Статус и основные проблемы философии средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус и основные проблемы философии средневековья



В.16

 

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосы-лок:

1) разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

2) изменение социальной структуры общества – появляются прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крестьянство), профес-сиональные солдаты;

3) утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она – «служанка теологии»;

4) признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление ко-торой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философство-вать – означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги;

В развитии средневековой философии можно выделить следующие этапы:

1) апологетика (от греч. аpologeomai – защищаю; II-III вв. н. э.) – защищается христиан-ство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»;

2) патристика (от лат. patres – отцы) – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV – VIII вв.). При этом предполагалось отде-лить подлинные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения ос-новных положений Библии, чтобы исключить еретические интерпретации (Аврелий Авгу-стин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии бы-ло связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущности Бога как высшегоБытия, его трансцендентной (потусторонней) природы и тройственности Божественных ипо-стасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпрета-цию, т. к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать»;

3) схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – сохраняется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остаются философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX – XIV вв., «золотым веком» счита-ется XIII в.). Основные теоретики – Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фо-ма Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др.. Своеобразие этого этапа свя-зано с формированием двух систем образования – монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к логике Аристотеля. Великим систематизатором средневеко-вой философии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отли-чаются методом получения истин, т. к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а философское – опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), кото-рую представляют следующие философские подходы:

реализм – общие понятия представляют собой подлинную реальность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.);

– номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др.).

 

В.17

В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку религиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отношение к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отраже-ние либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использование христианством. Терпимость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помо-щью философских знаний, способствующих развитию веры, которая выше всякого знания и является его венцом.

 

Принципы средневекового философского мышления:

монотеизм – Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен; теоцентризм – Бог является высшей сущностью всего бытия;

креационизм – идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

символизм – существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроиз-водят «вещи невидимые» (т. е. высшие сущности) и являются их символами;

провиденциализм (провидение) – история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

эсхатологизм – учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.005 с.)