Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статус и основные проблемы философии средневековья
В.16
Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосы-лок: 1) разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений; 2) изменение социальной структуры общества – появляются прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крестьянство), профес-сиональные солдаты; 3) утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она – «служанка теологии»; 4) признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление ко-торой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философство-вать – означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги; В развитии средневековой философии можно выделить следующие этапы: 1) апологетика (от греч. аpologeomai – защищаю; II-III вв. н. э.) – защищается христиан-ство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»; 2) патристика (от лат. patres – отцы) – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV – VIII вв.). При этом предполагалось отде-лить подлинные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения ос-новных положений Библии, чтобы исключить еретические интерпретации (Аврелий Авгу-стин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии бы-ло связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущности Бога как высшегоБытия, его трансцендентной (потусторонней) природы и тройственности Божественных ипо-стасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпрета-цию, т. к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать»;
3) схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – сохраняется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остаются философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX – XIV вв., «золотым веком» счита-ется XIII в.). Основные теоретики – Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фо-ма Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др.. Своеобразие этого этапа свя-зано с формированием двух систем образования – монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к логике Аристотеля. Великим систематизатором средневеко-вой философии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отли-чаются методом получения истин, т. к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а философское – опирается на разум и опыт. Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), кото-рую представляют следующие философские подходы: – реализм – общие понятия представляют собой подлинную реальность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.); – номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др.).
В.17 В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку религиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отношение к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отраже-ние либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использование христианством. Терпимость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помо-щью философских знаний, способствующих развитию веры, которая выше всякого знания и является его венцом.
Принципы средневекового философского мышления: монотеизм – Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен; теоцентризм – Бог является высшей сущностью всего бытия;
креационизм – идея об акте свободного творения мира Богом из ничего; символизм – существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроиз-водят «вещи невидимые» (т. е. высшие сущности) и являются их символами; провиденциализм (провидение) – история человечества понимается как осуществление Божественного замысла; эсхатологизм – учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.005 с.) |