека в мире), тоска, страх, ужас и др. (эти понятия, как правило, не рассматриваются в иных философских системах).

Как возникают философские категории? По мнению В. С. Степина, они появляются в со-знании человечества в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями – «ми-ровоззренческими универсалиями» (от лат. universalis – общий, всеобщий), или универсалия-ми культуры. Это – такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских ка-тегорий и фиксируют жизненные смыслы (осознанные или неосознанные), которыми руко-водствуется человек в своей деятельности («бытие», «время», «человек», «свобода» и т. д.). Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание и осмысление. В них можно выделить три уровня смыслов:

1) общечеловеческий, фиксирующий отличие человека от остального мира;

2) особенный – выражающий специфику смыслов конкретно-исторической эпохи;

3) групповой и личностный – соответствующие смыслам индивидуального опыта или со-циальной группы. Очевидно, что эти уровни связаны между собой, не существуют независи-мо друг от друга. Универсалии культуры выполняют в обществе следующие основные функции:

1) задают способы селекции человеческого опыта, отбора того, что достойно включения в «культурный багаж»;

2) образуют категориальную структуру сознания людей определенной эпохи;

3) создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выражающий отношение человека к природе, обществу, духовному миру.

Понятно, что эти функции взаимосвязаны в жизни человека, в его деятельности. Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным

предметам и явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, т. е. к универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, пре-вращая их в особые идеальные объекты, в философские категории (поэтому те и другие мо-гут обозначаться одинаковыми понятиями). Кроме того, философия схематизирует универ-салии культуры, она включает в содержание своих категорий не все жизненные смыслы (скажем, личностного или группового опыта), сосредотачиваясь преимущественно на обще-человеческих смыслах и наиболее существенных свойствах и связях явлений. При этом она может предложить культуре такие смыслы, которых нет в сознании данной эпохи: например, культурная универсалия «движение» всегда отражала изменения лишь тех объектов, которые были известны культуре, а философская категория «движение», понимаемая как любое изме-нение, обозначает свойство и тех объектов, которые станут известны или могут возникнуть в будущем. В этом смысле философия выступает «наукой о возможных мирах» (В. С. Степин). Новые смыслы, открываемые философией, воплощаются в инновационные универсалии культуры и начинают транслироваться в ней, пока не найдут своего применения в различных формах культурного творчества.

Философия, таким образом, готовит нас к переменам в обществе и культуре, сама участ-вует в них, выдвигая новые идеи и категориальные смыслы. Поэтому сегодня, в эпоху кризи-сов техногенной культуры, так важно выработать новые ценности и смыслы развития совре-менной цивилизации, новое понимание целей человеческой деятельности.

Статус и роль философии в современном обществе и его культуре конкретизируется в следующих основных функциях:

· мировоззренческой – задает интегральный образ мира, формирует предельные основа-ния теоретические мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человече-ства;

· методологической – выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру;

· оценочно-критической – подвергает критическому анализу наиболее значимые явле-ния социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

 

В.7

Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столе-тий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивыс-шего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для обозначе-ния этого события вводит понятие «осевое время», разворачивающееся с VIII по II вв. до н.э., когда почти одновременно в рамках многих культур происходит резкий поворот истории и начинает формироваться философия как особый тип мышления. В эту эпоху стали разрабатываться принципы, основные категории и понятия философии, модели организации философского знания, способы философствования и др.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

1) формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономическjй сфере жизни обществ;

2) выделение ремесла из сельского хозяйства;

3) становление государства и безличного писаного права;

4) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;

5) отделение умственного труда от физического.

Проблема возникновения философии интересовала еще античных философов – Платона, Аристотеля и других, которые усматривали начало философиив удивлении (Платон. «Те-этет»; Аристотель. «Метафизика»). В частности, Аристотель полагал, что люди начали философствовать, избегая незнания, которое вначале надо было осознать, ибо незнание, если оно не осознано, невозможно преодолеть. Поэтому человек вначале должен оказаться в состоянии удивления, недоумения. Способность удивляться – есть психологический источник как начала философии, так и того, что люди становятся философами: «благодаря удивлению люди и теперь философствуют и начали философствовать впервые» («Метафизика»). Но удивление становится источником философии лишь тогда, когда люди открывают истинные причины изумившего их явления.

Духовным источником возникновения философии может рассматриваться переход от мифа к логосу, т. е. рациональному и достоверному знанию. Теоретическая (философия, фи-зика и математика) мысль, согласно Аристотелю, возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, обеспечившие удовлетворение потребностей человека, там, где неко-торые люди стали иметь досуг – свободное время. Философствование, утверждает Аристо-тель, это лучшая форма времяпрепровождения, тем более, что стремление к мудрости добро-детельно («Этика»).

В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл и означало стремление к осо-бому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служе-нии истине. Причем мудрость означала не объединение разных знаний об отдельных вещах и явлениях мира, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Философ, как пишет Платон, пребывает посредине между мудростью и невежеством: боги не фило-софствуют, т. к. уже мудры, а невежды кажутся себе достаточными и не нуждаются в фило-софствовании («Пир»). Поэтому философ – это тот, кто любит мудрствовать (т. е. выяснять сущность вещей) и занимается тремя вещами: 1)созерцает и знает сущее (предмет теории); 2) творит добро (предмет практики); 3) теоретически рассматривает смысл речей (предмет диа-лектики).

Основные концепции генезиса философии:

1) мифогенная – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чув-ственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

2) гносеогенная – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

3) гносеогенно-мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии – совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мыш-ление.

Специфика социального и культурного развития Индии, Китая и Греции отразилась на проблемном поле философии, ее языке, способах организации знания и т. д., что привело к разграничению восточной и западной традиции философствования.

 

 

2.2. Древнеиндийская философия:

В.8

Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и куль-турную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и ре-гламентацию хозяйственной деятельности; жесткую кастовую систему, высшая власть в ко-торой принадлежала жрецам-брахманам; направленность познавательных и художественных традиций). Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского ка-нона (веды – «священное знание»), представленного богатейшим комплексом источников. Самые древние из них – 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа» («Книга гимнов»), восходящая к XIV в. до н. э. Завершают канонические тексты упанишады, наиболее классические из которых относятся к IX–VII вв. до н. э. Упанишады представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религиозных сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философские обоснования таких базовых для индийского мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Пракрити, сансара, карма, дхарма и мокша.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бы-тия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман – высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тожде-ства Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности. Мате-риально-чувственная природа (Пракрити) подчинена сансаре – колесе жизни, связанном сцепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сан-сары осуществляется кармой как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшествующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и перерождение в более высоком состоянии. Высшей целью человеческого существования является мокша как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и соединиться с абсолютными Брахманом-Атманом.

Формирование индийской философии относится к периоду VI–V вв. до н. э. Исторически это время связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества и выдвижению кшатриев (воины, светские правители) на привилегированные политические позиции. Свое идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. В полемике с ними формируются шесть ортодоксальных школ, группирующиеся в дополняющие друг друга пары (вайшешика – ньяя, санкхья – йога, веданта – миманса). Содержательная специфика философских школ Древней Индии (даршан) представлена в таблице.

 

Школы Основатели и время их жизни Онтология Психология Гносеология Сотериология (учение о спасении)

Неортодоксальные школы (настика)

Джайнизм Вархамана (VI в. до н. э.), назван-ный Маха-вирой («Ве-ликий  ге-рой»)     и Джиной («Победи-тель») Две основные субстанции*: джива (душа, все живое) и аджива   (не-душа,  нежи-вое) Две   формы бытия  души (дживы): со-вершенное  и несовершен-ное, связанное с   материей (адживой)  и кармой Два вида по-знания: несо-вершенное (непосред-ственное    и опосредован-ное) и совер-шенное  (ин-туиция,  до-ступная толь-ко  освобож-денному от уз материи) Мокша как результат крайнего  ас-кетизма, обя-зательным элементом которого  яв-ляется  прин-цип  ахимсы (непричине-ние вреда жи-вому)
В.9   Буддизм Сиддхартха Гаутама (VI–V вв. до н.          э.), названный Буддой («Просвет-ленный») Основа мира –       пустота (шунья). Ви-димый мир и сансара обра-зуются вслед-ствие  волне-ния («зависи-мого возник- Отрицание субстанци-альности ду-ши (анатман) как вечного и неизменного начала Рассмотрение внешнего ми-ра как иллю-зии (майя) и акцент      на практике  со-зерцательного размышления (медитации) Учение о «че-тырех благо-родных исти-нах»:  1) о страдании (жизнь в мире полна страда-ний);  2) о причине стра-

 

    новения») дхарм (в буд-дизме – мель-чайшие пси-хофизические элементы, энергии).     даний (жела-нии);  3) о прекращении страданий (нирване); 4) о пути, веду-щем  к  пре-кращению страданий (восьмерич-ный путь)
Локаята (позднее название – чарвака) Брихаспати (легендар-ный мудрец, наставник богов) Мир образу-ется соедине-нием четырех элементов: земли,  воды, огня и возду-ха Отрицание бессмертия души и кар-мы. Человек и сознание про-изводны   от четырех  эле-ментов Ощущения как основной источник по-знания Смысл жизни – в достиже-нии счастья, понимаемом как наслажде-ние, удоволь-ствие

Ортодоксальные школы (астика)

Санкхья   Йога     Вайшешика   Ньяя     Веданта     Миманса Капила (ок. VII в. до н. э.)   Патанджа-ли (ок. I I в. д о н. э.)   Канада (III в. до н. э.)     Гаутама (ок. III в. д о н. э.)     Шанкара (VIII в.)   Джаймини Дуализм  ду-ховного нача-ла (Пуруши) и природно-материально-го      (Пракри-ти),  образо-ванного  со-единением трех гун (пси-хофизических энергий)     Субстанция (дравья)  как субстрат  ка-чества и дей-ствия.  Осо-бый интерес – учение     об атомах, опре-деляющих ха-рактеристики физических элементов  и объектов Брахман-Атман                как субстанци-альные осно- Сложная иерархиче-ская структу-ра       психики, образованная путем после-довательного проявления Пуруши      в гунной мате-рии   Иерархия психики вы-страивается «снизу»:  от чувственных способностей к интеллекту-альным. Ат-ман          (созна-ние, Я) зави-сит от тела     Высшее пси-хическое начало – ин-дивидуальный Три источни-ка познания: восприятие, логическое умозаключе-ние и свиде-тельство  ав-торитетов. Цель познания– очищение и просветление сознания     Четыре ис-точника по-знания:   вос-приятие, вы-вод, сравнениеи доказатель-ство. Разви-тие     логики как   условияистинного познания     Основной ис-точник позна-ния – священ-ные   тексты Мокша    как освобождение от гунной за-висимости. Три        пути   к освобожде-нию: джняна-йога (йогапо-знания); бхакти-йога (йога сердца) и карма-йога (йога      дей-ствия) Мокша    как освобождение Атмана (Я) от страдания (привязанно-стей,  жела-ний,  волне-ний)     Мокша     как результатаследования дхарме и со-

(ок. V в. до вания космоса н. э.)


атман    как элемент абсо-лютного


(веды, «Бха-гавадгита», «Брахмасут-ра»)


блюдения р и-туалов.


 

Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил следующие ее суще-ственные особенности: 1) метафизическая (сверхприродная) направленность и идеалистиче-ская интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация»; 2) традицио-нализм (апелляция к сакральным источникам, комментаторский характер текстов) и интра-вертность (обращенность к внутреннему опыту) как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и сотериологической практики спасения.

 

 

В.10

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизо-ванного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регла-ментирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной ста-бильности и порядка.

Свое идеологическое выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфу-цианстве, возникновение которого (VI в. до н. э.) знаменовало начало золотого века китай-ской философии, известного как период «ста школ» (VI–III вв. до н. э.). Вместе с тем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли: конфуианство,

даосизм,

м оизм,

л егизм,

школа «инь-ян»

школа имен.

В.11

Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией. Основа-тель конфуцианства – легендарный мудрец Конфуций (551–479 гг. до н. э.), суждения и афо-ризмы которого собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания – вопросы о нравствен-ной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие – жень (человек, человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в со-ответствии с «принципом взаимности»: «чего не желаешь себе, того не делай другим». Кон-кретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуа-лу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одно-временно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мо-тивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом (и) как честным вы-полнением тех обязанностей, которые ему предписаны Небом (тянь), судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобаю-щее ему место. Началом, образующим все человеческие качества, выступает семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По анало-гии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель – это отец своих подданных), и структура космоса в целом (небо, земля, человек). Гармония в Подне-бесной осуществляется при условии: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».

Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был дао-сизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала канониче-ским даосским текстом. Центральное понятие даосизма – дао (букв. – путь, дорога), обозна-чающее, с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, дао – это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Предназначение человека – это следование дао, согласование своего пове-дения с абсолютным дао Вселенной. Основанием данного пути является соблюдение прин-ципа у вэй (букв. – недеяние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя рас-творения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии: внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуциан-ству, духовного полюса китайской культуры.

В целом, китайскую философию характеризует: а) отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта; б) традицио-нализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип ор-ганизации философских школ и текстов, с другой; в) литературно-афористичный стиль из-ложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.

 

 

В.12

К основным социокультурным факторам, обусловившим возникновение древнегреческой философии, относятся:

 а) торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй, что способствовало высокому уровню отделения умственного труда от физического и развитию абстрактно-теоретического мышления

 б) полисная демократия, определившая установки на рационально-логическую аргументированность знаний;

в) богатейшая мифологическаяи литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли.

В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизирует высший порядок и гармонию, причину соразмерности и согласованности многообразных природных явлений. Определяя онтологический строй Универсума, космос одновременно коррелирует с понятиями красоты как эталон гармонии, справедливости (должное распределение благ в масштабах целого), истины (непротиворечивое соединение знаний и их соответствие действительности). Тем самым космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли.

В развитии древнегреческой философии выделяют три основных этапа, каждый из которых отличался своими акцентами в интерпретации космоса (см. табл.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.104 с.)